Конспект лекций по предмету "Социология"


Институтов общества.

Таблица № 9.
Институты
Функции
Основные роли
Физические черты
Символические черты
семьи и брака
репродуктивная, воспитательная
отец, мать
дом, обстановка
кольца, обручение, контракт
экономические
добывание пищи, одежды, жилья
работодатель, наемный, покупатель, продавец.
фабрика, офис, магазин
деньги,
торговля,
марка
политические
поддержание законов, правил и стандартов
законодатель, субъект права
общественные здания и места
кодекс,
флаг
образование
социальное приобщение к базисным ценностям и практикам
учитель, ученик
школа, институт, академия
диплом,
степень, аттестат
религиозные
углубление веры, соборные отношения
пастор, прихожанин, монашка
собор, костел, церковь
крест, алтарь, библия, коран

Предназначение социальных институтов – удовлетворять жизненные потребности людей. Внутри каждого института есть более мелкие образования. Это тоже институты, но их называют неглавными. К примеру, в семейно-брачных социологи находят институт отцовства, материнства, родовой мести.
В отличие от основных институтов общества, неглавные (неосновные) институты выполняют специализированные задачи.

Социальные институты служат индикатором социальной стабильности общества. В стабильном обществе функции социальных институтов четкие, понятные, неизменные. В нестабильном обществе функции многозначны и постоянно меняющиеся.
2. Институты – постоянно развивающиеся системы, которые усложняются и модернизируются. Этому сопутствует процесс институционализации.
Термин “институция” в переводе означает установление, обычай, порядок. Отсюда и слово “институционализация”, обозначающее закрепление в виде закона или социальной нормы принятого порядка.
Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
Ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации определил Г. Ленский:
ü потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);
ü потребность в производстве продуктов и услуг;
ü потребность в распределении благ (привилегий);
ü потребность в безопасности граждан, защите их жизни;
ü потребность в поддержании системы нравственности;
ü потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).
Институционализация может осуществляться двумя путями:
ü возникновением новых социальных институтов;
ü изменением и совершенствованием уже имеющихся социальных институтов.
Первый путь обычно связан с радикальными переменами в жизни страны, например, получение независимости, что предполагает создание собственной системы управления.


Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования уже имеющихся социальных институтов.
Большое внимание изучению вопросов институционализации уделял Т.Парсонс. Он выделял два источника изменения социальных институтов:
ü внешние факторы (связаны с изменением ценностных ориентаций, способов духовного освоения социальной реальности);
ü внутренние факторы (связанные с неэффективностью социальных институтов удовлетворять в полной мере социально-значимые потребности).
Институционализация – это процесс, позволяющий сформировать четкую статусно-ролевую структуру общества и тем самым повысить степень организованности и эффективности его жизнедеятельности.
3. Общественное мнение – это отношение населения к тому или иному явлению или ситуации, имеющим место как в данной стране, так и в международной жизни.
В социологическом знании понятие “общественное мнение” несет две основные смысловые нагрузки:
ü социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества;
ü суждения, разделяемые более или менее широким кругом людей, по поводу различных явлений общественной жизни.
В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции:
ü экспрессивную;
ü консультативную;
ü директивную.
v Экспрессивная функция – связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым событиям в жизни общества, действиям государственных институтов, политических лидеров. Данная функция


позволяет общественному мнению контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в нравственном и моральном аспектах.
v Консультативная функция – выражается в советах относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем.
v Директивная функция – проявляется, когда общественность выносит решение по различным вопросам социальной жизни. Эти решения носят императивный характер (например, волеизъявления народа при проведении референдума).
Общественное мнение отражает конкретное состояние общественного сознания.
Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих реальное общественное бытие.
Как считают социологи,для функционирования и развития общественного мнения, необходимы следующие условия:
ü общественная значимость, актуальность темы или проблемы. Как правило, общественное мнение формируется и получает развитие в отношении тех вопросов, которые имеют важное практическое значение для многих людей;
ü дискуссионность обсуждаемых вопросов. Предметом рассмотрения общественности становятся проблемы, предполагающие различия в оценках и мнениях, и заключают в себе момент дискуссионности;
ü необходимый уровень компетентности. Если люди не имеют элементарной осведомленности относительно содержания той или иной проблемы, то обсуждение вопроса может не состояться.
Таким образом, общественным является не любое коллективное мнение, а лишь такое, которое соответствует критериям социальной значимости, дискуссионности и компетентности.
Источниками формирования общественного мнения являются:
ü непосредственное наблюдение за происходящим событием;
ü СМИ, оказывающие воздействие на мнение и поведение людей.


В условиях современной России общественное мнение как институт гражданского общества имеет важное значение. В настоящее время в нашей стране действуют около двадцати центров по изучению общественного мнения
(ВЦИОМ, Центр Киссельнава, РОМИР и др.).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.