Конспект лекций по предмету "Социология"


Основатели социологии.

1.Люди с глубокой древности интересовались социальными проблемами. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали философы античности: Платон и Аристотель.
Платон (427-347 г.г. до н.э.). В своей работе “Государство” выделил особую роль разделения труда и создал первую теорию стратификации, согласно которой общество делится на три класса:
ü высший (состоящий из мудрецов, управляющих государством);
ü средний (включающий воинов, охраняющих государство от смуты);
ü низший (состоящий из ремесленников и крестьян).
Платон считал, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллигентной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.
Каждый гражданин должен заниматься своим делом (разделение труда) и не вмешиваться в дела других классов (социальное разделение). Высший класс необходимо лишить частной собственности, которая, по мнению Платона, развращает нравы людей. Только исходя из этих принципов, можно построить стабильное общество, утверждал мыслитель.

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). Он так же как и Платон, делил общество на три класса:
ü богатая плутократия;
ü средний класс;
ü лишенные собственности бедняки.
У Аристотеля опорой порядка выступал средний класс. Аристотель учил, что государство лучше всего управляется в том случае, если:
v бедняки не отстранены от участия в управлении;
v интересы богатых ограничены;
v средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.
Он считал, что частная собственность развивает у людей здоровые эгоистические интересы. Несовершенство общества, по мнению мудреца, нужно исправлять моральным улучшением людей и выравниванием их жизненных шансов. Аристотель утверждал, что чрезмерное неравенство людей опасно для государства.
Никколо Макиавелли (1469-1527 г.г.) - итальянский философ, который первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля.
В своем главном произведении “Государь” Макиавелли продолжает основную линию рассуждения платоновского “Государства”, но акцент делает на поведение политического лидера, а не на структуру общества. Он сформулировал три закона для правителя, желающего добиться успеха.
Первый закон. Действиями людей правит честолюбие и мотив власти. Людьми состоятельными движет страх потерять то, что они имеют, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили.
Второй закон. Умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы удержать ее, надо быть жестким.




Третий закон. Творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах.
Томас Гоббс(1588-1679 г.г.), английский философ, сделал следующий шаг в развитии социальной мысли. Он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество?» - и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к обществен­ной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социа­лизации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т.е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищённость от враждебных действий других.
2. Социология как наука возникла в XIX веке, вобрав в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе. К основоположникам научной социологии относят выдающихся мыслителей Огюста Конта, Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Карла Маркса.
Огюст Конт (1798-1857 г.г.) - французский философ – позитивист. С его именем традиционно связывают возникновение социологии. В 1839 году в 47-й лекции “Курс позитивной философии” Конт ввел в научный оборот термин “социология”, заменив им употреблявшееся ранее понятие “социальная физика”. Он отвергал метафизические воззрения эпохи просвещения и призывал разработать рациональный, научный взгляд на общество.
По его мнению, все социальные проблемы можно решать с помощью науки. Конт утверждал, что больное общество можно вылечить, если создать точную и объективную науку об обществе - социологию. Открытые этой наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, чтобы научить людей правильному и разумному построению социальных взаимоотношений.


Конт акцентировал внимание на том, что изучение общества должно быть с применением базовых социологических методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического анализа.
В созданной им всеобщей классификации наук, социология находилась на самой вершине, выше математики, астрономии, физики, химии и биологии (рис.1).


Рисунок 1. Иерархия наук по О. Конту.

Его учение состояло из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования общества, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.
Главным своим открытием Конт считал выявление закона “трех стадий”, согласно которому человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:
ü теологическая или фиктивная. Здесь человеческий разум “стремится к абстрактному знанию”, господствует религиозно-мифологическое сознание. За


каждым явлением природы и жизни людей, человеческий ум усматривал сверхъестественные силы;
ü метафизическая или абстрактная. Характеризуется тем, что человеческое мышление пытается объяснить окружающий мир оторванными от жизни абстракциями. Наука слабо развита, поэтому преобладает опытное знание;
ü позитивная или научная. Человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит, преимущественно, из научных наблюдений.
Истинная наука, говорил Конт, сочетает наблюдение и предвидение. В рациональном предвидении он видел практическое назначение социологии.
Основные труды: “Система позитивной политики” (1851-1854 г.г.), “Курс положительной философии” (1899-1900 г.г.).
Герберт Спенсер (1820-1903 г.г.). Английский философ и социолог - позитивист, основоположник органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он изложил в сочинении “Научные, политические и философские опыты”.
Суть органической теории:
ü общество рассматривается как единая система взаимодействия природных (прежде всего биологических) и социальных факторов;
ü все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи.
По мнению Спенсера, общество развивается по естественным, главным образом биологическим законам. Он уподоблял общество живому биологическому организму, и в частности, акцентировал внимание на следующих моментах их сходства:
v как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в массе;
v те и другие усложняются;
v их части приходят во всю большую зависимость друг от друга;

