Философия XX в. на Западе характеризуется напряженной борьбой между классическими и неклассическими типами философии. Появляется много новых и оригинальных теорий, главные из которых мы рассмотрим в данном разделе.
В самом начале XX в. в Англии возникает аналитическая философия. Ее ранний период, называемый в литературе неореализмом, ознаменовался революцией в области эпистемологии (раздела гносеологии, изучающего опыт и внешний мир) и логики (скорее, не формальной логики, а гносеологического осмысления логического знания вообще). Крупнейшие представители неореализма – это Джордж Мур (1873-1958), Бертран Рассел (1872-1970), Альфред Уайтхед (1861-1947), Ч. Броуд, Р. Селларс, Р. Перри и др.
Основатель неореализма Мур в книге «Некоторые основные проблемы философии» выступает с опровержением любых форм идеализма. Он доказывает, что, по крайней мере, в некоторых случаях реальность не является разумной. Однако есть положения, в которых ни один разумный человек не может сомневаться, например: «Земля существовала до моего рождения». В итоге, Мур приходит к новому, отличному от сенсуалистического реализма XVII в., реализму. Взгляд нового реализма можно свести к следующим положениям: 1) во вселенной существуют два рода сущностей: материальные объекты и акты сознания; 2) по крайней мере, в некоторых случаях содержание нашего знания зависит от чего-то за пределами нашего или Абсолютного Сознания. Реалисты, таким образом, считают, что наше знание является производным от реальности. Например, если мы видим розовую крысу, то всегда существует реальная причина этого восприятия, которая объективна.
В области эпистемологии Мур предлагает ввести категорию чувственное данное для обозначения содержания ощущения. Главным вопросом эпистемологии неореализма является вопрос о соответствии между чувственным данным и физическим объектом. Формируются три различных версии эпистемологической теории соответствия (корреспондентной теории): 1) буквальное совпадение чувственного данного и объекта возможно (Мур); 2) буквальное совпадение чувственного данного и объекта принципиально невозможно (Броуд); 3) возможно только символическое подобие между чувственным данным и объектом (Уайтхед). Все три концепции теории соответствия обогатили теорию познания новыми проблемами.
Неореалисты существенно реформировали логику, введя в нее многие положения математики. Наиболее важной гносеологической идеей математической логики Рассела выступает идея суждения о существующем. Предшественники Рассела, Дж. Милль и Готлоб Фреге (1848-1925), различили две важных категории теории познания: смысл и значение. По Фреге, выражение «Золотая гора существует» осмысленно, но не может иметь значения за пределами мысли. В своих многочисленных трудах («Проблемы философии», «Философия логического атомизма», «Человеческое познание» и др.) Рассел конкретизирует проблему: всегда ли иметь значение - значит обязательно описывать какой-то факт? Например, фраза «Современный король Франции лыс» будет всегда ложной, если говоря о короле мы будем иметь в виду реального француза, а не воображаемого человека. Свою теорию Рассел называет теорией дескрипций (описательных фраз). Имя, согласно этой теории, определяется только через дескрипцию. Например, в высказывании «Скотт - автор "Веверлея"» (имеется в виду писатель Вальтер Скотт) Скотт - само по себе ничего не значащее имя. Теория дескрипций, таким образом, направлена против идеалистической логики, согласно которой все, определенное в сознании, уже существует. Теория Рассела легла в основу созданных позднее логических теорий идеального языка. В 1920-х гг. в аналитической философии на смену неореализму приходит философия логического анализа. Ее крупнейшими представителями являются Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Альфред Айер (1910-1991), Карл Поппер (1902-1993), Рудольф Карнап (1891-1970) и другие. В рамках своей логической теории Витгенштейн впервые создает теорию идеального логического языка, на котором можно высказать всё о мире. Каждое слово в идеальном языке обозначает атомарный факт (или группу фактов). Поэтому идеальный язык должен быть однозначен и предельно прост. Крупнейший представитель Венского кружка Карнап называет такой язык метаязыком, т. е. универсальным языком науки.
