Этот период в истории западной философии ознаменован борьбой различных школ и традиций. Были созданы различные онтологические, гносеологические, этические и социальные концепции. Кроме того, трансформации подверглись концепции прошлого.
Людвиг Фейербáх (1804-1872) является родоначальником материализма XIX в. В сочинениях «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего» и других он утверждает, что материя является единственной субстанцией. Существуют различные формы материи, каждая из которых обладает своей спецификой, например: физическая, биологическая, социальная и другие. Описывая природу духа, Фейербах руководствуется идеями натуралистического материализма. Он определяет сознание как форму высокоорганизованной материи. Сознание – это биологический феномен, возникающий в процессе эволюции. Все социальные феномены (религия, государство, право и т. д.) в своей основе имеют физиологические или психологические корни, т. е. материальны. Поэтому Фейербах считает, что причиной возникновения религии является потребность человечества завуалировать страх перед силами природы и смертью. Фейербах также вводит к антропологический принцип в философии, согласно которому человек является единым организмом, и онтологически не делится на тело и душу. Можно говорить только о материальных и духовных потребностях человека. Последователи Фейербаха, не учитывая положений учителя о специфичности идеального начала в человеке, пришли к вульгарному материализму, полностью игнорируя духовные запросы человека, сводя их к узко материальным.
Основатель диалектического материализмаКарл Маркс (1817-1883) в «Тезисах о Фейербахе», «Нищете философии» и других произведениях критикует Фейербаха за метафизический, созерцательный материализм. По мнению Маркса, а также Фрúдриха Энгельса (1820-1895), Ф. Лафáрга, К. Кáаутского и других марксистов, Фейербах и его последователи неправомерно игнорируют диалектику Гегеля. Марксисты стремятся сочетать материализм и диалектику. Законы диалектики, которые марксисты заимствуют у Гегеля, по их мнению, следует относить не к идее, а к материи. Марксисты уделяют большое внимание материалистическому обоснованию категорий диалектики, определению форм существования материи.
Материя определяется в марксизме как субстанция, охватывающая всю объективную реальность. Главным свойством материи является самодвижение, поэтому материя вечна и неуничтожима. Материя дана в ощущениях, существуя независимо от них. Ощущение выступает отражением материального мира. В отличие от Фейербаха, марксисты не стремятся сводить идеальное к материальному, ограничиваясь только утверждением приоритета материального начала в их противостоянии. Обоснование идеального в марксизме всегда вызывало затруднения. Особенно значительны они были в области общественных наук, культуры и искусства. Например, творчество гениального писателя марксисты стремились объяснить исходя не только из объективных законов искусства, но и исходя из материальных факторов: материального положения, быта и факта эксплуатации.
В качестве основного вопроса философии марксисты поставили онтологическую проблему: что первично – материя или сознание? В зависимости от решения этого вопроса, все философы разделились на две партии: материалистов и идеалистов. Марксизм, как не только философская, но и идеологическая концепция, пропагандировал материализм и принижал реальные достоинства идеалистических теорий. Особенно это проявлялось в философии диалектического материализма в СССР, когда под влиянием идей Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Льва Троцкого и других творческое содержание марксизма выродилось в идеологические догмы.
Несмотря на то, что Маркс стремился построить «человеческую» форму философии и пропагандировал гуманистические ценности, человек в онтологическом смысле играет в марксизме гораздо меньшую роль, чем во многих других философских концепциях. Человек для марксистов практически во всем является производным от природы и от класса. Эту идею Маркс развил в «Капитале», который, будучи трудом по политэкономии, имеет большое философское значение. Марксизм справедливо критиковали как доктрину, которую можно легко поставить на службу антигуманному тоталитарному режиму. Видные философы (например, Бердяев и Сартр) полагали, что марксисты отрицают свободу как онтологическое условие человеческого бытия.
