Украина, как и другие суверенные государства, которые образовались после распада СССР, оказалась слабо включенной в международное разделение труда, а это не отвечает ее национальным интересам, так как этим она выталкивается на обочину мирового экономического прогресса. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что часть экспорта в общем объеме производства Украины еще до провозглашения суверенитета не превышала 4-5%, в то время как среднемировой показатель равняется 17%.
Достижение экономического и социального возрождения Украины в значительной мере связано с интеграцией ее в международную экономическую систему, активным и растущим участием не только в региональном, но и международном разделении труда, эффективном использовании его преимуществ и выгод.
Возможности той или иной страны относительно включения в мировое экономическое пространство определяют показателем открытости экономики. По некоторым экспертным оценкам в 1998 г. из 161 страны Украине отводилась 124 позиция, а эксперты Мирового банка в 1999 г. оценили экономику Украины как «закрытую».
Но если брать такие количественные показатели как соотношение объемов экспортно-импортной деятельности и ВВП, то Украина демонстрирует достаточно высокий уровень открытости экономики – 90%. (Польша- 53%, Венгрия – 67, Россия – 44%).
Но эта открытость отражает не растущую конкурентоспособность украинских товаров, а законсервированные структурные диспропорции (непомерную зависимость от импорта энергоносителей и вынужденный экспорт низкотехнологичной металлургической продукции, производство которой поглощает значительную часть «критического энергоимпорта»).
Целенаправленную интернационализацию украинской экономики усложняют такие внешние факторы влияния:
- значительное усиление международной конкуренции на основных товарных рынках мира;
-существенное повышение требований потребителей к технологическому уровню и качеству товаров, что сделало ценовые факторы конкурентоспособности вторичными;
- использование многими странами утонченных форм протекционизма и дискриминации украинских экспортеров;
- активное использование ведущими странами мер открытого государственного протекционизма на отдельных рынках;
- ограниченность доступа к международным инструментам регулирования торговых режимов, из-за отсутствия членства в ВТО4
сложность вхождения в международные проекты высокотехнологичного сотрудничества через несоответствие международным критериям защиты прав интеллектуальной собственности;
- высокая взаимная конкуренция Украины и других постсоциалистических стран на международных товарных и кредитно-инвестиционных рынках.
Для включения Украины в процесс международной экономической интеграции необходимо, чтобы экономика Украины была способной функционировать с международными организациями в одной системе координат. Это достигается с помощью создания в Украине адекватных международным интеграционным объединениям политико-правовых, экономических, социально-культурных и инфраструктурных отношений.
Как важное условие включения Украины в интеграционные процессы можно выделить развитие двусторонних и многосторонних ее отношений с другими государствами.
Способствующими факторами для развития этих отношений являются;
- наличие неконфликтных границ между соседними государствами;
- общность исторических судеб;
- традиционность взаимных экономических и гуманитарных связей;
- единство естественной среды;
- однородность уровня социально-экономического развития.
Принципиально значимым условием включения Украины в интеграционные процессы является установление связей между ее хозяйствующими субъектами и ТНК. Подключение наших предприятий к технологической цепи, которая действует в рамках ТНК, а также открытие их филиалов и дочерних предприятий на территории Украины – это прямой путь к мировому интернационализированному производству.
Как необходимое институциональное условие включения Украины в мирохозяйственные связи выступает ее участие в работе международных экономических организаций. Невозможно быть интегрированным в мировое сотрудничество, не придерживаясь «правил игры» его участников. Эти правила разрабатывают международные организации.
И хотя в Украине, по сути, нет интеграционной концепции, приведенные условия, а также специфика геополитического положения Украины позволяют выделить два уровня интеграционной политики:
1. Участие Украины в региональном разделении труда, т.е. расширение ее экономического сотрудничества со странами-партнерами по бывшему СССР, а также странами Восточной Европы на новых принципах т.е. на принципах частнопредпринимательской интеграции или «интеграции снизу».
2. Участие Украины в международном разделении труда, прежде всего с ЕС на принципах международных экономических институтов и с учетом национальной безопасности.