Идеальный язык должен был стать универсальным языком науки и запретить все другие языки. Поэтому Айер связывает создание идеального языка с проблемой демаркации между правильными и неправильными суждениями. В сочинении «Язык, истина и логика» он предлагает ввести категорию верификации, т. е. логического оправдания высказывания. Верифицируемым высказыванием можно признать такое высказывание, которое можно либо подтвердить, либо опровергнуть на основе фактической проверки. Только верифицируемые высказывания могут называться научными; все остальные – высказывания псевдонаучные. Теория верификации, таким образом, выступает формой позитивизма. Поппер в труде «Логика научного исследования» дополняет принцип верификации принципом фальсификации. Согласно принципу фальсификации истинна та теория, которая запрещает все возможные в настоящий момент альтернативные теории. Делом ученого является не только доказательство гипотезы, но и отбор гипотез, создание условий конкуренции гипотез. Принцип фальсификации ознаменовал появление новейшей философии и методологии науки.
В 1930-х гг. один из ведущих представителей философии логического анализа Витгенштейн радикально меняет свои взгляды. Взгляды позднего Витгенштейна легли в основу лингвистической философии, определяющей в 1950-1970-х гг. англо-американскую теорию познания. Они изложены в трудах «Философские исследования», «О достоверности» и др. Витгенштейн по-новому определяет значение слова. Значение слова он трактует как способ его употребления в языке. Способов употребления одного и того же слова может быть бесконечно много, равно как может существовать множество не связанных между собой языковых игр. Вместо идеального языка в качестве основы всех языковых игр Витгенштейн ставит обыденный язык. Витгенштейн показывает, что обыденный язык и правила его употребления часто не подчиняются законам логики. Он также полагает, что слово в языке не обязательно должно описывать факты реальности. Междометия, метафоры, идио-мыне вписываются в законы логики. Витгенштейн так и не решил окончательно вопрос об общей основе всех языковых игр. Он считал, что они связаны посредством семейного сходства, т. е. множеством косвенных общих черт и характеристик. Последователи Витгенштейна – лингвистические философы (Гилберт Райл, Джон Остин, С. Хэмпшир, М. Блэк, Р. Хеар, Ф. Вайсман, Н. Малъколм и др.) – отбросили все попытки логического осмысления обыденного языка. Они ввели три положения: 1) существует только обыденный язык. Все языки, в том числе и научный, есть формы обыденного языка. 2) Всё содержание сознания может выражаться только через язык. Это называется принципом лингвистического идеализма. 3) Согласно логике обыденного языка языковая игра не может быть строго регламентирована и оставаться неизменной. Таким образом, неформальная логика противопоставляется формальной.
Для лингвистических философов характерно доверие к обыденному языку, убежденность в его рациональной непостижимости. В книге «Понятие разума» Райл дает онтологическое обоснование лингвистаческой философии, говоря о мифе Декарта, когда человек рассматривается дуалистически, как существо, имеющее разум и тело в качестве субстанций. Райл предлагает отказаться от любой онтологии, признающей наличие специфичности разума как субстанции. Реанимируя юмистскую форму натурализма, Райл полагает, что в языке мы выражаем не только интеллектуальные, но и разумные действия. Разумные действия, в отличие от интеллектуальных, всегда конкретны и связаны с текущим моментом. Поэтому Райл придерживается диспозиционапьной теории языка, утверждающей, что каждое предложение обязательно выражает речевой акт. Лингвистические философы активно используют в своих трудах методы филологии. Остин утверждает, что философский анализ какой-либо категории невозможен, если предварительно не проанализировать все случаи употребления ее в языке. Применяя лингвистическую философию в других гуманитарных науках, философы уделяли особенное внимание языку морали, религии, политики и т. п., сводя практически все их содержание к языковым практикам. Для поздней лингвистической философии характерно создание схоластических аналитических трудов по «правильному» употреблению тех или иных слов, а также выяснение того, «что на самом деле хотел сказать Витгенштейн».
В современной аналитической философии рушится гегемония лингвистической философии и устанавливается свободная конкуренция различных, несводимых друг к другу онтологии и теорий познания.
В США XX в. проходит под знаком практически полного господства прагматизма и неопрагматизма. Крупнейшие представители прагматизма (Чарлз Пирс, Уильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952) и др.) выступили против как идеалистических, так и реалистических форм теории познания, отвергнув их в качестве рационалистических. В виде альтернативы они выдвигают принцип прагматизма, согласно которому истинное определяется как полезное. Называя свою философию «философией действия», Дьюи предлагает идею инструментализма, которая рассматривает все теории только как рабочие гипотезы, «инструменты» для решения тех или иных конкретных задач. Согласно инструментализму, мы можем придумать или взять любую теорию, которая подходит для успешного решения текущей проблемы. Если, например, конкурируют гипотезы из науки и религии, то мы должны остановиться на религиозных гипотезах при условии, что они более полезны для решения проблемы.
