Конспект лекций по предмету "Бухгалтерский учет"


Лекция 4

Понятие счёта и двойной записи.

Схема активного счёта. 01, 04, 10, 50, 51.
Дебет
Кредит
Сн
Хоз. операции, уменьшающие активы организации (-)
Хоз. операции, отражающие хоз. средства (активы) и их увеличения (+)
Оборот по дебету
Оборот по кредиту
Ск=Сн+Од-Ок


Схема пассивного счёта. 80, 82, 83, 99, 84, 66, 67
Дебет
Кредит
Хоз. операции. Уменьшающие источники хоз. средств (-)
Сн
Хоз. операции, увеличивающие источники хоз. средств
Од
Ок

Ск=Сн+Ок-Од

В БУ кроме активных и пассивных счетов используются активно-пассивные счета. Например, сч. 99 называется «Прибыли и убытки»: по кредиту – прибыль, по дебету – убыток.
Понятие двойной записи.
В БУ каждая хоз. операция отражается на 2-х счетах одновременно. Запись хоз. операции на двух счетах называется двойной записью. В БУ каждая хоз. операция отражается по дебету одного счёта и по кредиту другого. Такая запись называется бухгалтерской проводкой или корреспонденцией счетов. А участвующие счета называются корреспондирующими. Составить бухгалтерскую проводку означает:
1) активные счета увеличиваются по дебету. А уменьшаются по кредиту;
2) пассивные счета наоборот;
3) чтобы составить бухгалтерскую проводку, нужно в хоз. операции определить ключевые слова, соответствующие наименованию счёта; затем определить изменение счёта, т.е. его увеличение либо уменьшение
Пример № 1: поступили деньги в кассу с расчётного счёта в сумме 100 000 руб

Сч 50
Д К
Сн

+ 100 000

Ск


Сч 51
Д К
Сн


- 100 000
Ск




Пример №2: поступили материалы от поставщиков на сумму 200 000 руб
Сч 10
Д К
Сн

+ 200 000

Ск


Сч 60
Д К
Сн


- 200 000
Ск




Пример №3: из кассы оплачена задолженность поставщику за полученные материалы

Сч 50
Д К
Сн


- 100 000
Ск


Сч 60
Д К
Сн

+ 100 000

Ск




Пример №4: перечислена с рсчёта задолженность поставщикам



В БУ хоз. операции отражаются в журнале хоз. операций. Журнал хоз. операций составляется за месяц, квартал.
Журнал хоз. операций:
Содержание операций
Корреспонд. счетов
Сумма, руб
Д
К
1. Поступили деньги в кассу с расчётного счёта


