Конспект лекций по предмету "Программирование"


Автономная отладка модуля.

При автономной отладке каждый модуль на самом деле тестируется в некотором программном окружении, кроме случая, когда отлаживаемая программа состоит только из одного модуля. Это окружение состоит [10.8] из других модулей, часть которых является модулями отлаживаемой программы, которые уже отлажены, а часть - модулями, управляющими отладкой (отладочными модулями, см. ниже). Таким образом, при автономной отладке тестируется всегда некоторая программа, построенная специально для тестирования отлаживаемого модуля. Эта программа лишь частично совпадает с отлаживаемой программой, кроме случая, когда отлаживается последний модуль отлаживаемой программы. По мере продвижения отладки программы все большую часть окружения очередного отлаживаемого модуля будут составлять уже отлаженные модули этой программы, а при отладке последнего модуля этой программы окружение отлаживаемого модуля будет целиком состоять из всех остальных (уже отлаженных) модулей отлаживаемой программы (без каких-либо) отладочных модулей, т.е. в этом случае тестироваться будет сама отлаживаемая программа. Такой процесс наращивания отлаживаемой программы отлаженными и отлаживаемыми модулями называется интеграцией программы [10.1].
Отладочные модули, входящие в окружение отлаживаемого модуля, зависят от порядка, в каком отлаживаются модули этой программы, от того, какой модуль отлаживается и, возможно, от того, какой тест будет пропускаться.
При восходящем тестировании (см. лекцию 7) это окружение всегда будет содержать только один отладочный модуль (кроме случая, когда отлаживается последний модуль отлаживаемой программы), который будет головным в тестируемой программе и который называют ведущим (или драйвером [10.1]). Ведущий отладочный модуль подготавливает информационную среду для тестирования отлаживаемого модуля (т. е. формирует ее состояние, требуемое для тестирования этого модуля, в частности, может осуществлять ввод некоторых тестовых данных), осуществляет обращение к отлаживаемому модулю и после окончания его работы выдает необходимые сообщения. При отладке одного модуля для разных тестов могут составляться разные ведущие отладочные модули.
При нисходящем тестировании (см. лекцию 7) окружение отлаживаемого модуля в качестве отладочных модулей содержит имитаторы всех модулей, к которым может обращаться отлаживаемый модуль, а также имитаторы тех модулей, к которым могут обращаться отлаженные модули отлаживаемой программы (включенные в это окружение), но которые еще не отлажены. Некоторые из этих имитаторов при отладке одного модуля могут изменяться для разных тестов.
На самом деле в окружении отлаживаемого модуля во многих случаях могут содержаться отладочные модули обоих типов по ниже следующим соображениям. Как восходящее, так и нисходящее тестирование имеет свои достоинства и свои недостатки.
К достоинствам восходящего тестирования относятся
· простота подготовки тестов и
· возможность полной реализации плана тестирования модуля.
Это связано с тем, что тестовое состояние информационной среды готовится непосредственно перед обращением к отлаживаемому модулю (ведущим отладочным модулем). Недостатками восходящего тестирования являются следующие его особенности:
· тестовые данные готовятся, как правило, не в той форме, которая рассчитана на пользователя (кроме случая, когда отлаживается последний, головной, модуль отлаживаемой программ);
· большой объем отладочного программирования (при отладке одного модуля часто приходится составлять для разных тестов много ведущих отладочных модулей);
· необходимость специального тестирования сопряжения модулей.
К достоинствам нисходящего тестирования относятся следующие его особенности:
· большинство тестов готовится в форме, рассчитанной на пользователя;
· во многих случаях относительно небольшой объем отладочного программирования (имитаторы модулей, как правило, весьма просты и каждый пригоден для большого числа, нередко - для всех, тестов);
· отпадает необходимость тестирования сопряжения модулей.
Недостатком нисходящего тестирования является то, что тестовое состояние информационной среды перед обращением к отлаживаемому модулю готовится косвенно - оно является результатом применения уже отлаженных модулей к тестовым данным или данным, выдаваемым имитаторами. Это, во-первых, затрудняет подготовку тестов, требует высокой квалификации исполнителя-тестовика, а во-вторых, делает затруднительным или даже невозможным реализацию полного плана тестирования отлаживаемого модуля. Указанный недостаток иногда вынуждает разработчиков применять восходящее тестирование даже в случае нисходящей разработки. Однако чаще применяют некоторые модификации нисходящего тестирования, либо некоторую комбинацию нисходящего и восходящего тестирования.
Исходя из того, что нисходящее тестирование, в принципе, является предпочтительным, остановимся на приемах, позволяющих в какой-то мере преодолеть указанные трудности. Прежде всего необходимо организовать отладку программы таким образом, чтобы как можно раньше были отлажены модули, осуществляющие ввод данных, - тогда тестовые данные можно готовить в форме, рассчитанной на пользователя, что существенно упростит подготовку последующих тестов. Далеко не всегда этот ввод осуществляется в головном модуле, поэтому приходится в первую очередь отлаживать цепочки модулей, ведущие к модулям, осуществляющим указанный ввод (ср. с методом целенаправленной конструктивной реализации в лекции 7). Пока модули, осуществляющие ввод данных, не отлажены, тестовые данные поставляются некоторыми имитаторами: они либо включаются в имитатор как его часть, либо вводятся этим имитатором.
