12.1 Региональное хозяйство и региональная экономика.
Региональное хозяйство представляет собой весь хозяйственный, экономический, производственный и социальный комплекс, который формируется незивисимо от состава отраслей и ведомственной подчиненности предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории республики, края, области, автономного округа.
Все предпрития и организации промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, связи, сферы культурно-бытового обслуживания можно разделить на три большие группы подчинения:
1) федерального;
2) субъекта Федерации;
3) муниципального или местного.
Отношения между местными органами, которые являются основой системы регионального управления, с одной строны, и предприятиями и организациями – с другой (в соответствии с уровнем подчиненности), варьируются от полного подчинения (предпрития и организации муниципальной собственности) местным органам до осуществления последними отдельных функций управления.
Вне зависимости от форм управления и подчиненности все предприятия (организации), расположенные в данном регионе, подконтрольны местным органам управления в вопросах использования земли, недр, лесов и вод, охраны природы, соблюдения санитарных, противопожарных, правовых, социальных, жилищно-бытовых норм и правил. Территориальные органы управления ведут контроль за жилищным и социально-культурным строительством, строительством местных дорог, производством продольствия и товаров народного потребления, осуществляемого всеми предприятиями, находящимися на данной территории.
Объектами регулирования на региональном уровне являются: процесс приватизации государственной собственности; налогообложение предприятий и населения; формирование местных бюджетов; социальная защита населения и др.
В последние годы в Российской Федерации проводится работа по формированию государственной региональной политики. Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Основными целями региональной политики в РФ являются:
1) обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;
2) обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты населения независимо от экономических возможностей регионов;
3) выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
4) предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
5) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
6) максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
7) становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
12.2 Методология прогнозирования экономического и социального развития регионов.
В последние годы на уровне регионов (республик, краев, областей) проводилась и проводится работа по составлению краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социально развития.
Методологическими предпосылками такого прогнозирования являются следующие положения:
1) регион представляет собой целостную подсистему общей системы общественного производства, выполняющую определенную народнохозяйственную функцию посредством производства некоторого числа продуктов или услуг, являющихся предметом его специализации;
2) ухудшение показателей экономической деятельности региона способно вызвать негативные изменения в функционировании всей системы общественного производства или социально-экономической системы общества;
3) необходимый уровень результатов функционирования региональной экономической системы к заданному моменту времени не может быть обеспечен при сложившихся инерционных тенденциях регионального развития;
4) преобразование режима функционирования региональной экономической системы в рамках существующей системы территориального управления и при данных ресурсах в заданный срок невозможно.
Исходя из этих положений определяются основные этапы и схема разработки прогноза регионального экономического развития, его содержание. Процесс разработки прогноза включает в себя три блока: аналитический, концептуальный и прогнозный.
В рамках аналитического блока необходимо исследовать внутреннюю связанность данной территории, определить существенные структурные связи, экономическое ядро региональной системы и производства, определяющие эффективность функционирования системы в целом. Это дает возможность определить те звенья регионального хозяйства, которые выполняют основную функцию региона в системе общественного разделения труда. Кроме того, необходимо рассмотреть тенденции развития региона в составе всей экономики страны. Это покажет степень зависимости всего общественного производства в данный момент и в перспективе от функционирования региональной экономики.
Основным содержанием исследований в рамках концептуального блока является выработка концепции развития региональной экономической системы с учетом стоящих перед регионом экономических и социальных целей.
При разработке концепции регионального развития можно выделить два основных этапа:
1) формирование целей и их конкретизация в виде определенных задач, направленных на решение соответствующих проблем;
2) определение приоритетов целей и задач экономического и социального развития и разработка на этой основе стратегии регионального развития.
Специфика целей, конкретных проблем и факторов развития в каждом данном регионе не позволяет унифицировать решение этой проблемы.
Вместе с тем можно назвать ряд целей и задач, присущих всем регионам. Это:
1) стабилизация производства и обеспечение экономического роста;
2) формирование развитых рыночных отношений;
3) решение комплекса социальных вопросов;
4) защита окружающей среды и т.д.
Основной задачей в рамках прогнозного блока является определение количественных параметров и показателей развития региональной экономической системы в перспективе. При этом используются три типа прогнозов: общеэкономические прогнозы развития региональной экономической системы в целом; прогнозы развития отдельных отраслей и производств регионального хозяйства; прогнозы развития отдельных административно-территориальных единиц региона (городов, районов и т.д.).
Основным методом разработки указанных прогнозов является составление сценариея перспективного развития. В этих сценариях описываются вероятные ситуации будущего развития региональной экономической системы и ее структур, ее взаимосвязь с другими системами, определяются оптимальные показатели развития региональной экономики при различных сочетаниях факторов и условий регионального развития.
