Потребительство ( англ. consumerism, консюмеризм, общество потребления - англ. consumer society ) - совокупность общественных отношений, основанных на принципе индивидуального потребления.
Характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Массовое потребление, которое выходит за рамки потребностей для существования (выживания) человека, является одной из черт современного общества.
Термин потребительство используют для описания эффекта приравнивание личного счастья с покупкой и потреблением материальных ценностей. Этот термин часто связывают с критикой экономической теории потребления Карлом Марксом и Торстейн Веблен.
Хотя потребительство обычно ассоциируют с капитализмом и Западом, оно действительно мультикультурное и не географических явление: его можно наблюдать на всех континет. Потребительство, когда люди покупают больше товаров, чем им нужно для жизненных нужд, наблюдалось еще в начале цивилизации, например в Древнем Египте, Вавилоне, Древнем Риме. Затем возник консюмеризм, отдельные лица и группы сознательно ищут альтернативный от обычного стиль жизни.
Массовое потребительство развивается вместе с развитием капитализма, который сопровождается бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как: рост доходов, который существенно меняет структуру потребления, уменьшение продолжительности рабочего дня, размывание классовой структуры, индивидуализация потребления.
Черты общества потребления
В потреблении, которое выходит за рамки борьбы за физическое существование, в разной степени участвует подавляющее большинство населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги в мире возросли более, чем в четыре раза с 4,8 млрд. долларов в 1960 году до 20 млрд. в 2000 году.
в торговле и сфере обслуживания уменьшается роль маленьких магазинов. Появляются крупные торговые центры (супермаркеты, гипермаркеты). Шопинг становится популярной формой досуга значительной части населения.
Экономика тесно переплетается с культурой потребления. Реклама товаров и услуг формирует желание, моду, нормы поведения, интересы, даже, духовные ценности.
Существенно меняется структура стоимости товаров. Нередко в нее входит надбавка за торговую марку (бренд) известной фирмы-производителя. При этом товары известных фирм могут стоить в несколько раз больше чем их аналоги менее известных производителей, которые не уступают им качеством.
Мода на одежду и другие товары меняется почти каждый сезон. В обществе потребления человек, «отстала» от моды часто чувствует себя несчастной, хотя имеет достаток и хорошие вещи.
Революция в сфере коммуникаций приводит к формированию нового информационного пространства. Доступ к этому информационному пространству является платным. Коммуникации между людьми осуществляются через провайдеров, с которыми надо заключить договоры и платить за коммуникации деньги.
Образование, прежде выше, все больше становится обычной платной услугой.
Положительные черты
В обществе потребления производители товаров и услуг имеют постоянный стимул улучшать, модернизировать свои товары, предлагать новые виды услуг, повышать качество.
Высокие стандарты потребления стимулируют больше зарабатывать, то есть упорно работать, повышать квалификации и мастерство.
Активное потребление и гонка за модой сглаживает национальные и религиозные противоречия.
Отрицательные черты
В процессе чрезмерного потребления расходуются природные ресурсы нашей планеты.
В обществе потребления человек теряет свою неповторимую индивидуальность.