Большую роль в философии современности сыграло социально-политическое учение марксизма, получившее название исторический материализм (истмат). Оно утверждает приоритет экономической жизни над всеми другими формами: политической, духовной, религиозной и т. д. События в искусстве, философии, политике обусловлены не только этими сферами культуры, но и экономическими причинами. В этой связи, вводится классовый подход к культуре. В классовом обществе существует противоречие между классами эксплуататоров и эксплуатируемых. Это отношение определяется господствующим в данный момент истории способом производства. Маркс насчитывал пять способов производства: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Способы производства определяют пять общественно-экономических формаций: первобытный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. Особенно тщательно Маркс исследовал современный ему капитализм и отношения между двумя главными классами этого общества: буржуазией и пролетариатом. Противоречие между классами не может быть вечным; угнетаемый класс осуществит насильственное свержение старого порядка в ходе революции. Маркс предлагает научно разрабатывать и внедрять теорию пролетарской революции, которая, в отличие от буржуазной революции, должна быть не стихийной, а подготовленной социал-демократической партией. Однако, относительно коммунизма Маркс ошибся. Уже Ленин, не меняя сути марксизма, «подправил» учителя, доказав необходимость социализма как переходного общества от капитализма к коммунизму.
Нельзя не отметить, что положения истмата оказали огромное влияние на культуру России советского периода и всех социалистических стран. По чисто идеологическим соображением, главным из которых была готовность следовать идеям марксизма и руководству партии, одни направления в искусстве, литературе, философии поддерживались, а другие, наоборот, запрещались. Многие выдающие деятели русской культуры были либо вынуждены эмигрировать, либо были репрессированы за свое несогласие с идеями марксизма.
В XIX в. возникает и укрепляется позитивизм. Наиболее крупными позитивистами являются Огюст Конт (1798-1857), Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Гéерберт Спéнсер (1820-1903). Основатель позитивизма французский философ Конт стремился развивать идеи Канта, минуя нововведения немецких классических философов. Центральной идеей Конта является идея демаркáции[41] теоретических и практических наук, развитая в труде «Дух позитивной философии». Конт считает, что существует особое позитивное знание. Позитивным знаниемможно назвать только знание фактов и описания фактов. Наука, по мнению Конта, не должна выходить за пределы позитивного знания. Метафизическое, религиозное, мистическое и другие виды знания, по Конту, являются псевдознанием и должны быть исключены из разделов науки. Конт выдвинул одну из основных гносеологических идей позитивизма – идею описательного знания и постепенного искоренения метафизики. По мнению Конта, метафизическую стадию развития наук должна сменить новая позитивная стадия. Позитивизм, вообще, выступает самым крупным антифилософским учением за всю историю существования философии. Философия должна постепенно исчезнуть; останется только логика как общая методология науки. Что же касается общих мировоззренческих и социальных проблем, то за их изучение должна взяться новая точная наука – социология (термин изобретен Контом). Социология должна изучать проблемы экономики, политики и культуры, опираясь на проверенные статистические данные.
Английский мыслитель Милль в труде «Система логики, силлогистической и индуктивной» придал позитивизму более детальное логическое обоснование. Милль доказывает, что факт – это логическое понятие, посредством которого в описательном суждении фиксируется наблюдаемая область действительности. Милль также создает индуктивную логику в качестве основного метода позитивизма. Он выступает против рационалистически ориентированных интерпретаций науки в области немецкой классической философии. Милль выдвигает новую, чисто экспериментальную науку, которая избегает работы с понятиями, предпочитая исследовать факты.
Милль также оформил одну из самых крупных этических теорий XIX в. – утилитаризм. Согласно утилитаризму, хорошим и правильным является то, что полезно. Поступок или действие должно быть полезным для как можно большего количества людей, тогда он признается общественным мнением и закрепляется в морали. При этом общественная польза ставится утилитаристами выше любой личной. Тем не менее, общество не может вмешиваться в частную жизнь человека за пределами закона. Это не только не ведет к достижению пользы, но и противоречит принципам свободы. Утилитаризм Милля, тем самым, неотделим от либерализма как политического принципа. Согласно либерализму, государство не должно диктовать свою волю частным лицам, партиям и общественным организациям, если те не нарушают закон и конституцию, а также не должно ограничивать демократические права и свободы.
