Философия итальянского Возрождения (Ренессанса) XV–XVI вв. внесла в философию целый ряд важных проблем. Гуманистически настроенные мыслители пересматривают место человека в мироздании. Появляются новые представления о знании и об источниках познания. Для понимания философии Возрождения важно знать некоторые исторические факты. Во-первых, следует отметить, что идет речь о возрождении художественных, философских и политических ценностей античности. Во-вторых, философия Ренессанса существует в очень тесной связи с литературой и искусством, а часто, вообще, в художественной форме. В-третьих, политическая жизнь небольших итальянских государств того времени, а также усиление дворянства и светской власти, способствовали реставрации античной политии[14]. В-четвертых, это время расцвета оккультных[15] и утопических теорий, которые становятся несовместимыми с положениями схоластической философии. Наконец, в-пятых, меняется мода в философии. Практически все ведущие мыслители Ренессанса следовали идеям Платона и неоплатоников, а не Аристотеля. Таким образом, они, не выступая против церкви, выступили против «официального» философа церкви.
В эпоху Возрождения человеку уделяется гораздо большее место в мировом порядке, чем ранее. Онтология[16] Возрождения базируется на идее антропоцентризма[17]. Лорéнцо Бáлла, Марсúлио Фичúино и Пúко делла Мирандóла (1463-1494) ставят человека в центр вселенной (хотя мир по-прежнему признается сотворенным Богом). Человек рассматривается как микрокосм (малый космос), в точности повторяющий устройство макрокосма. Изучая человека, мы изучаем весь мир. Леонáрдо да Вúнчи в своей известной диаграмме пропорций человеческого тела рисует образ мира как сочетание круга и квадрата, в которые вписан человек. Используя идеи античности, он доказывает совершенство человека. Исходя из этого, он изображает человека вписанным в две идеальные фигуры – в квадрат (в пифагорейской философии совершенная фигура, соединение четырех стихий) и в круг (в философии элеатов совершенство, срез шара). При этом круг накладывается на квадрат в виде квадратуры круга. Приведенный пример показывает, насколько даже творческая и оригинальная теория Леонардо зависит от античных источников.
Изучая человека, мыслители Возрождения не только реабилитируют разум и опыт, но и обнаруживают целый ряд иррациональных способностей познания. Например, Раймóнд Лýллий, Марсúлио Фичúно, Джордáно Брýно (1548-1600) и другие деятели Возрождения разрабатывают особое искусство памяти. Следуя Платону, они пытаются обнаружить скрытые источники припоминания идей. Все, что удавалось вспомнить, заносилось ими на круговую диаграмму с множеством секторов и подсекторов, каждый из которых соответствует определенному бытийному региону. На основании этой и других подобных практик в эпоху Возрождения широко распространились мистические, астрологические, оккультные теории. Самую известную диаграмму создал Дж. Бруно, за которую он был привлечен к суду инквизиции. На суде ему вменили в вину приписывание себе богоподобия и того знания, которого конечный разум человека знать не может. Бруно отказался отречься от своих взглядов и был сожжен. Диаграмма Бруно, конечно, не имеет отношения к какой-либо научной, физической теории. Она представляет собой смесь экспериментальной физики, астрологии, метафизики и оккультизма.