При нисходящем тестировании некоторые состояния информационной среды, при которых требуется тестировать отлаживаемый модуль, могут не возникать при выполнении отлаживаемой программы ни при каких входных данных. В этих случаях можно было бы вообще не тестировать отлаживаемый модуль, так как обнаруживаемые при этом ошибки не будут проявляться при выполнении отлаживаемой программы ни при каких входных данных. Однако так поступать не рекомендуется, так как при изменениях отлаживаемой программы (например, при сопровождении ПС) не использованные для тестирования отлаживаемого модуля состояния информационной среды могут уже возникать, что требует дополнительного тестирования этого модуля (а этого при рациональной организации отладки можно было бы не делать, если сам данный модуль не изменялся). Для осуществления тестирования отлаживаемого модуля в указанных ситуациях иногда используют подходящие имитаторы, чтобы создать требуемое состояние информационной среды. Чаще же пользуются модифицированным вариантом нисходящего тестирования, при котором отлаживаемые модули перед их интеграцией предварительно тестируются отдельно (в этом случае в окружении отлаживаемого модуля появляется ведущий отладочный модуль, наряду с имитаторами модулей, к которым может обращаться отлаживаемый модуль). Однако, представляется более целесообразной другая модификация нисходящего тестирования: после завершения нисходящего тестирования отлаживаемого модуля для достижимых тестовых состояний информационной среды следует его отдельно протестировать для остальных требуемых состояний информационной среды.
Часто применяют также комбинацию восходящего и нисходящего тестирования, которую называют методом сандвича [10.1]. Сущность этого метода заключается в одновременном осуществлении как восходящего, так и нисходящего тестирования, пока эти два процесса тестирования не встретятся на каком-либо модуле где-то в середине структуры отлаживаемой программы. Этот метод позволяет при разумном подходе воспользоваться достоинствами как восходящего, так и нисходящего тестирования и в значительной степени нейтрализовать их недостатки. Этот эффект является проявлением более общего принципа: наибольшего технологического эффекта можно добиться, сочетая нисходящие и восходящие методы разработки программ ПС. Именно для поддержки этого метода и предназначен архитектурный подход к разработке программ (см. лекцию 7): слой квалифицированно разработанных и тщательно оттестированных модулей существенно облегчает реализацию семейства программ в соответствующей предметной области и их последующую модернизацию.
Весьма важным при автономной отладке является тестирование
сопряжения модулей. Дело в том, что спецификация каждого модуля программы, кроме головного, используется в этой программы в двух ситуациях: во-первых, при разработке текста (иногда говорят: тела) этого модуля и, во-вторых, при написании обращения к этому модулю в других модулях программы. И в том, и в другом случае в результате ошибки может быть нарушено требуемое соответствие заданной спецификации модуля. Такие ошибки требуется обнаруживать и устранять. Для этого и предназначено тестирование сопряжения модулей. При нисходящем тестировании тестирование сопряжения осуществляется попутно каждым пропускаемым тестом, что считают самым сильным достоинством нисходящего тестирования. При восходящем тестировании обращение к отлаживаемому модулю производится не из модулей отлаживаемой программы, а из ведущего отладочного модуля. В связи с этим существует опасность, что последний модуль может приспособиться к некоторым "заблуждениям" отлаживаемого модуля. Поэтому приступая (в процессе интеграции программы) к отладке нового модуля приходится тестировать каждое обращение к ранее отлаженному модулю с целью обнаружения несогласованности этого обращения с телом соответствующего модуля (и не исключено, что виноват в этом ранее отлаженный модуль). Таким образом, приходится частично повторять в новых условиях тестирование ранее отлаженного модуля, при этом возникают те же трудности, что и при нисходящем тестировании.
Автономное тестирование модуля целесообразно осуществлять в четыре последовательно выполняемых шага [10.1].
Шаг 1. На основании спецификации отлаживаемого модуля подготовьте тест для каждой возможности и каждой ситуации, для каждой границы областей допустимых значений всех входных данных, для каждой области изменения данных, для каждой области недопустимых значений всех входных данных и каждого недопустимого условия.
Шаг 2. Проверьте текст модуля, чтобы убедиться, что каждое направление любого разветвления будет пройдено хотя бы на одном тесте. Добавьте недостающие тесты.
Шаг 3. Убедитесь по тексту модуля, что для каждого цикла существует тест, для которого тело цикла не выполняется, тест, для которого тело цикла выполняется один раз, и тест, для которого тело цикла выполняется максимальное число раз. Добавьте недостающие тесты.
Шаг 4. Проверьте по тексту модуля его чувствительность к отдельным особым значениям входных данных - все такие значения должны входить в тесты. Добавьте недостающие тесты.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.