В послевоенной философии прагматизм все более сочетается с положениями лингвистической философии, приобретая новые черты. Основатель неопрагматизма Уилфрид Куайн (1908-1996) в книге «Слово и объект» предлагает в качестве главной проблемы философии проблему языка, понимания и перевода. По Куайну, люди понимают друг друга вследствие того, что родство в языке порождает «социально приемлемые импульсы», вызывающие доверие и понимание. Однако полное понимание между людьми невозможно. Куайн доказывает принцип принципиальной неполноты перевода. Чтобы перевести высказывание с какого либо языка на другой язык, недостаточно буквальности перевода; необходимо еще передать и весь контекст этого языка. Это предприятие, по Куайну, принципиально невозможно, поэтому каждый язык имеет свою уникальную структуру. Это положение он называет принципом холизма. Идеи Куайна развивает Дональд Дэвидсон (1917-2003). В книге «Исследование истины и интерпретации» он предлагает установить в качестве главного гносеологического принципа принцип доверия – некой расположенности к пониманию. Он предлагает ввести положение о принципиальной невозможности доказательства неполноты перевода. Согласно теории Дэвидсона в любой познавательной ситуации истина и понимание объективны «насколько это возможно». Считая, что язык не обязательно должен что-то описывать вне себя, Дэвидсон предлагает отказаться от дуализма схемы и содержания, где под схемой понимается любая логическая или языковая форма, а под содержанием – все то, что описывает схема. Ричард Рорти (р. 1931) создает теорию языка, в которой заложен принцип релятивизма. Все языки относительны, совершенно не связаны между собой, зависят от случайностей. Согласно концепции Рорти, изложенной в труде «Философия и Зеркало Природы», вообще нельзя сопоставлять различные языковые игры. Рорти, таким образом, превращает неопрагматизм конца XX в. в форму философского постмодернизма. Он предлагает упразднить классические проблемы теории познания, введенные кантианцами и внедрить в философию дух свободного исследования, не претендующего на универсальность и объективность.
В 1960-х гг. в аналитической философии возникают антиреалистические теории. Крупнейшие представители антиреализма – Майкл Даммит, К. Райт, Дж. Фостер, Дж. Мэки, Б. Уильяме. Основатель антиреализма Даммит в труде «Истина и другие статьи» дает ему гносеологическое определение. По Даммиту, реалисты признают принцип бивалентности, согласно которому любое высказывание либо истинно, либо ложно; причем, критерии истины и лжи лежат вне логической теории. Антиреалисты отвергают этот принцип, считая, что критерии истинности содержатся внутри теории. Антиреалисты, таким образом, утверждают возможность плюрализма семантических теорий и создания альтернативных логических моделей. Фостер, развивая идеи Даммита, вводит онтологический антиреализм, утверждающий наличие различных онтологии, положения которых не обязательно сводимы друг к другу. Тех же взглядов придерживается и Нельсон Гудмен, основоположник современного онтологического номинализма. На современном уровне лингвистической философии Гудмен реанимирует учение Лейбница о множестве возможных миров. Множественность миров Гудмен доказывает, привлекая идею множества языковых игр. Крупнейший последователь Гудмена Хилари Патнэм (р. 1926) является сторонником новой, «человеческой» формы реализма. Главным положением «реализма с человеческим лицом», представленном в труде «Разум, истина и история» является принцип внутреннего реализма, противоположного принципу метафизического реализма. Внутренний реализм утверждает, что онтологическое определение критериев реального и нереального возможно только для определенного языка; поэтому может быть несколько альтернативных онтологии, по-разному определяющих критерии реальности. Выступая сторонником антиреализма и онтологического плюрализма, Патнэм, равно как и другие антиреалисты, борется против характерного для постмодернизма релятивизма, когда утверждается произвол автора и случайности всех познавательных практик.
