Конспект лекций по предмету "Римское право"


Понятие и виды владения

Владение в смысле фактического обладания вещами является тем отношением,на почве которого складывался исторически институт права собственности.
Не забывая этой исторической связи "владения" и "права собственности" (оставшей след на разговорной речи,нередко отождествляющей эти два понятия),необходимо иметь в виду,что в более развитом римском праве "владение"и "право собственности"-различные категории,которые могли совпадать в одном и том же лице,но могли принадлежать и разным лицам.
Владение представляло собой именно фактическое обладание,однако связанное с юридическими последствиями,прежде всего снабженное юридической защитой. Для юридической защиты владения характерно то,что она давалась вне зависимости от того,имеет ли данный владелец вещи право собственности на нее или нет.
Однако не всякое фактическое обладание лица вещью признавалось в римском праве владением.Проводилось различие между владением в точном смысле (possessio,possessio civilis) и простым держанием (detentio, иногда оказавшимся possessio naturalis).
Для наличия владения (possessio) необходимы были два элемента: corpus possessionis (буквально "тело" владения,т.е. само фактическое обладание) и animus possessionis (намерение,воля на владение). Однако не всякая воля фактически обладать вещью признавалась владельческой волей. Лицо,имеющее в своем фактическом обладании вещь на основании договора с собственником (например,получивший ее от собственникав пользование,на хранение и т.п.), не признавалось владельцем,а было держателем на чужое имя (detentor alieno nomine).ежду тем нельзя сказать, что пользователь или хранитель вещи не имеет воли обладать вещью, воля у него есть,но воля обладать от имени другого. Для владения же в юридическом смысле была необходима воля обладать вещью самостоятельно,не признавая над собой власти другог лица,воля относиться к вещи как к своей (animus domini)Такая воля есть у подлинного собственника;у лица,которое в силу добросовестного заблуждения считает себя за собственника,хотя на самом деле таковым не является ( так называемый добросовестный владелец); наконец,незаконного захватчика чужой вещи,прекрасно знающего,что он не имеет права собственности на данную вещь, и все-таки проявляющего волю владеть вещью как своей.
Напротив, такой владельческой воли,именно в смысле намерения относиться вещи как к собсвенной,нет, например, у арендатора: он обладает вещью, обладает в своем интересе,но самим фактом платежа арендной платы он уже признает за собой юридическое господство собственника ( лицо,относящееся к вещи как к своей,не станет платить кому-то за пользование этой вещью). Поэтому арендатор в римском праве считался держателем арендованной вещи на имя ее собственника.
Таким образом,владение ( possessio) можно определить как фактическое обладание лица вещью,соединенное с намерением относиться к вещи как к своей обладать независимо от воли другого лица,самостоятельно); держание же (detentio)- фактическое обладание вещью без такого намерения (обладание на основе договора с другим лицом,вообще несамостоятельное,а также и обладание ненамеренное,бессознательное и т.д.).
Практическое значение различия владения и держания выражалось в том,что в то время как владельцы (possessores) защищались от всяких незаконных посягательств на вещь непосредственно сами, арендатор как "держатель от чужого имени" мог получить защиту только через посредство собственника,от которого получена вещь.
Владелец фактически проявляет вовне (законно или незаконно) собственническое отношение к вещи. Равным образом и предметом владения по римскому праву могли быть те же самые вещи,на которое возможно право собственности. Ввиду изложенного соотношения между владением и правом собственности в литературе римского права предлагалось (Р. Иерингом) определить владение как "видимость собственности".
Виды владения. Владельцем вещи нормально является ее собственник, так как нормально вещи находятся в обладании тех,кому они принадлежат. Собственник имеет и право владеть вещью (ius possedendi). В этом смысле он является законным владельцем.Владельцы,фатически обладающие вещью с намерением относиться к ней как к собственной,но не имеющие ius possidendi (права владеть),признаются незаконными владельцами.
Незаконное владение в свою очередь может быть двух видов: незаконное добросовестное и незаконное недобросовестное владение. Добросовестным владение в римском праве признается в тех случаях,когда владелец не знает и не должен знать,что он не имеет права владеть вещью (например,лицо, приобретшее вещь от несобственника,выдававшего себя за собственника). Примером недобросовестного владения может служить владение может служить владение вора, который знает,что вещь не его, и тем не менее ведет себя так,как будто вещь принадлежит ему.
Различие добросовестного и недобросовестного владения имело значение в ряде отношений;так,только добросовестный владелец мог приобрести по давности право собственности в тех случаях,когда собственник предъявлял иск об изъятии его вещи от фактического владельца,недобросовестный владелец вещи строже отвечал за сохранность вещи,за плоды от вещи и т.д.,чем добросовестный владелец и пр.
Прекращение владения.Владение утрачивалось с утротой хотя бы одного из двух необходимых элементов- corpus possessionis или animus possessionis. Так,владение лица прекращалось,как только вещь выходила из его обладания или лицо выражало желание прекратить владение (отчуждало вещь).Владение прекращалось в случае гибели вещи или приевращения ее во внеоборотную вещь.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.