v и те, и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы (клетки в организме, люди в обществе) постоянно исчезают и заменяются новыми.
Свое организмическое видение общества он подтверждал рядом наглядных аналогий: торговлю и дороги он сравнивал с кровообращением в организме, а кровяные тельца – с деньгами; информационную инфраструктуру - с нервной системой живого организма; правительство в государстве – с человеческим мозгом.
На Спенсера оказала глубокое влияние теория эволюции Ч. Дарвина. Он полагал, что ее можно применить и к человеческому обществу.
В эволюции он выделил следующие основные моменты:
ü интеграция (переход от простого к сложному);
ü дифференциация (переход от однородного к разнородному);
ü возрастание порядка (переход от неопределенного к определенному).
С точки зрения Спенсера, социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, в первую очередь политических.
Он подчеркивал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности. Поэтому для развития общества необходимо создать нормальные условия для духовной и физической деятельности индивидов.
Основной труд: “Основания социологии” (1896 г.).
Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917 г.г.). Французский философ и социолог, один из основателей современной социологии. Первый профессор социологии во Франции (1887 г.). Он разработал доктрину социального реализма.
Суть ее такова:
ü природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами;
ü исходным моментом анализа поведения людей и их деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов.


Э. Дюркгейм был сторонником рационалистического метода в социологии, т.е. строго логического объяснения общественной жизни.
По его мнению, социология – есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал политические, правовые, религиозные и иные нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами, ценностями.
Он считал, что исторический переход от одной общественной формы к другой, обусловлен природой и функциями социальной солидарности. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих и индивидов, на полном растворении индивидуальных сознаний в “коллективном сознании”. Структура такого общества простая с незначительным разделением труда. Такую солидарность Дюркгейм называл механической. В развитых обществах индивиды выполняют функции в соответствии с разделением общественного труда, обуславливающего функциональную зависимость и взаимообмен. Этот новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, Дюркгейм называет органической солидарностью.
В своей книге “Самоубийство” (1897 г.), он продемонстрировал значимую роль социальных факторов в поведении людей. Он выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт. Исследуя уровень самоубийств, он пришел к выводу, что показатели самоубийств являются следствием вариаций социальной солидарности. Менее склонны к совершению самоубийств индивиды, имеющие более широкие социальные связи, нежели индивиды слабо связанные с жизнью группы.
Основные труды: “О разделении общественного труда” (1895 г.), “Самоубийство” (1897 г.), “Метод социологии” (1899 г.).
Макс Вебер (1864-1920 г.г.) немецкий социолог, философ и историк, которого называют создателем “понимающей” социологии. По его мнению, социология является “понимающей”, поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл.

Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.
В отличие от Э. Дюркгейма и К. Маркса, которые отдавали приоритет обществу, М. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Вебер трактует ценность как “установку той или иной исторической эпохи”. Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения.
Важнейшим инструментом в методологии Вебера является понятие “идеальный тип”. Он трактовал идеальный тип как “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической инструкции”. Понятие идеального типа дает возможность для изучения конкретных исторических событий, выполняя роль измерительной планки.
По мнению ученого, социология– это наука о социальных действиях.
Не каждое действие Вебер называет социальным, а только то, в котором присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).
Он выделил следующие типы действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.
В трудах М. Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и прогрессирующей рационализации общества.
Основные труды: “Протестантская этика и дух капитализма” (1904-1905 г.г.), “О категориях понимающей социологии” (1913 г.), “История хозяйства” (1923 г.), “Город” (1923 г.).
Карл Маркс (1818-1883 г.г.) - немецкий философ, социальный мыслитель, экономист. Он предложил совершенно иной подход к пониманию общества. Если для Конта главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Маркс в отличие от всех других социологов-реформистов, выступал за революционный путь изменения общества.

Главная идея учения Маркса – идея материалистического понимания истории. Немецкий экономист Маркс акцентировал внимание на экономических условиях развития общества, особенно на методах организации производства. Он утверждал, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обуславливает классовый конфликт. Согласно марксистской концепции, развитие основывается на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Он считал, что каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия. Ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производственные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.
Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло свое выражение в понятии “общественно-экономическая формация”.
Общественно-экономическая формация – это определенный этап развития общества с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью.
Принято выделять следующие типы общественно-экономических формаций:
ü первобытно-общинная;
ü рабовладельческая;
ü феодальная;
ü капиталистическая;
ü коммунистическая (ее первая стадия социалистическое общество).
Материальной основой существования и развития общества выступает способ производства.
Способ производства – это единство его двух основных сторон:
ü производственных сил;

ü производственных отношений.
К производственным силам относят:
v людей с их знаниями, навыками и опытом производственной деятельности;
v средства производства (орудия и предметы труда, источники энергии, транспортные средства и т.д.).
Производственные отношения – это отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности.
Учение об общественно-экономических формациях и объективных законах развития общества позволяет представить развитие человечества как объективный и закономерный естественно-исторический процесс, в который одна общественно-экономическая формация сменяется другой.
Основной труд: “Капитал”.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.