Английский философ Спенсер, обладая энциклопедическими познаниями, в многотомном исследовании «Основные начала» преобразовал все основные науки в духе позитивизма. Интересна его трактовка эволюции. Эволюция определяется Спенсером как движение от простого к сложному, сопровождающееся интеграцией материи и рассеянием движения. Законы эволюции, по Спенсеру, распространяются на весь мир, а не только на сферу живой природы. В конце XIX в. группа эмпириокритицистов (Эрнст Мах, Р. Авенáриус, В. Óсвальд) выдвинула новые онтологические идеи. Они доказывали, что содержание категории «материя» не соответствует современному положению физики и других наук, и предлагали заменить ее категорией «энергия». Мир состоит, с точки зрения эмпириокритицизма, не из материи и духа, а из нейтрального вещества. Онтологию эмпириокритицизма, поэтому, называют «нейтральным монúзмом». Заслугой эмпириокритицистов является открытие философии физики и математики и установление тесной связи этих разделов с онтологией. Они по-новому поставили вопрос о взаимодействии философии и естествознания в формировании онтологической теории. Однако никто из позитивистов не смог решить проблему наличия альтернативных по отношению к науке форм знания. Рассматривая только научное, позитивное знание как единственно возможное, позитивисты столкнулись с существенными трудностями, особенно в вопросах обоснования истории, морали, религии, ценностей, искусства. Недостатком позитивизма является также и то, что это направление опиралось на экспериментальную науку XIX в. и оказалось не у дел, как только наука сменила форму своего существования.
В конце XIX в. распространение в Европе получает неокантиáнство, главными представителями которого являются немецкие философы Гéрман Когéн (1842-1918), Эрнст Кассирéр (1874-1945), Вильгéльм Виндельбáнд (1848-1915), Гéнрих Рúккерт (1863-1936). Неокантианцы, как и позитивисты, стремятся творчески развить идеи Канта. Они разрабатывают идею разграничения теоретических и практических наук, выдвинутую Кантом. В отличие от позитивистов, которые признают только теоретическое знание, неокантианцы уделяют внимание обоим типам знания. Они разделяют науки на два типа: 1) науки о природе, для которых характерен номотетический (описывающий общие законы) метод; 2) науки о духе, для которых характерен идиографический (описывающий особенное) метод. По мнению неокантианцев, два типа наук не могут быть сведены друг к другу, поэтому методы математики, например, нельзя использовать для истории. Неокантианцы доказывают, что в истории, психологии, социологии, этике следует изучать индивидуальные черты предмета. Например, для историка важно, изучает ли он античную или средневековую политическую систему, тогда как для астронома часто неважно, какой астероид можно взять в качестве примера. В гносеологическом смысле разработка неокантианцев ценна также и тем, что они окончательно установили фундаментальное различие между естественными и гуманитарными науками, которое и по сей день неофициально применяется во всем научном мире.
Разделение наук на два типа неокантианцами имеет и онтологическое обоснование. Они различают в бытии существует два мира – мир Природы и мир Ценности, которые изучаются, соответственно, науками о Природе и науками о Духе. Два мира находятся в гармонии и образуют единый универсум, но мир Ценности более совершенный. Онтология неокантианцев внесла большой вклад в определение статуса ценностей и определение различных типов ценностей. В своей онтологии неокантианцы рассматривают все категории как ценности. Например, Риккерт полагает, что жизнь должна определяться не только как биологический феномен, но и как ценность. Онтология неокантианцев была положительно оценена деятелями искусства, поскольку она утверждала, что художник, выводя новые ценности, творит новый сверхприродный мир. Поэтому положения онтологии неокантианства соответствуют основным принципам символизма в искусстве.