Вся совокупность сценариев регионального развития делится на три группы:
1) сценарии общеэкономического развития;
2) сценарии развития отдельных отраслей и производств;
3) сценарии развития отдельных административно-территориальных единиц региона.
Можно выделить три группы сценариев общеэкономичекого развития региона:
1) сценарии, определяемые условиями развития экономики страны, оказывающими воздействие на параметры роста производства в региональной системе;
2) сценарии, определяемые внутрирегиональными факторами развития производства, среди которых наиболее важны структурные изменения, обеспеченность финансовыми, природными ресурсами, показатели эффективности производства и др.;
3) сценарии общеэкономического развития региона, сочетающие условия, складывающиеся при сохранении отраслевого подхода к прогнозированию развития экономики отдельных регионов.
При построении сценариев развития отдельных отраслей и производств необходимо руководствоваться тем, что сочетание факторов и условий развития для разных групп отраслей различно. Всю совокупность отраслей материального производства необходимо разделить на однородные группы с точки зрения сочетания факторов и условий перспективного развития:
1) отрасли народнохозяйственной специализации;
2) отрасли регионального значения.
Для обеих групп отраслей необходимо разработать два варианта сценария или прогноза развития: поисковый и нормативный.
В соответствии с первым прогнозом развития обеих групп отраслей будет определяться сложившимися тенденциями базового периода. В соответствии же со вторым нормативным вариантом прогноза развитие первой группы отраслей будет определяться общеэкономическими потребностями и ресурсами, а развитие второй группы отраслей будет определяться региональными потребностями в соответствующей продукции, а также финансовыми и ресурсными возможностями региона.
12.3 Модели регионального развития.
При прогнозировании экономичекого и социального развития региона используется целый ряд моделей, из которых рассмотрим три типа:
1) модели экономической базы (МЭБ);
2) модели “затраты – выпуск” (МЗВ);
3) эконометрические модели (ЭМ).
Модели экономической базы основаны на предпосылке о том, что региональная экономика подразделяется на два производственных сектора в соответствии с рынками сбыта товаров: а) вне данного региона (базовый сектор); б) внутри данного региона (обслуживающий сектор).
Для некоторго условного региона МЭБ может быть в общем виде записана следующим образом:
У = (Е – М) + Х, (1),
где У – суммарный доход в регионе;
Е – собственные расходы (включая инвестиции и расходы местного управления в регионе);
М – поставки в регион;
Х – поставки из региона.
Выразив значение Е и М через У, получим: Е = е × У (2);
М = м × У (3);
Х = `Х (4).
Черта сверху указывает экзогенный характер переменных в данной модели. Подставляя значения (2), (3), (4) в формулу (1), получим:
У = е × У – м × У + `Х.
Решая это уравнение относительно У, получим:
У = `Х / (1 – е + м).
Отсюда получаем формулу базового мультипликатора:
К = У /Х = 1 / (1 – е + м).
Она показывает соотношение суммарного дохода в регионе и поставок из региона. МЭБ позволяет оценить лишь общее влияние внешнего воздействия на рынок. Чтобы понять процесс распространения этого воздействия от отрасли к отрасли и степень его влияния на различные отрасли и межотраслевые различия в величине мультипликатора, необходимо более детальное описание региональной экономической системы.
В этом случае могут быть использованы модели “затраты-выпуск”, МЗВ. При использовании этих моделей рассматривается конечное число отраслей- производителей в регионе. Каждая из них может считаться при этом зависимой от любой другой. Выпуск отрасли 1-ой может быть использован в качестве затрат в отрасли 2-ой. Продукция 2-ой отрасли может быть в свою очередь, использована в качестве производственных затрат 3-ей отрасли и т.д. Это позволяет отслеживать эффекты мультипликатора, возникающие из-за внешнего воздействия на экономику, более детально, чем МЭБ.
Открытая статическая экономическая система, состоящая из n отраслей, может быть представлена следующим образом:
Хi = å Хij + Уi i,j = 1,2,…n, (1), где Хi – валовый выпуск i-ой отрасли;
Хij – количество продукции i-ой отрасли, затраченное на производство в j-ой отрасли;
Уi – количество продукции i-ой отрасли, использованное конечным потребителем.
Если принять ряд упрощающих допущений:
1) каждая группа продуктов выпускается единственной отраслью-производителем;
2) отсутствуют внешние источники сокращения или увеличения затрат;
3) существует единственный производственный процесс для каждого продукта, что исключает взаимозаменямость продукции. Тогда из (3) следует, что Хij = аij × хj, где
аij- технологический коэффициент, определяющий количество i-го продукта, расходуемое на производство единицы j-го продукта;
Хj- выпуск j-ой отрасли.
Тогда формула (I) может быть преобразована так:
n
Хi = å аij Хj + Уi
J = 1
Или в матричном виде Х = АХ + У (3)
-I
Решая (3) относительно Х, получаем Х = (I – А) × У (4)