Как и все другие виды антропогенных воздействий, проблема загрязнения среды шумом имеет международный характер, и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала долгосрочную программу по снижению шума в городах и населенных пунктах мира.
Защита от шумового воздействия — очень сложная проблема и для ее решения необходим комплекс мер: законодательных, технико-технологических, градостроительных, архитектурно-планировочных.
Для защиты населения от вредного влияния шума нормативно-законодательными актами регламентируются его интенсивность, время действия и другие параметры. В основу норм положены такие уровни шумового воздействия, действие которых в течение длительного времени не вызывает неблагоприятных изменений в организме человека, а именно, 40 дБА днем и 30 — ночью. Допустимые уровни транспортного шума установлены в пределах 84—92 дБ А.
Технико-технологические меры — это шумозащита с помощью комплекса технических мер по снижению шума на производстве (установка звукоизолирующих кожухов станков, звукопоглощение и др.) и на транспорте (глушители выбросов, установка дисковых тормозов, шумопоглощающий асфальт.
На градостроительном уровне защита от шумового воздействия может быть достигнута следующими мероприятиями:
• зонированием с выносом источников шумов за пределы застройки;
• организацией транспортной сети, исключающей шумные магистрали в жилом массиве;
Архитектурно-планировочные меры — это создание шумозащитных зданий, обеспечивающих помещениям нормальный акустический режим с помощью конструктивных, инженерных и других мер (герметизация окон, двойные двери с тамбуром, облицовка стен звукопоглощающими материалами).
Организационнные меры: запрещение звуковых сигналов автотранспортом, авиаполетов над городом, особенно в ночное время.