Первая попытка объяснить происхождение Киевской Руси была сделана легендарным летописцем Нестором более 8 веков назад.
Средневековые хронисты искусственно связывали раннюю историю Руси с известными им народами Восточной Европы - скифами, кельтами, сарматами, аланами.
Норманисты в XVIII в. (Г. Байер, Г. Миллер) ссылаясь на летописную легенду о призвании варягов на Русь, эти ученые выдвинули тезис о скандинавского происхождения Древнерусского государства.
В 20-х гг XX в. значительная часть ученых мира начала отдавать предпочтение "варяжском фактора" в становлении государственности русов на основе многочисленных исторических, археологических и языковых источников.
Хазарское гипотеза, выводила корни Киевского государства с Хазарского халифата (О. Прицак).
Археологические исследования древнего Киева свидетельствуют о местной славянской самобытности его материальной культуры.Росток государственности Киевской Руси вырос на местной почве задолго до IX в. результате сложного и длительного социально - экономического и культурного развития славянского общества.
До образования Древнерусского государства в восток. славян существовало 14 крупных племенных объединений, VI - VIII вв. - Период эволюции союзов славянских племен в противогосударственную образования - племенные княжества, среди которых выделяются объединения дулебов и полян. Аварский нашествие заметно ослабила дулебов, что подняло полян. Значительным событием в процессе политической консолидации Полянского межплеменного союза стало основание города Киева, который благодаря удачному географическому расположению быстро превратился в политической центр восточных славян. Вследствие этого в VIII - середине IX в. в среднем Поднепровье сформировалось государственное объединение - Русская земля.
Важным этапом в социально экономическом и политическом развитии древней Руси - Украины был период VIII - IX вв. который характеризовался активным процессом феодализации общества, формированием соответствующей социальной структуры, укреплением государственности. Киевская Русь достигла значительного могущества на середину IX в. - Времена княжения Аскольда, которого многие исследователи считают последним представителем династии Кия на киевском престоле.
Именно в это время Русь осуществляет ряд успешных походов на Византию.Черное море получает название "Русского".
Чрезвычайно важное общественно-политическое и культурное значение имела первая попытка крещения Руси и образование метрополии в Киеве. Однако эти поступательные шаги были прерваны проязичницькимы элементами, опираясь на которые в Киеве утверждается новая династия Рюриковичей. Византия разрывает заключенные с Русью предыдущие торговые соглашения и на время останавливает ее внешнеполитическую экспансию.
Внутренняя политика новых властителей Киевского государства (Олега, Игоря, Ольги, Святослава) направлялась на распространение власти Киевского князя на большинство восточнославянских племен. Не прекращалась при этом внешнеполитическая деятельность Руси (походы Олега, Игоря на Византию, дипломатические шаги Ольги и др.)..
Наивысшей военной мощи Русь достигает во времена Святослава, который получил блестящие военные победы в Волжской Болгарии, Хазарии, Болгарии (на Балканах), Византии, печенежских степях.
Однако широкий размах военных акций первых Рюриковичей был чрезвычайно утомительным для населения, быстро исчерпывал ресурсы и подрывал мощь новообразованного государства. Наконец традиционные связи Киева с колонизационной опорными пунктами в устьях Днепра, Дуная, в Крыму неоднократно прерывались и овладеть окончательно побережье Черного моря в этот период не удалось.
Широкая программа реформ, которая должна укрепить древнерусское государство после недальновидной политики Святослава, начала осуществляться при Владимире Великом (980-1015).
Он положил конец местным династиям "Светлых князей" посадив на их место своих 12 сыновей. Одновременно было завершено покорение всех восточнославянских племен под властью Киева. Она распространилась на просторы от Ладоги до Таманского полуострова и от Закарпатья до приокських земель Поволжья.
Военная реформа заключается в ликвидации "племенных" военных объединений и слиянии военной системы с системой феодального землевладения. Владимир активно раздавал "мужам лучшим" земельные владения в пограничных районах Руси, обязывая их к военной службе.
Религиозные реформы 988 г. окончательно утвердили христианство как государственную религию в Киевской Руси.
Христианство лучше соответствовало феодализованому обществу, оно способствовало усилению авторитета великокняжеской власти, тесной объединению русских земель вокруг Киева, укреплению его связей с европейским миром, общекультурном подъему.
Владимир ввел новый свод законов устного обычного права, названного летописцем "Уставом земляным", который в дальнейшем лег в основу "Правды Ярослава" (1016 г.).
Своего наивысшего развития Киевская Русь достигла во времена Ярослава - мудрого (1015-1054). Вырос ее международный авторитет, о чем свидетельствуют брачные связи княжеской семьи с обладателями многих государств Европы (Византия, Германия, Франция, Венгрия, Польша, Норвегия и т.д.)..
Значительное внимание Ярослав уделял безопасности границ государства. В 1030-31 годах он в союзе с Мстиславом отвоевал Червенские земли (Перемышль, Червень, Белз и др.. Города). Заботился о безопасности южных рубежей Руси ("Змиевы валы" с укрепленными крепостями). Только вдоль Роси был построен 13 городов и крепостей на левом берегу, в частности это Корсунь, Торческ, Юрьев (Ярослав).
1036 г. Ярослав разгромил печенегов. Ввел принцип сеньорату - в престолонаследии (власть старшего в роде).
Значительные достижения были в духовной жизни.
При этом были кодифицированы древнерусское право ("Русская правда").
Княжения Владимира и Ярослава образовали целостную эпоху в развитии Руси, которая характеризовалась прекращением далеких и изнурительных походов и стремлением к внутренней консолидации Киевского государства, которая стала одной из самых мощных в Европе того времени.
Следовательно, определяющими чертами периода конца X-середине XI в. были: завершение формирования, территории государства, перенесение внимания княжеской власти по проблемам завоевания земель на проблему их освоения на удержание под контролем, слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиления централизованной власти, замена родоплеменного деления древнерусского общества территориальным, активная реформаторская деятельность великих князей, внедрения и распространение государственной консолидирующей идеологии - христианства, появление кодифицированного права, широкое использование дипломатических методов решения международных проблем; рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.
Политическая раздробленность Киевской Руси (конец XI - середина XIII в.).
Последняя попытка восстановить былое величие Киевской Руси приходится на княжение Владимира Мономаха (1113 - 1125 гг.) Многочисленные удачные походы на половцев, активная законодательная деятельность (разработка знаменитого "Устава" - своеобразного дополнения к "Русской Правды"), преодоление сепаратистских тенденций, объединения? территории Руси временно стабилизировали положение государства.
После смерти Владимира его сыну Мстиславу (1125 - 1132 гг) лишь на короткое время удалось поддержать единство русских земель. В эти сутки раздробленность приобрела черты устойчивой, прогрессирующей тенденции.Так, если в XII в. образовалось 15 княжеств (земель) то в нач. XIII в. их количество достигало уже 50.
Причины феодальной раздробленности:
Большие пространства государства и этническая неоднородность населения.
Рост крупного феодального землевладения.
Отсутствие четкого неизменного механизма преемственности княжеской власти.
Изменение торговой конъюнктуры, частичный упадок Киева как торгового центра, появление полицентрии во внешней торговле.
Усиление экспансии степных кочевников (печенегов, половцев и проч.).Только половцы в период от 1055 до 1236 г. осуществили 12 крупных нападений на Русь.
В то же время половцы более 30 раз участвовали в междоусобных княжеских войнах.
Феодальная раздробленность - закономерный этап в развитии общества, это общеевропейская тенденция.