1. Социальный контроль – это некий механизм поддержания общего порядка в обществе, который выполняет охраняющую и стабилизирующую функции.
Это понятие включает в себя два главных элемента – нормы и санкции.
Социальные нормы– это требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения, предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.
Нормы - некие идеальные образы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.
Они различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малой группе (семья, спортивная команда). Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом.
Нормы формируют социальные отношения в группе и обществе и упорядочивают систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.
Нормы люди стараются соблюдать, так как они являются стражниками ценностей. Различия между нормой и ценностью выражаются так: нормы– правила поведения,ценности –абстрактные понятия о том, что такое добро, зло и т.д.
- отмечены санкции.
Социальные нормы, упорядочивая поведения людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет следующий вид:
Привычки
Обычаи
Традиции
Нравы
Законы
Табу
Нарушение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу (в примитивных обществах) и юридических законов (в индустриальных обществах).
Функции социальных норм:
ü регулируют процесс социализации;
ü интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество;
ü служат эталонами поведения;
ü контролируют девиантное поведение.
Нормы защищены с двух: сторон с одной стороны – ценностями, с другой - санкциями.
Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм (конформизм) и наказаний за отклонение от них (девиантность).
Выделяют четыре типа санкций:
ü позитивные и негативные;
ü формальные и неформальные.
Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.
Позитивные Негативные
Формальные
Неформальные
Рисунок 2. Типы социальных санкций
Формально позитивные санкции (Ф +) – публично одобряемые со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): государственные премии, правительственные награды, почетные грамоты, допуск к высоким должностям (например, избрание председателя правления).
Неформальные позитивные санкции (Н +) – публичное одобрение не исходящее от официальных организаций, лестный отзыв, улыбка, дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение.
Формальные негативные санкции (Ф - ) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, конфискация имущества, понижение в должности и т.д.
Неформальные негативные санкции (Н - ) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: замечание, насмешка, пренебрежение,
клевета, недоброжелательный отзыв.
Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. В зависимости от способа внесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним и внутренним.
Самоконтроль (внутренний контроль) – это когда индивид самостоятельно регулирует свое поведение, в соответствии с общепринятыми нормами.
Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.
Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующая соблюдение общепринятых норм поведения и законов в обществе.
Он бывает:
- неформальный (внутригрупповой) – основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, которое выражается через традиции и обычаи;
- формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.
Неформальный контроль могут выполнять семья, друзья, знакомые. Их называют агентами неформального контроля.
Формальный контроль осуществляют специально обученные люди. Их тоже называют агентами, только формального контроля. Это судьи, полицейские, психиатры, соц. работники и т.д. Формальный контроль могут осуществлять и институты, такие как: суды, образование, армия, производство, СМИ, правительство.
2. Согласно концепции социального контроля П. Бергера, человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих различные формы социального контроля. Каждый круг – новая система контроля.
политико-юридическая система;
1.
общественная мораль, обычаи и нравы;
2. профессиональная система;
3.
неформальные требования;
4. Таким образом, Бергер приходит к выводу, что общество всей своей громадой подавляет человека.
семья и частная жизнь.
Рисунок 3. Человек в системе
социального контроля.
3. Отклоняющееся поведение в обществе социологии называют девиантным. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения, так как резкие отклонения от нормы, как в положительную, так и отрицательную стороны грозило его стабильности.
В большинстве обществ контроль отклоняющегося (девиантного) поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую одобряются.
В зависимости от того, являются ли они позитивными или негативными, все формы девиантного поведения можно расположить на двух полюсах. Так террористы, преступники, вандалы, самоубийцы – это группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое обществом поведение. А национальные герои, ученые, писатели, миссионеры – относятся к группе людей, чье поведение в обществе одобряется. Ученые утверждают, что нормально развивающееся общество состоит примерно на 10-12% из “героев” и на эти же 10-12% из “нарушителей”.
По мнению Н. Смелзера, девиация – это поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и проводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.
При этом он считал, что девиация является естественной формой проявления в обществе.
Мертон главную причину девиации видел в разрыве между целевыми установками общества и социально одобряемыми средствами их существования. Он выделил пятьтипов поведения:
Таблица 8.
Способы адаптации
Общественные цели
Социально одобряемые средства
1. Конформизм
+
+
2. Инновация
+
-
3. Ритуализм
-
+
4. Ретритизм
-
-
5. Бунт
+ / -
+ / -
1. Конформизм – (тотальное подчинение) предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения.
2. Инновация – предполагает согласие с целями общества, но отрицание социально одобряемых способов их достижения.
3. Ритуализм– предполагает отрицание целей общества, но согласие использовать социально одобряемые средства.
4. Ретритизм – наблюдается, когда человек одновременно отвергает социально одобряемые цели и средства.
5. Бунт – одновременное отрицание социально одобряемых целей и средств.
Но на основе бунта формируются новые цели и средства, создается новая идеология.
В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т.е. не являются противоправными.
Совокупность противоправных поступков получила в социологии особое название – делинквентное (преступное) поведение.
Девиантное поведение – относительно, т.к. одни и те же действия, одобряемые в одних обществах, могут быть недопустимыми в других.
Делинквентное поведение – абсолютно по отношению к законам государства.
Исследователи утверждают, что девиантное и делинквентное поведение получают широкое распространение в обществах, переживающих трансформацию.
4. Теория аномии. Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. В 1897 году он выпустил книгу “Самоубийство”, где изложил теорию аномии. По сути, аномия– это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, способствует социальному изменению, проверяет реакцию общества и уточняет границы социальных норм.
Теория культурного переноса. Французский социолог Г.Тард одним из первых пришел к выводу, что существует сходство между способами выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. По его мнению, преступники, как и законопослушные граждане, подражают поведению тех индивидов, с которыми либо встречались, которых знали, либо слышали. Но в отличие от порядочных людей, девианты подражают поведению преступников.
Другой ученый Э. Сазерленду пришел к выводу: чем раньше и интенсивней у индивида будут контакты с криминальным окружением, тем выше вероятность, что этот индивид тоже станет правонарушителем. Но не одно простое подражание задействовано в этом процессе. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения. Очень много зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.