Большую значимость в аналитических теориях XX в. имеют натуралистические теории. Крупнейшими представителями натуралистического материализма является А. Тьюринг, Джон Серл (р. 1936), Дж. Фодор, Дж. Армстронг, М. Девитт и др. Важнейшие концепции этого направления - это натуралистическая теория сознания и теория искусственного интеллекта. Согласно натуралистической теории сознания, все ментальные действия неотделимы от функционирования мозга и нервной системы. Характерным биологическим свойством человеческого мозга Серл считает интенциональность, т. е. способность выступать творцом и автором речевых актов. Натуралистические материалисты объясняли сознание по аналогии с ЭВМ, считая, что сознание по определенной схеме преобразует информацию. Тьюринг предложил схему, которая была названа «машина Тьюринга». Сознание уподобляется черному ящику, который преобразует поток информации. Изучив поток информации на входе и на выходе, можно создать искусственный интеллект, имитирующий работу человеческого сознания. Однако, несмотря на революцию в кибернетике, теория искусственного интеллекта оказалась ошибочной, не сумев описать акты творчества, интенциональность, другие психологические феномены. Сейчас теория искусственного интеллекта в целом признана классической, но находится в
кризисе, будучи неспособной объяснить сознание по аналогии с ЭВМ или основываясь на нейрофизиологических теориях. Однако онтологические и гносеологические обоснования возможности создания искусственного интеллекта и теории материальности сознания еще не исчерпаны в современной аналитической философии.
На рубеже XIX-XX вв. Зигмунд Фрейд (1856-1939) создает новую философскую, психологическую и медицинскую теорию, которая получила название психоанализа. Фрейд и другие крупнейшие представители психоанализа (Карл Юнг, Эрих Фромм, Жан Лакан и др.) в своих трудах проводили оригинальные гносеологические исследования.
Фрейд долго не осознавал философской составляющей своей концепции, считая себя лишь естествоиспытателем. В трудах «Я и Оно», «Психология бессознательного» и других он предлагает ввести бессознательное не как мировое начало, как у Э. фон Гартмана, а как составляющую человеческой психики. «Я», тем самым, представляет собой сложное единство сознательного и бессознательного. Характерная черта психоанализа – это положение о том, что многие духовные феномены либо берут свое начало в бессознательном, либо не могут до конца контролироваться сознанием. Например, описывая художественное творчество, Фрейд доказывает, что художник в своем произведении прежде всего реализует свои бессознательные комплексы.
Юнг существенно дополняет идеи Фрейда. Он доказывает, что идея о приоритете бессознательного над сознательным является философской, а не психологической. Он также предлагает ввести категорию коллективное бессознательное для обозначения бессознательных феноменов не только на индивидуальном, но и на социальном уровне. Юнг, Фромм и другие психоаналитики считают, что все научные и философские теории берут свое начало в бессознательном. Например, моральная категория «долг» рассматривается ими как страх человека перед бессознательным «Оно».
Психоанализ, несмотря на спорность его основоположений, обогатил гносеологию оригинальными представлениями о сознании, мышлении и творчестве. После психоанализа, например, немыслимо рассматривать внутренний мир человека как рациональную субстанцию, что было свойственно для рационализма Нового времени.
В конце XIX – начале XX вв. Эдмунд Гуссерль (1859-1938) создает феноменологию, развивая идеи двух предшественников: А. Мейнонга и Ф. Брентано. В книге «Логические исследования» он определяет феноменологию как науку о чистых сущностях, или как «эйдетическую» науку. Гуссерль разграничивает два типа установки, или взгляда на мир: это 1) естественная установка, в основе которой лежит чувственный опыт и методы эмпиризма и 2) феноменологическая «эпохэ», в основе которой лежит логическое осмысление сущностей. Отвергая эмпиризм и психологизм естественной установки, Гуссерль стремится создать «чистую» теорию познания. Наука, по Гуссерлю, должна изучать чистый предмет, а именно, бытийный регион, представленный в виде системы связанных между собой сущностей. Развивая положения идеализма, Гуссерль доказывал независимость подлинной науки от субъективного чувственного восприятия. При этом в онтологии и теории познания феноменологии вырабатывается специфический словарь, включающий такие понятия, как «эйдетика», «ноэзис», «феноменологическая редукция», «онтическое» и др. Это свидетельствует о школьном и даже кастовом характере предложенного Гуссерлем языка феноменологии.