В школе неокантианства была основана культурология как наука, изучающая все явления культуры с помощью философского анализа. Культурология призвана соединить до того разрозненные усилия философии, истории, искусствоведения, социологии, этнографии и других гуманитарных наук.
В конце XIX – начале XX в. получает большое распространение философия абсолютного идеализма в лице Бенедéтто Крóче (1866 – 1952), Фрэнсиса Брэдли (1846-1924), Бéрнарда Бозанкéта (1848-1923), Джóна Мак-Тáггарта (1866-1925) и др. Абсолютные идеалисты, опираясь на взгляды Гегеля, создали оригинальные онтологические теории. Лидер английского абсолютного идеализма Фрэнсис Герберт Брэдли разделяет мир на два онтологических уровня: видимость и реальность. Под видимостью он понимает мир явлений, находящийся в пределах представления. Под реальностью Брэдли понимает умопостигаемую действительность. Реальность абсолютна и доступна только в мышлении. Таким образом, подлинная реальность для абсолютных идеалистов духовна. Видимость и реальность находятся в отношении противоречия, но видимость, хотя и занимает второстепенное положение, также важна для изучения. Абсолютные идеалисты учат, что реальность раскрывается в видимости, и что видимость развивается до уровня реальности.
Мак-Тáггарт связывает диалектику видимости и реальности с проблемой времени. По Мак-Таггарту, времени не существует. Он предлагает различить две временных серии: серию А, которая объясняется время тремя категориями (прошлое, настоящее и будущее), и серию В, включающую только две категории (раньше, позже). Вопреки многим идеалистам, отдававшим предпочтение серии А, Мак-Таггарт доказывает, что обе серии описывают только видимую сторону временных процессов, стремятся приписать категории конечного разума бесконечному Абсолюту. Мак-Таггарт считает, что человек не знает подлинное время, которое присуще Абсолюту. Мак-Таггарт пытается низвергнуть рационалистическую идею, согласно которой разум может проникнуть на уровень бытия. Подлинное время, время Абсолютной Реальности неизвестно; человек в науке и философии знает очень немного.
В области теории познания абсолютные идеалисты создали теорию логической связанности (когерентную теорию), которая и по сей день остается одной из основных теорий значения и языка. Согласно теории логической связанности, данная концепция истинна, если она связанна, и ложна, если нет. Каждое понятие в пределах теории не может изучаться само по себе, без всей совокупности внутренних отношений, посредством которых оно связано с другими понятиями. Теория логической связанности логически доказывает неотделимость любого положения теории от целостного контекста этой теории. Например, если в теорию входят части А, В и С, то нельзя рассматривать А само по себе, без рассмотрения отношений А с В и С.
В XIX в. появляются иррационалистические теории. Иррационалисты выступают против идеи разумности человека, возможности познания и движения истории. Иррационализм как течение возник в 1840-х гг. в результате недовольства некоторых, преимущественно немецких, философов рационалистическими идеями Канта и Гегеля. Они полагали, что разум не выступает верховным началом в мире и человеке. В результате появляются новые категории, которые ставятся на место категорий, обозначающих мыслительную деятельность.
Ранние иррационалисты, создавшие широкий спектр практически не связанных между собой теорий, вошли в историю как первооткрыватели новых проблем и категорий. Артур Шопенгауэр (1788-1860), крупнейший представитель раннего иррационализма, в труде «Мир как воля и представление» утверждает, что в основе мироздания лежит воля. Воля как мировой принцип неразумна и непостижима. Свою теориюШопенгауэр противопоставляет Канту, Фихте и Гегелю, которые полагали, что в основе бытия лежат законы мышления. Вместо рационалистической веры в человеческий разум Шопенгауэр предлагает смирение перед мировой волей и этический пессимизм. На это учение оказал большое влияние буддизм, который тогда только начал проникать в ученый мир Германии. Шопенгауэр предлагает человеку культивировать свою личность, стремиться к одиночеству и внутреннему усовершенствованию. Человек, также, должен избегать общества, ожидая от других людей только зла, а не добра. Главный тезис этического пессимизма Шопенгауэра гласит: всегда готовься к самому худшему, тогда в реальности все будет лучше, чем ты предполагал.