Также широкую известность получила «машина истины» испанского схоласта Раймунда Луллия, который, так же как и Фома Аквинский, полагал, что между верой и разумом, религией и философией возможны полное согласие и гармония, что все предметы как физического, материального, мира, так и высшей, Божественной, идеальной сферы можно описать или выразить в рациональных понятиях и таким образом объять разумом необъятное мироздание, полностью исчерпать все существующее, получив о нем окончательное знание. С этой целью он построил так называемую «машину истины», которая выглядела следующим образом. Семь окружностей с одним общим центром располагались одна внутри другой. Каждая из них разделена на девять частей, или отрезков, или, вернее, дуг. Над каждой дугой – какое-либо понятие. Так, например, на первой окружности располагались такие термины, как Бог, ангел, небо, человек, воображаемое, чувственное, растительное, стихийное, инструментальное, – все эти понятия означают некие предметы, или вещи или стихии, сферы, области существующего. На второй окружности – термины, означающие какие-либо признаки ил свойства, качества вещей: благость, величина, длительность, могущество, знание, стремление, добродетель, истина, слава. На следующей окружности – понятия, соответствующие возможным отношениям между вещами: различие, согласие, противоречие, начало, середина, конец, превышение, равенство, умаление. Не приводя здесь всех остальных понятий, расположенных на оставшихся окружностях, скажем, что главное заключается во вращении этих окружностей в разные стороны (вокруг общего центра). При этом получаются всевозможные комбинации понятий, например: «благой, могущественный Бог», «добродетельный, знающий человек» и другие. Понятно, что количество этих комбинаций будет очень большим. Если даже в кейсовом замке, состоящем из трех колесиков, на каждом из которых расположено десять цифр (от 0 до 9), возможна 1000 комбинаций, то в «машине истины» Раймунда Луллия, состоящей из семи окружностей, каждая из которых разделена на девять разных понятий, этих комбинаций – огромное количество. Они-то, по мнению философа и охватывают все многообразие мира, исчерпывают его, тем самым обеспечивая полную и окончательную истину.
Наука Ренессанса, вообще, полна утопических идей и описаний экспериментов, которые просто нельзя поставить. Самым знаменитым из них является perpetuum mobile (вечный двигатель), представляющий собой попытку создать агрегат, способный сохранять вечное движение. Только в Новое время физика доказала бесплодность подобных попыток. Тем не менее, в XVI в., на закате Возрождения возникают новые физические теории, опередившие свое время и неоцененные современниками. Галилéо Галилéй и Николай Копéрник создают новое представление о небесной механике и опровергают геоцентрическую[18] систему античного натурфилософа Птолемéя. Согласно Копернику, в центре вселенной находится Солнце, а Земля вращается вокруг него. Учение Коперника нанесло сокрушительный удар по созерцательной науке античности. Оказалось, что видимое движение Солнца по небу есть на самом деле мнимое. Этот факт настолько потряс самого Коперника, что он почти до самой смерти не публиковал свой астрономический трактат. Галилей, развивая физику Коперника, выступил с концепцией предвосхищающего мышления, сыгравшей значительную роль в формировании новоевропейской философии. По Галилею, наука должна не только наблюдать, но и моделировать явления природы.
Особое место в философии Возрождения занимает концепция Николая Кузáнского (1401-1464). Значение этого философа в том, что он сохранил тесную преемственность в высшими достижениями схоластической метафизики. Космологическую схему Кузанского позже назвали панентеизмом[19]. Согласно его теории, изложенной в трактате «Об ученом незнании», Бог и природа воплощают в себе две противоположности: абсолютный максимум и абсолютный минимум. Кузанский учит о совпадении абсолютного максимума и минимума, и о происхождении всех вещей из Бога. При этом он предвосхитил пантеизм Спинозы и последующие учения, доказывающие двустороннюю связь Бога и человека.
Невозможно обойти вниманием также теорию флорентийского политического философа Никкóло Макиавéлли (1469-1527). В трактате «Государь» он формирует новые принципы европейской политики. Обращаясь к античным первоисточникам, он отказывается от христианских ценностей. Государь должен заботиться не о высшем благе, а о благе своего государства и подданных. Для осуществления этой цели хороши все средства, не исключая клятвопреступления и репрессии. Под термином «макиавеллизм» с тех пор принято подразумевать любую идеологию или политическую теорию, оправдывающую любые деяния власти (в том числе и преступления) ради общего блага государства.
В заключение отметим, что в эпоху Ренессанса формируется новая светская культура[20]. Секуляризáция (процесс увеличения доли светского элемента в культуре по отношению к духовному) начинается в Италии в XV в. Дворянство постепенно становится образованным классом, занимаясь литературой, искусством, философией. Философия постепенно становится все более массовой и популярной. Сами города Италии, где культивируется философия (Рим, Флоренция, Венеция, Генуя), становятся произведением искусства, в которых философия восстанавливает утраченную с античности ведущую роль среди наук.
Но метафизические разработки представителей Возрождения были менее значительны, чем теологические теории схоластов, и не смогли привести к перевороту в философии. Это произошло позднее – в эпоху Нового времени.