Последователи Гуссерля (Э. Мерло-Понти, Мартин Хайдеггер, Макс Шелер, Жан-Поль Сартр, Г. Шпигелъберг, Николай Гартман и др.) внесли в феноменологию целый ряд существенных изменений. Мерло-Понти реабилитировал чувственный опыт, отвергнутый Гуссерлем, и дал ему феноменологическое описание. Хайдеггер обогатил феноменологическую онтологию, доказав, что человеческое бытие является главной формой присутствия (см. выше). Феноменологическая традиция развивается и по сей день.
В философии XX в. особое и важное место занимает фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера (1889-1976), изложенная им в сочинениях «Бытие и время», «Положение об основании», «Что такое метафизика» и др. Будучи в разное время сторонником феноменологии, экзистенциализма и герменевтики, Хайдеггер пришел к своей оригинальной метафизике. По мнению Хайдеггера, метафизика определяет не только существо мировоззрения человека, но и ход истории в целом. В центре любой метафизики лежит вопрос об отношении человека к бытию. По мнению Хайдеггера, только метафизика выражает суть человека, его экзистенцию. Экзистируя, человек «стоит в просвете бытия» и открыт для подлинного смысла.
В раннем творчестве Хайдеггер разрабатывает онтологическую проблему времени. С его точки зрения, время является главным свойством бытия. Время составляет суть человеческого бытия; человеческое бытие определяется Хайдеггером как присутствие, бытие-в-мире. Основной формой присутствия выступает язык. Определяя язык как «дом бытия», Хайдеггер считает, что через язык человек «выходит» к миру. В этой связи, Хайдеггер с повышенным вниманием относился к поэтическому языку. Поэзия, по Хайдеггеру, выражает особую близость человека и природы, во многом нарушенную зависимостью от языка науки, логики и политики, представляющего собой язык техники.
Все метафизические проблемы Хайдеггер связывает с «историей метафизики на Западе» и определяет ее главную проблему как противостояние онтологии античности и Нового времени. Для Хайдеггера это не просто два великих этапа развития философии – это два принципиально различных способа отношения человека к бытию, конфликт которых определяет судьбы цивилизации. В Новое время, когда появляется рационализм, возникает представление о сознании как субъекте, который все делает своим объектом. Субъект-объектное отношение определяет гносеологический взгляд на мир на основе представления, когда объект «ставится» перед субъектом для скрупулезного лабораторного исследования. В результате метафизика Нового времени ограничивает сферу знания сферой представления, т. е. сущим. В «погоне за сущим» человек теряет близость с бытием, вырабатывает «техническое» отношение к себе и к миру. Специализация науки, падения влияния религии, нигилизм, массовое общество и экологический кризис, по Хайдеггеру, обусловлены онтологией Нового времени.
Иное отношение к бытию господствовало в античности. Созерцательное мировоззрение греческих философов не отделяло человека от мира, непосредственно обращаясь к бытию. Хайдеггер полагает, что язык досократиков и Платона выражает подлинную суть человеческого бытия и к нему следует вернуться в современности. Например, когда грек брал в руки вещь, он ощущал «голос» вещи. Вещь «веществовала» для грека. Этот способ понимания бытия, враждебный новоевропейской метафизике, сохранился в наши дни только в поэзии. Вскрывая «поэйсис» как подлинное начало человеческого бытия, Хайдеггер определяет человека как Dasein, т. е. как присутствие, тут-бытие. Несомненно, что греки Хайдеггера отличаются от исторических древнегреческих мыслителей, но реконструкция Хайдеггера позволяет осмыслить многие проблемы современного человечества. Так, например, экологический кризис непреодолим только техническими средствами если он не сопровождается радикальной сменой менталитета и отношения каждого человека к природе. Точно так же, язык поэзии не поддается формализации и всегда остается уникальным способом близости с бытием; по мысли Хайдеггера, сам язык говорит нечто. Современная эпоха, считает немецкий философ, преодолев период «забвения бытия», начинает восстанавливать античное поэтическое отношение к бытию.
Одной из крупнейших школ в германской философии является герменевтика. Само это название восходит к имени Гермеса Трисмегиста, который, по легенде, обладал особым искусством истолкования текстов. Герменевтика, в виде экзегетики, существовала и в теологии Средневековья. Современная герменевтика рождается в Германии в начале XIX в. Родоначальники современной герменевтики (Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер и др.) вводят новый метод исторического и филологического исследования, доказывая необходимость вживания в культуру изучаемого прошлого. Крупнейший представитель герменевтики конца XIX в. Вильгельм Дильтей в качестве главной проблемы герменевтики видит проблему понимания.