Отметим других ранних иррационалистов. Макс Штирнер впервые вводит принцип индивидуализма, согласно которому человек представляет собой независимую субстанцию, для которой нет ничего важнее, чем самопознание. По Штирнеру, человек не может познать мир, он познает только себя. Ничто не имеет такой ценности для человека, как он сам. Эдуард фон Гáртман вводит в качестве мирового начала бессознательное, которое, также, сверхразумно. Эту категорию спустя пятьдесят лет начнут активно использовать в психоанализе. Серен Кьеркегор (1813-1855) считает, что все формы знания и веры имеют в своей основе переживание. Ни одно решение, имеющее жизненный смысл для человека, не принимается иначе, как на основе мучительного выбора между двумя противоположностями. Кьеркегор, который был скорее писателем и религиозным моралистом, чем метафизиком, открывает важный философско-антропологический закон: на уровне человеческого переживания противоречия не разрешаются, а существуют в форме постоянного конфликта. При этом человек способен переживать не одну страсть в один момент времени, как утверждают рационалисты, а сразу две противоположных. В результате, по Кьеркегору, человек может одновременно испытывать и любовь, и ненависть к одному и тому же человеку. Кьеркегор изложил подобные антропологические взгляды в романе «Дневник обольстителя», ставшим первым в истории психологическим романом. Впоследствии именно этот жанр литературы станет наиболее философичным.
Крупнейшим представителем иррационализма XIX в. выступает Фридрих Ницше (1844-1900). Главными сочинениями философа являются труды: «Рождение трагедии из духа музыки», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали», «Так говорил Заратустра», «Антихрист». Примечательно, что широкая публика ошибочно считает главным произведением Ницше «Так говорил Заратустра». Это полухудожественное произведение, которое в популярной форме излагает идеи главного трактата Ницше – «По ту сторону добра и зла».
Ницше формирует свою концепцию, исследуя феномены древнегреческой культуры. Он обнаруживает, что большая часть сохранившихся до наших дней скульптур, храмов, философских произведений составляет одностороннее представление об античности. На самом деле имели место и другие явления: песнопения, комедии, дионисийские мистерии и т. д. Античная культура, делает вывод Ницше, стремилась не только ввысь, к идеальному, но и вглубь, к низменному. Самые возвышенные искусство и философия уживаются в античности с самыми изощренными пороками и жестокостью. Покидая почву античности, рассуждая уже о любой культуре, Ницше предлагает объяснять ее с помощью двух начал: аполлонического (стремление к идеальному) и дио-нисийского (стремление к низменному). Дионисийское начало, которое философ считает реализацией полноты жизни и здоровых инстинктов, должно доминировать в культуре.
Законы бытия, по Ницше, определяются законами жизни. Развивая идеи Шопенгауэра, Ницше считает основой жизни проявление воли к власти. Воля к власти выступает верховным принципом онтологии Ницше. В природе и истории все всегда повторяется, проходя определенные жизненные циклы. Ницше считает, что неизменность сущего в целом обусловлена принципом вечного возвращения. Философ полагает, что основные принципы бытия не постижимы рационально; они могут быть постигнуты через инстинкты, смех, танец и т. п., только не посредством мышления. Критикуя все без исключения рационалистические предположения философов, Ницше утверждает, что мышление есть «самый недоделанный инстинкт». Ницше является основоположником неклассической философии на Западе, впервые полностью отвергая основное для классической философии субъект-объектное отношение.