100 000
2. Поступили материалы от поставщика


200 000
3. Из кассы оплачена задолженность поставщику за полученные материалы


100 000
4. Перечислена с рсчёта задолженность поставщикам


100 000

По степени детализации объектов учёта все бух. счета подразделяются на синтетические и аналитические.
Синтетические едины для всех пользователей; регламентируются планом счетов и предполагают применение двойной записи. Все данные на синтетических счетах отражаются только в стоимостном выражении. Отражение операций на синтетических счетах называется синтетическим учётом.
Аналитические открываются к синтетическим счетам и отражаются в стоимостном и натуральном измерителях.
Для реализации синтетического учёта к синтетическим счетам открывают субсчета. Если синтетический счёт активный, то и субсчёт активный, и наоборот.
Например, к счёту 10 открываются субсчета 10-1 «Сырьё и материалы», 10-2 «Полуфабрикаты».
Синтетические счета представлены в документе, который называется «План счетов» - это систематизированный перечень счетов, где все счета сгруппированы по экономическому содержанию. В Плане счетов счёт имеет наименование и шифр из двух цифр. Кроме этого в плане счетов представлены забалансовые счета.
Бухгалтерский финансовый учёт.
Данные бух. финансового учёта представлены в бух. финансовой отчётности:
А) Бух. баланс - Форма №1
Б) Отчёт о прибылях и убытках – Форма №2
Эти формы представляют внешним пользователям: банкам, учредителям. Инспекции федеральной налоговой службы.
Учёт наличных денежных средств в кассе.
В каждой организации для работы с денежными средствами организуют бух. службу, во главе которой стоил главный бухгалтер. Помощник главного бухгалтера – это бухгалтер-кассир, который выполняет операции с наличными деньгами. Порядок ведения кассовых операций установлен инструкцией ЦБ РФ. Кассовое помещение должно быть изолировано. Деньги хранятся в сейфе. Руководитель организации заботится о безопасности перевозки денег из банка в кассу и наоборот. Дубликаты ключей от сейфа хранятся у руководителя.
В БУ используются следующие первичные документы для учёта наличных денег в кассе:
1. ПКО (приходный кассовый ордер), РКО (расходный кассовый ордер);
2. Журнал регистрации ПКО и РКО;
3. Кассовая книга и отчёт кассира;
4. Журнал-ордер №1 По счёту 50 «Касса»
Из кассы могут быть выданы деньги на приобретение дорогостоящих предметов. Предельный размер расчётов наличными деньгами между юридическими лицами установлен правительством РФ и составляет 100 тыс. руб. по одной сделке. Организация может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимита. Он устанавливается банком по согласованию с руководством организации. Лимит остатка денег в кассе устанавливается банком на основании заявления организации. Если остаток больше лимита, то деньги сдают в банк. Сверхлимита наличные деньги в кассе хранятся в кассе только в дни выдачи з/п, пенсий, пособий( в течение трёх дней). После этого вся наличность должна быть депонирована, т.е. сдана в банк на р/счёт. Сдача денег в банк на р/счёт оформляется документом «Объявление на взнос наличными». На принятые деньги банк выдаёт квитанцию, заверенную подписью банка, печатью. Приём наличных денег – обратный процесс – производится по чеку из чековой книжки, которую организация покупает у банка (на 25. 50 или 100 листов).
Все кассовые операции по приёму наличных денег оформляются в кассовой книге – это учётный регистр, отражающий движение наличных денег в кассе. Записи в кассовой книге производятся сразу после получения или выдачи наличных денег. В конце рабочего дня подсчитываются итоги за день и определяется остаток денег в кассе, который сравнивают с установленным лимитом.
Пример составления отчёта кассира:
Остаток наличных денег в кассе на 1-ое марта составил 3000 руб. лимит по кассе для данной организации – 5000 руб. Составить журнал хоз. операций за отчётный день 1 марта.

Журнал хоз. операций:
документ
содержание
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
Д
К
денеж. чек ПКО №15
Поступили деньги в кассу с р/счёта



ПКО №16
Получено от покупателя за проданную продукцию



ПКО №17
Погашена ссуда работника



РКО №40
Выдана з/п за февраль


20 000
РКО №41
Выдан аванс петрову


10 000
РКО №42
Выдано Сидорову на командировочные расходы


3 000

Кассовая книга
От кого получено. Кому выдано
Корреспонденция счетов
Приход
Расход
Остаток на начало дня
3 000

15 с р/счёта в кассу

25 000

16 от покупателя

8 200

17 ссуда от работника

1 000

40 з/п за февраль


20 000
41 аванс петрову


10 000



3 000
ИТОГО 34 200 33 000
Остаток на конец дня 34200-33000+3000=4200

Лимит по кассе данной организации составляет 5000 руб.; остаток на 1-ое марта 4200 (на конец дня), что не превышает лимита.
Учёт денежных средств на р/счете.
Каждая организация, начиная свою деятельность, выбирает банк и открывает р/счёт иили открывает р/счета в нескольких банках. Для открытия р/счёта необходимо предоставить следующие документы:
1) Заявление на открытие р/счёта;
2) Устав, учредительный договор, регистрационное свидетельство нотариально заверенное, справка оп постановке на учёт в налоговой инспекции;
3) Справка о постановке на учёт в пенсионном фонде (ПФ), фонде соц. Страхования (ФСС) и в фонде обязательного медицинского страхования.
Открывая р/счёт, организация заключает договор с банком и становится его клиентом. Организация получает номер лицевого счёта – 20 знаков, на который банк зачисляет денежные средства или перечисляет денежные средства другим организациям.
Каждая операция движения денежных средств подтверждается следующими документами:
1) Объявление на взнос наличными. Этот документ позволяет внести деньги из кассы на р/счёт

2) Денежный чек. Каждая организация имеет чековую книжку на 25, 50 или 100 листов.
Организация имеет возможность снять деньги с р/счёта по чеку, но деньги снимаются на строго определённые цели:
- на зп за отчётный месяц;
- на хоз. нужды и командировки;
- на выплату пенсий, пособий, стипендий
3) Платёжное поручение – это документ, позволяющий перечислить денежные средства другим организациям с разрешения владельца лицевого счёта;
4) Платёжное поручение-требование. Этот документ выставляют поставщики, требующие оплатить поставленные материалы или товары согласно договору.
В некоторых случаях инспекция федеральной налоговой службы (ИФНС) имеет право снять с р/счёта организации неоплаченные налоги, штрафы без согласия организации. Основной документ в работе с банком – выписка с р/счёта (ВРС). В выписке отражается движение денежных средств на определённую дату.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.