Исходные положения, которые регулируют право собственности на землю и другие природные ресурсы, закреплены в Конституции РФ, а конкретно по каждому виду природных ресурсов существуют определенные законы, предусматривающие порядок осуществления права собственности на них. Статья 9 Конституции РФ определяет, что земля и иные природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и муниципальной формах собственности.
Частная собственность подразделяется на индивидуальную и коллективную. Согласно ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит вреда окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом. Применительно к отношениям собственности на землю граждане могут иметь земельные участки на праве собственности с момента рождения; наследовать и завещать земельные участки; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью на земельном участке; создавать юридические лица, самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, которые могут иметь в собственности земельные участки; совершать любые не противоречащие закону сделки, в том числе с земельными долями и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и неимущественные права.
До настоящего времени преобладающей формой собственности является государственная собственность, к которой относятся ресурсы, имеющие общегосударственное значение:
· земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, а также для осуществления иных функций, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации;
· земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами связи и метеорологическими службами, объектами историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
· земельные, водные и другие природные объекты, находящиеся на территории государственных природных заповедников, и иных особо охраняемых территорий федерального значения;
· виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ;
· виды животных, ценных в хозяйственном отношении, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, охрана которых подпадает под действие международных договоров;
· месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
· водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов, а также пограничные и транспограничные водные объекты;
· иные ресурсы по взаимной договоренности между РФ и ее субъектами.
В государственной собственности субъектов РФ находятся те природные ресурсы, которые не вошли в число федеральных, а также не относящиеся к муниципальной или частной собственности.
К муниципальной собственности, т.е. имуществу, принадлежащему на праве собственности городам и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, относятся:
· земельные участки, занятые муниципальными постройками, улицами, площадями, садами, парками;
· леса, расположенные на землях городских поселений (по взаимной договоренности между РФ, ее субъектом и муниципальным образованием);
· добытые из недр полезные ископаемые и земельные участки, занятые общераспространенными полезными ископаемыми, не имеющими общегосударственных ценностей;
· обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд;
· лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.
В частной собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, которые в соответствии с законом не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам. Для того, чтобы быть собственником каких-либо природных ресурсов, граждане должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.
Право собственности на недра. Недра, которые находятся в границах территории Российской Федерации, включая подземные пространства и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.
Право собственности на водные объекты. ВК РФ предусматривается государственная собственность на водные объекты. Государственной собственностью являются водные объекты, принадлежащие на праве собственности РФ или субъектам РФ. От имени РФ и ее субъектов право собственности осуществляют соответствующие органы государственной власти.
Муниципальная и частная собственность допускаются только на обособленные водные объекты, т.е. они могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам. Под обособленными водными объектами понимаются небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Водные объекты могут находиться также в собственности субъектов Федерации, при этом водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права государственной собственности.
Водным кодексом четко определены виды водных объектов, которые находятся в федеральной собственности. К ним относятся:
· поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов РФ;
· подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ;
· водные объекты, расположенные на территории одного субъекта, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;
· водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
· трансграничные (пограничные) водные объекты;
· внутренние морские воды;
· территориальное море РФ;
· водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
· водные объекты, являющиеся частью территории курортов, или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;
· иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
Животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. В отношении объектов животного мира Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне страны. К федеральной государственной собственности относятся следующие объекты животного мира:
· редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
· обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
· населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;
· подпадающие под действие международных договоров РФ,
· отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
· естественно мигрирующие на территории двух и более субъектов РФ.
ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ предусматривается разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную и субъектов Российской Федерации. Этот же закон определяет, что вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории РФ относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться во всех формах собственности, и отношения по их владению, пользованию и распоряжению регулируются гражданским законодательством.
Право собственности и право пользования лесными участками. Как предусмотрено ст. 8 ЛК РФ и ст. 3 ФЗ от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, как и сами земли лесного фонда, находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Что же касается права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного срочного пользования лесными участками, то они возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.