На новый уровень выходит герменевтика XX в. Ее крупнейшие представители (Ганс-Георг Гадамер (1900-2002), Поль Рикёр (1913-2005), Й. Хейзинга, М. Хайдеггер,
К.О. Апель и др.) в качестве главной герменевтической проблемы ставят проблему понимания текста.
В своей книге «Истина и метод» Гадамер утверждает, что понимание текста невозможно из аналитического разбора текста с целью поиска буквального смысла. Текст (эта категория понимается гораздо шире, чем в обыденном языке) является объектом интерпретации, в результате которой обнаруживается подлинный скрытый смысл. Этот смысл возникает при коммуникации интерпретатора и текста, которая понимается как диалог, который в свою очередь, представляет собой герменевтический круг. Относительно любого текста может быть выстроено бесконечное множество герменевтических кругов, поэтому герменевтика отрицает возможность единственно правильной интерпретации и монополии на истинность. Новые герменевтические круги возникают и относительно интерпретаций. Например, в высказывании «Я не согласен с гегелевской трактовкой взгляда Возрождения на античность» присутствует три сужающихся круга. Как и Хайдеггер, представители современной герменевтики считают язык поэзии тем универсальным языком, в котором обретается глубинное понимание бытия и который может стать языком межличностного и межкультурного общения.
Герменевтики XX в. совершили много открытий в области онтологии и теории познания. Например, Гадамер считает, что любой текст обладает свойством прироста смысла. Когда некий текст интерпретируют в русле определенной традиции, в нем могут открываться смыслы, которые автор не закладывал при его создании. Это положение оказало большое влияние на современное литературоведение и искусствоведение. В книге «Конфликт интерпретаций» Рикёр создает один из крупнейших метафилософских проектов современности, призывая все современные теории познания объединиться вокруг общей проблемы языкового анализа. Современная герменевтика современности является направлением, стремящимся установить максимально большое количество связей между философскими школами. Герменевтика выступает в современной онтологии той силой, которая противостоит релятивистским теориям постмодернизма.
В 1930-х гг. во Франции и Германии возникает философия экзистенциализма. Главный интерес этого философского течения находится в области философской антропологии, но и в области онтологии есть важные достижения. Можно без преувеличения сказать, что для представителей экзистенциализма (Жан-Поля Сартра (1905-1980), Альбера Камю (1913-1960), Карла Ясперса (1883-1969), Габриэля Марселя и др.) человек является не только главным, но и исключительным предметом философии.
В труде «Бытие и ничто» Сартр выводит в качестве главного вопроса экзистенциализма онтологический вопрос о соотношении сущности и существования человека. Согласно большинству философских традиций, человек обладает заранее данной сущностью (например, человек как идея человека в античности, человек как творение Бога в Средневековье, человек как мыслящая вещь в Новое время). Сартр считает, что, наоборот, существование предшествует сущности. Человек выступает как проект; он существует, и на основе этого создает свою сущность. Экзистенциалисты ратуют за полную свободу человека в реализации проекта собственной жизни.
С точки зрения онтологии экзистенциализма, человек существует не только в бытии, но и в ничто. Ничто существует само по себе, а не только как логическая противоположность бытия. Сартр считает, что свободная экзистенция человека укоренена в ничто, а не в бытии. Бердяев полагает, что любое творчество как главное деяние человека является творением нового из ничего. Ввиду укорененности экзистенции в ничто, человек не может сам сделать выбор в пользу своего существования; он заброшен в мир. Главным философским вопросом Камю считает вопрос о способе принятия своего существования: пойдем ли мы по пути самоубийства или по пути бунта.
Экзистенциалисты считают, что природная и социальная реальность лишены какого-то смысла, кроме того, который придает ей человек. В книге «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» Камю предлагает абсурд в качестве онтологического способа существования окружающего мира. Любой человек выступает как абсурдный герой, тщетно пытаясь внести смысл в бессмысленный мир. Но будучи не в силах разрушить абсурд, человек способен встать выше него, превзойти свою зависимость от мира.
В 1960-х гг. XX в. во Франции возникает философия структурализма. Ведущий представитель структурализма Мишель Фуко (1926–1984) подытожил многолетнее развитие этого нового течения в литературоведении, филологии, этнографии и психологии, представленное К. Леви-Стросом, Ф. Соссюром, Ж. Пиаже и др.