Ницше также внес существенный вклад в представление об онтологии человека. По Ницше, всеми поступками и мыслями человека руководит воля к власти. Люди по отношению к этому принципу делятся на сильных и слабых личностей. Первые рождены править, вторые – подчиняться. Сильные личности, обладающие аристократическими задатками, эгоизмом и свободным умом возвещают о грядущей гибели человечества и замене его сверхчеловеком. Ницше дает различные определения сверхчеловека, но ясно, что сверхчеловек относится к другому онтологическому уровню развития жизни. Например, сверхчеловек не будет нуждаться в морали; он будет находится «по ту сторону добра и зла».
Мораль и религия, полагает философ, являются уделом слабых личностей, их извращенной формой самосохранения. Сострадание, помощь ближнему, альтруизм, покорность Богу, молитвы, смирение и прочие добродетели, общепризнанные в христианской культуре Европы, Ницше объявляет предрассудками, верой слабых людей. Сильная личность должна быть злой, и она не нуждается в Боге. Ницше даже призывал к сознательному уничтожению больных и уродливых людей, мотивируя это тем, что такие особи животных погибают в природе. Естественно, подобная мораль ставит Ницше в положение вне закона. Впоследствии его поносили и запрещали столь разные по своим убеждениям люди, как иерархи церкви, либералы и большевики. Многие философы также отказывали Ницше в статусе философа, считали его философию безумной. Тем не менее, это не так. Несмотря на огромное количество идей, которые при небольшой коррекции могут даже стать расистскими и фашистскими, Ницше был прежде всего мыслителем, предсказавшим целый ряд процессов и катаклизмов в культуре Европы. Философы, развивавшие подход Ницше образовали школу, которую назвали философией жизни. Ее главные представители (Риккерт, Шпенглер и др.) считают, что жизнь является верховной сущностью бытия. Законы бытия есть законы жизни. Например, согласно концепции Освальда Шпенглера (1880-1936), все цивилизации подчиняются одним и тем же законам жизни. Все они проходят восходящую стадию «культуры» и нисходящую стадию «цивилизации». В не лишенном скандального характера труде «Закат Европы» Шпенглер выдвинул идею о постепенной гибели западноевропейской культуры, прошедшей в XVIII в. пик своего развития. Несмотря на растущую мощь и бурный технический прогресс, Европа, по Шпенглеру, культурно истощается и превращается во вторую Римскую империю. В результате, Европа падет под ударами более молодой и прогрессивной культуры. Идеи Ницше развивались и за пределами школы философии жизни. Французский философ Анри Бергсон (1859-1941) рассматривает витализм в качестве главного онтологического принципа. Согласно витализму, миром правит закон творческой эволюции, лежащий в основе жизни; причем, этот закон универсален для всей природы в целом. Бергсон создает также виталистическую теорию познания. Разделяя рациональный интеллект и «жизненную» интуицию, Бергсон считает последнюю главной основой познания. Все категории и главные понятия в науке, по Бергсону, созданы посредством интуиции. Интуитивизм в науке и философии, введенный Бергсоном, и по сей день определяет характер неклассической философии.
Появление и влияние иррационалистических теорий разрушили классическое представление о философии как арене борьбы идеализма и реализма, рационализма и эмпиризма. Установился новый баланс сил, своеобразный триумвират, свойственный современной философии, когда все теории делятся на идеалистические, реалистические и иррацио-налистические. Это не могло не привести к усложнению и раздроблению философии на множество практически ничем не связанных школ направлений. Иррационалисты, также, пересмотрели актуальность классического жанра философского сочинения – трактата. Современные философы часто предпочитают мыслить афоризмами, притчами, придумывают мифы и антиутопии. В результате, в XX в. философия существует как в академической, так и в дилетантской форме, как в виде трактатов и комментариев, так и в виде художественных сочинений и публицистики.