1. Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию. Информация, получаемая в ходе социологического исследования, служит основой научного познания в социологии. Достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом он пришел к ним, какую методологию использовал.
Методология (от греческого methodos – способ познания и logos – учение, слово) – программные установки с использованием методов.
Для обозначения различных компонентов методологии используются такие понятия как метод, техника, методика и процедура.
Метод – это основной способ сбора и анализа данных.
Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика – совокупность специальных приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.
Главным мотивом обращения к социологическому исследованию является получение информации о социальной проблеме.
Социологическое исследование (СИ) – система процедур: методических, методологических, организационно-технических, связанных общей целью - получить точные объективные данные об изучаемом явлении.
Социологическое исследование включает в себя следующие основные этапы:
ü подготовительный (обдумывание целей, плана, средств, сроков, способов обработки и т.д.);
ü сбор первичной информации (обобщение сведений);
ü подготовка информации для обработки на ЭВМ;
ü анализ обработанной информации, подготовка научного отчета, формулирование выводов и рекомендаций.
К основным видам СИ относят:
ü разведывательное (пилотажное) исследование – простейший вид СИ, целью которого является получение оперативной социологической информации.
Изучению подвергается небольшая группа людей (респондентов). Разновидностью разведывательного исследования можно считать экспресс-опрос, целью которого является выявление отношения людей к актуальным событиям и фактам;
ü описательное исследование – сбор эмпирической информации с применением одного или нескольких методов сбора данных. Целью такого СИ является получение сведений целостного характера об изучаемом явлении. Проводится в случае, когда объект исследования относительно велик и разнообразен;
ü аналитическое исследование – самый серьезный вид социологического анализа, требующий выявления причин, противоречий, характера и способов решения проблем.
2. Подготовка исследования начинается с разработки программы.
Программа СИ – теоретико-методологический документ, дающий теоретическое обоснование методологическим подходам, методики и техники изучения объекта и предмета анализа.
Программа СИ содержит два раздела:
ü методологический;
в него входят:
v формулировка и обоснование социальной проблемы;
v определение объекта и предмета исследования;
v определение задач исследования и формулировка гипотез.
ü методический;
данный блок программы предполагает:
v определение изучаемой совокупности;
v характеристику методов сбора первичной информации;
v последовательность применения инструментария;
v программу обработки данных на ЭВМ.
По мнению В. Ядова, “объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания”.
К объектам СИ можно отнести: социальный процесс, определенные общественные отношения, сферу социальной жизни и т.д.
Предмет исследования – свойства, характеристики, присущие данному объекту.
Исходя из целей СИ, различают два направления анализа:
ü теоретическое – где основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам;
ü прикладное – ориентированное на изучение конкретных целей с применением типовых решений поставленных задач.
Количество методов и приемов, используемых при проведении СИ, предопределяется гипотезами.
Гипотеза– научное предположение, выдвинутое для объяснения явлений, процессов и фактов.
В процессе проведения СИ гипотеза подтверждается или опровергается. В методической части программы особое место отводится определению выборки. Вся общность, на которую распространяется исследование, носит название генеральная совокупность. Как правило, исследования носят не сплошной характер, и явления изучают по анализу выборки – определенного количества людей, отобранных по специальным параметрам. В этом случае используют микромодель генеральной совокупности, ее называют выборочной совокупностью (выборкой).
Выборочная совокупность должна обладать важнейшими признаками генеральной совокупности.
Типы выборки и их основные характеристики.
Таблица 7.
Тип выборки
Основные этапы выборки
1. Механическая
- выбор группы (коллектив, общественное объединение и т.д.)
- выбор единицы отбора (элемента имеющего типичные для всей группы признаки);
- среди единиц отбора выбираются единицы анализа.
2. Серийная
- генеральная совокупность делится по заданному признаку (пол, возраст, род занятий);
- генеральная совокупность делится на однородные части (серии);
- из каждой серии отбираются респонденты, их число должно быть пропорционально числу элементов серии.
3. Гнездовая
- в качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы или коллективы.
4. Целенаправленная:
4.1. Метод стихийной выборки
4.2. Метод основного массива
4.3. Метод квотной выборки
- т.е. почтовый опрос телезрителей, читателей газет и т.д.;
- опрашивается 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность;
- отбор определенного количества респондентов по ряду признаков (доход, образование, возраст и т.д.).
Достоверным (репрезентативным) считается исследование, при котором отклонения по контрольным признакам в выборочной совокупности от генеральной совокупности не превышает 5%.
В зависимости от объема генеральной совокупности производятся расчеты репрезентативности выборки. К примеру, при пилотажном опросе, небольшой генеральной совокупности (например, филиала компании 100-200 человек) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах же всей компании достаточно будет опросить 25% от общего числа сотрудников.