В книге «Слова и вещи» Фуко показывает, что философия работает преимущественно с текстом. Автор создает текст, имеющий в своей основе определенную структуру. Структура представляет собой упорядоченную систему элементов. Высказанная или прописанная структура представляет собой дискурс. Дискурсов, а следовательно и структур может быть бесконечно много, например, «современный дискурс философии», «право», «лекция Фуко по философии», «детские игры» и т. п. Фуко выступает за полную свободу автора, как в создании, так и в интерпретации структур. Структура как предмет познания подчиняется диалектике тождественного и иного, причем иное выступает доминирующим началом. Фуко полагает, что если автор произведения поменяет порядок элементов, то можно говорить уже о другой структуре. Предельно крупные структуры, характерные для целой эпохи, Фуко называет эпистемой[42]. Самые привычные понятия могут измениться, а то и исчезнуть, при смене эпистемы. Например, понятие «человек», по Фуко, исчезает при распаде классической эпистемы в современную эпоху.
По мнению структуралистов, любое исследование заключается либо в «археологическом» стремлении восстановить уже существующую структуру, либо в авторской реконструкции структуры. Фуко утверждает, что структура рационально непостижима и зависит от иррациональных дискурсов, например, от дискурса сумасшествия, сексуальности, насилия и т. п. Дискурс в системе Фуко выступает как форма власти, как насилие, совершаемое над вещами с помощью слов.
Фуко считает, что в современной духовной культуре человек должен стать интеллектуалом, т. е. перестать быть неизменным субъектом логики. Рассматривая субъекта как «переменную дискурса», Фуко полагает, что интеллектуал должен скорее разрушать, нежели созидать теории, дискурсы и идеи. В творчестве позднего Фуко структурализм вступает в деструктивную фазу своего развития, переходя в форму постмодернизма.
Последователи Фуко развивали его взгляды в сторону крайнего релятивизма. Вскоре они образовали тесный кружок философов (Жиль Делéз, Жак Дерридá (1930-2004), Ф. Лиотáр, Ф. Гваттáри и др.), которых в историко-философской литературе иногда называют постструктуралистами. Но сейчас все чаще их именуют философами французского постмодернизма.
Делéз разрабатывает иррациональную логику желания, противопоставляя ее формальной логике. С точки зрения логики желания философия скорее напоминает художественное творчество в фантастическом или детективном жанре, нежели научное предприятие. Гваттáри вообще отвергает любую теорию познания, считая, что все дискурсы берут начало в «шизоидном» сознании. Французские постмодернисты, опровергая все классические гносеологические построения, отказывают человеку в праве не только на рациональность, но и на обладание здравым рассудком вообще. Они стремятся пойти далее психоаналитиков в отрицании сознательного начала в человеке, встать по ту сторону сознательного и бессознательного. Философия постмодернистов, однако, не является только метафизической концепцией, она осмысляет и определяет процессы, протекающие в современной литературе, искусстве, политической реальности. Развивая идеи Фуко, постмодернисты в современной культуре находят подтверждения тезиса о распадении человека на множество симулякров, желаний, идиосинкразии и т. п.
Крупнейшим представителем современного постмодерна является Дерридá. Центральная идея Деррида есть идея деконструкции. Под деконструкцией Деррида понимает методологическую процедуру, которая единична и зависит от каждого рассматриваемого дискурса. Деконструкция не может пониматься как определенный метод; она, скорее, бросает вызов всем методам в философии и науке. Отстаивая право автора на полный произвол в исследованиях, Деррида привлекает и гносеологические аргументы. Он создает новую философскую дисциплину – грамматологию, которая понимается как наука о письме. Деррида доказывает, что письменные формы языка предшествуют устным. Поэтому любая языковая форма является не только написанием, но и переописанием. Переописание зависит исключительно от того способа деконструкции, которую избирает автор. Это, несомненно, лишает науку, культуру, язык не только цельности, но и свойства быть способом коммуникации. Эти идеи изложены в главном труде философа - «О грамматологии». Деррида выступает идейным противником любых официальных и академических форм философии, предпочитая чистое творчество. В процессе переописания и деконструкции смыслы, муль-типлицируясь до бесконечности, теряют всякую определенность.