1. Теоцентризм (греч. Theos – Бог) – такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступень в системе знания помещается теология; ниже ее – находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже – различные частные и прикладные науки.
2. Креационизм (лат. creatio – создание, сотворение) – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
3. Провиденциализм (лат. providentia – провидение) – система взглядов, в соответствии с которыми всеми мировыми событиями, в том числе историей, поведением и судьбами отдельных людей управляет божественное провидение. Надо отметить, что идея провиденциализма в разных направлениях христианства понимается неодинаково. Так, в протестантизме провиденциализм имеет силу догмата о предопределении и рассматривается в абсолютном значении. Протестанты считают, что для человека даже вопрос о возможности спасения души предопределён Богом. В православной же и католической традиции полагается, что события в жизни людей носят не случайный характер, а предопределённый Богом; выбор, перед которым оказывается индивид, также предопределён Божьей волей, но сам выбор осуществляется человеком на основании его свободного решения, его разумения. В этом решении проявляется свобода человека и его персональная ответственность за свои деяния.
В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления: патристикуи схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.
4. Патристика – совокупность теолого-философских взглядов «отцов Церкви», которые взялись за обоснование христианского вероучения, опираясь в догматическом смысле на Священное Писание, а в мировоззренческом смысле – на античную философию и, прежде всего, на идеи Платона.
В патристике выделяется три этапа: 1) апологетика (II–III вв.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения; 2) классическая патристика(IV–V вв.), систематизировавшая христианское учение; 3) заключительный период(VI–VIII вв.), стабилизировавший догматику.
Апологетику относят к отдельному разделу богословского знания. Апологетика (от греч. – защита; оправдание; заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту) – это защита христианства; раздел богословия, имеющий целью опровержение неверных религиозных и мировоззренческих взглядов. В области апологетики происходит защита и обоснование христианской веры. Наиболее известные апологеты: в Византии – Иоанн Дамаскин («Состязание христианина с сарацином»); в Испании – Раймонд Мартин («Оружие веры против мавров и иудеев»), Альфонсо де Спина («Твердыня веры против иудеев, сарацин и других противников христианской веры»). В эпоху Ренессанса среди апологетов можно выделить доминиканского монаха Иеронима Савонаролу и немецкого мыслителя Николая Кузанского («Опровержение Корана»). В России апологетика в значительной мере развивалась на основе противостояния православия с католицизмом, а с XVII века стимулом к развитию апологетики стал церковный раскол. В России к апологетам относятся Иосиф Волоцкий, написавший в 1515 г. крупный труд «Просветитель», и св. Тихон Задонский, живший в XVIII веке («Об истинном христианстве», «Сокровище духовного мира собираемое»). В XIX в. достойно проявил себя в деле защиты православной веры митрополит Московский св. Филарет («Изложение разностей между Восточной и Западной Церквами в учении веры» 1811, «Беседы к глаголемому старообрядцу» 1830). Апологетика продолжает развиваться и в ХХI веке.
В апологетике выделяют три основных раздела: богословский, историко-философский и естественнонаучный. В богословском разделе даётся обоснование христианской догматике не столько на основе авторитета Писания, сколько на основе интеллектуальных, культурологических приёмов. Историко-философский занимается вопросами происхождения религии, критическим анализом атеистических гипотез, оценкой определённых философских систем относительно христианства. Естественнонаучный раздел основан на исследовании естественного мира с целью рассмотрения его первоистоков и устройства с позиции христианства.
5. Схоластика – представляет собой тип философствования, при котором на основании человеческого ума пытаются логически обосновать принятые на веру идеи и формулы. В схоластике человек, не имея эмпирического знания, делает выводы на основании собственных умозаключений. Соотношение учения церкви и схоластики заключается в том, что учение церкви определяет то, во что следует верить; схоластика должна выяснить, почему предмет веры истинен. Догма гласит: «Deus homo?» (Бог вочеловечился?). Схоластика задаётся вопросом: «Cur Deus homo?» (Почему Бог вочеловечился?). Необходимо, чтобы религиозное учение стало ясным для естественного рассудка. Принцип схоластики можно выразить так: «Credo ut intelligam» (Верую, чтобы познать). Её фундаментом является вера Церкви, а целью – обоснование веры. Схоластика по своей сути является рациональной теологией под господством Церкви.
6. Экзегетика – искусство толкования текстов Библии, точного выведения смыслов из текстов Библии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Августин Блаженный. О Граде Божием. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.
2. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. [Электронный ресурс] http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/History/Goff/index. php
3. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1972. [Электронный ресурс] http://www. philology. ru/literature3/gurevich-72a. htm
4. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М.: Наука, 1989.
5. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М.: Искусство, 1981.
6. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М.: Искусство, 1990.
7. Карсавин Л. П. Культура средних веков. – Киев, 1995.
8. Мережковский Д. Лица святых от Иисуса к нам. – Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000.
9. Герье Н. Блаженный Августин. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
10. Соловьёв В. С. Кризис западной философии // Философское начало цельного знания. – Минск: Харвест, 1999.
11. Юнг. К. Г. Исторические типы. – Минск: Харвест, 2003.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Какие можно выделить общие черты эпохи Средних веков?
2. Что могло обусловить дуалистичность мировоззрения человека в средние века?
3. Что такое схоластика?
4. В чём заключается «принцип порядка» средневекового общества?
5. Почему апологетика в средние века наиболее интенсивно развивалась в Византии и в Испании?
6. Какие вы видите пути взаимодействия между Церковью и университетами в средние века?
7. Какую роль в развитии общественных отношений играли средневековые города?
8. Почему церковные и королевские суды являлись друг для друга основными конкурентами?
9. Что могло мотивировать работу русских апологетов?
10. Каким образом теория «двух мечей» находит практическое проявление в жизни современной католической Церкви?
Тема 18: Культура эпохи Возрождения. Ренессанс как переходный тип культуры