3. При сборе первичных данных в социологии используются четыре основных метода:
ü опрос (анкетирование и интервьюирование);
ü анализ документов (качественный и количественный);
ü наблюдение (включенное и невключенное);
ü эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Сегодня опросным методом пользуются не только социологи, но и учителя, следователи, журналисты, врачи. Социологический опрос отличается от простого опроса следующим:
v количеством опрошенных (сотни, тысячи респондентов);
v достоверностью и объективностью (данные обрабатываются математически, усредняются, соблюдаются все научно-методические требования);
v цель опроса (расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины).
Анкетный опрос заключается в опрашивании респондентов, которые являются носителями информации, с помощью опросных листов.
Опросный лист (анкета) – документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных определенному количеству респондентов.
Вопросы анкет различаются:
ü по содержанию (это обусловлено характером информации);
ü по форме:
v открытые – предусматривают свободную форму ответа;
v закрытые – “нужное подчеркнуть”;
v полузакрытого типа – добавление к списку ответов фразы “другие …”;
v прямые – устанавливающие наличие или отсутствие факта;
v косвенные – применяют, когда речь идет о мотивах поведения, мнениях;
v личные;
v безличные.
При составлении анкеты необходимо соблюдать следующие основные требования:
- вопрос должен строго соответствовать тому операционному понятию, которое он описывает или измеряет;
- текст вопроса должен быть сформулирован лексически и грамматически корректно;
- количество слов в вопросе не должно превышать 10-12 слов;
- соответствовать культурному и образовательному уровню респондента.
Интервью – заранее запрограммированная беседа с респондентом.
Задача интервьюира состоит в том, чтобы объективно зафиксировать ответы, не нарушая при этом нормы проведения опроса, в частности, не изменять формулировки и очередность вопросов.
Принято выделять следующие виды интервью:
ü свободное – применяется на начальном этапе исследования, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов;
ü глубинное – применяется при выяснении общественного мнения по определенному кругу вопросов;
ü направленное – изучает общественное мнение о конкретном факте.
Особое место в практике СИ занимает анализ документов. Как правило, социолог в своей работе имеет дело с письменными документами (статистический отчет, статья, очерк, заметка в СМИ).
Наиболее распространенными методами анализадокументов считают:
ü традиционный анализ – толкование содержания документа социологом. Слабостью этого метода является субъективизм;
ü формализованный (контент-анализ) метод анализа документов – это научный анализ документов.
Суть контент-анализа заключается в подсчете смысловых единиц (позитивная или негативная информация авторов, качества личности) в информационном массиве (тексте, аудиозаписи). Этот метод используют в следующих случаях:
- когда требуется высокая степень точности или объективности;
- при большом объеме несистематизированного материала;
- при работе с ответами на открытые вопросы анкет или интервью.
Основные направления применения контент-анализа: выявление и оценка характеристик текста как индикаторов определенных сторон изучаемого объекта; выявление причин, породивших сообщение.
Наблюдение – один из методов СИ, который заключается в сборе первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли.
Выделяют две основных разновидности наблюдения: включенное и невключенное.
При включенном наблюдении – исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми.
При невключенном наблюдении – исследователь вне изучаемого объекта.
Эксперимент – общенаучный метод получения информации в контролируемых и управляемых условиях.
В отличии от физики, химии и психологии, в социологии этот метод используют крайне редко.
Виды эксперимента:
ü натурный – проводится в малых группах;
ü мысленный (модельный) – встречается в СИ, где есть методы статистического анализа.
4. Анализ данных, полученных в результате СИ, начинается с проверки качества заполнения опросных листов. Анкета подлежит обработке, если респондент ответил на 85-90% основных вопросов. Допущенные к обработке документы нумеруются. Открытые вопросы в анкетах кодируются. Кодировка – является связующим звеном между качественной и количественной информацией.
Для обработки социологической информации используют шкалу измерений. Ядов отмечает, что измерение – это процедура, с помощью которой измеримый объект сравнивается с эталоном и получает выражение в определенном масштабе или шкале. В социологии применяются различные типы шкал, основными из которых являются:
ü номинальная шкала – фиксирует объективные признаки и характеристики (пол, возраст, образование);
ü ранговая шкала – здесь показатели располагаются по значимости, предпочтительности вариантов ответа с точки зрения опрашиваемого субъекта (холодно, тепло, горячо);
ü интервальная шкала – где объективные признаки распределяются по общепринятым искусственным эталонам (по этой шкале измеряются в основном те признаки и свойства, значение которых можно выразить числом, это – возраст, стаж работы и т.д.).
Далее первичная социологическая информация группируется. Респонденты зачисляются в группу в соответствии с выбранным признаком. Каждой группе респондентов соответствует число, характеризующее количественный состав группы (n1, n2, n3 … nx). Этот ряд чисел называют рядом распределения.
Итоги анализа информации отражаются в отчете.
Отчет о проведении СИ включает в себя следующие разделы:
ü I раздел – содержит обоснование актуальности изучаемой проблемы и характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации и т.д.).
ü II раздел – в нем дается характеристика объекта по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и т.д.).
ü последующие разделы – включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.
ü заключение отчета – как правило, представлено в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах.