Для регулирования хозяйственной жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические меры. С их помощью государство вмешивается в экономические процессы, чтобы достичь стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры. Главные цели государственной политики были сформулированы в теме 2, когда рассматривалась роль государства в рыночной экономике.
Формы вмешательства государства в экономический кругооборот бывают прямыми и косвенными.
Прямое вмешательство оказывает непосредственное воздействие на экономику в целом и состоит из следующих частей:
- создание государственного сектора (государство организует производство и реализацию продукции отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности).
- перераспределение доходов (значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, например, в виде субсидий, оплаты научно-исследовательских работ, выплаты процентов по ценным бумагам, пособий по безработице).
- экономические программы (государство содействует серьезным структурным сдвигам в экономике).
Косвенные формы государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение и включают в себя следующие формы:
- кредитно-денежная система - используется для воздействия на экономику через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования.
- налоговая система (государство влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулировали с налоговой ставкой).
Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.
Термин "финансы" происходит от латинского корня "финис", что означает "денежный платеж".
Важнейшие функции государственных финансов следующие:
· экономическая - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении госсектором, программировании и т.п.).
· оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.
· социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.
· экологическая - заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.
Выполнение этих функций возлагается на современную финансовую систему.
Структура финансовой системы в зависимости от поставленных конкретных задач отражена на рис 9.3.
Государственный бюджет или - бюджет центрального (федерального) правительства представляет собой самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства. С его помощью государство оказывает воздействие на многие хозяйственные процессы. За счет госбюджета содержится армия, полиция, часть здравоохранения, наука, осуществляется защита окружающей среды.
Бюджеты региональных и местных органов власти, наряду с внебюджетными фондами, входят в финансы местных администраций. Как правило, возможности последних ограничены, и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от центрального правительства.
Помимо бюджетных средств в государственные финансы включены также финансы предприятий, находящихся в госсобственности. Они формируются либо за счет бюджета центрального правительства, например, бюджет военных предприятий (см. на рис. 9.3. стрелка вниз), либо за счет самих предприятий, если они являются рентабельными - например, почта, телеграф, телефон и ряд других, и могут формировать поступления в госбюджет (стрелка вверх на рис. 9.3.)
Внебюджетные денежные ресурсы используются строго по назначению - для финансирования целевых программ как центральным правительством, так и региональными и местными органами власти.
Государственный бюджет - это доходы и расходы государства, или иными словами, это финансовый план формирования и использования денежного фонда государства.
Государственный бюджет утверждает высшая законодательная власть страны, а за его выполнение отвечает центральное (федеральное) правительство, то есть исполнительная власть.
Структура госбюджета показана на рисунке 9.4.:
Доходная часть бюджета (или - государственные доходы) показывает, откуда поступают денежные ресурсы для финансирования расходов государства.
Расходная часть бюджета (или государственные расходы) показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Доходы и расходы государства распределяются соответственно по бюджетам разного уровня: центральных (федеральных) властей - самые крупные доходы и расходы, - региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования.
Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов (см. рис. 9.4.). В большинстве стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства. Определенную роль в доходах также играют и два других источника - государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. Их доля в государственном бюджете, как правило, не превышает 10-20% всех доходов. К эмиссии бумажных и кредитных денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходов.
Налоги - это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица.
Налоги разделяют на прямые, которые взимают непосредственно с доходов и имущества, и косвенные, которые включаются в цену товаров и тарифа на услуги.
Основные виды прямых и косвенных налогов в зависимости от источников изъятия отражены на Рисунке 9.4.
Как правило, в бюджет центрального (федерального) правительства поступают налоги на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог на физических лиц и на прибыль предприятий. В местные бюджеты республик, краев, областей в России, например, собираются налоги на имущество предприятий, за использование природных ресурсов, на имущество физических лиц, за право торговли, земельный налог, курортный сбор и ряд других.
К главным налогам по российскому законодательству, пересмотр которого происходил в 2000 г., отнесены:
o налог на прибыль предприятий,
o налог на добавленную стоимость (НДС),
o подоходный налог с физических лиц.
o таможенные пошлины на импортные, экспортные и транзитные товары,
o фискальные монопольные налоги - на товары массового спроса, а также транспортные, коммунальные и культурные услуги.
Основные направления использования государственных расходов производятся путем государственных закупок и трансфертных платежей.
o Закупая товары и услуги, государство осуществляет перераспределение ресурсов от частного к общественному потреблению.
o Используя другой вид расходов - трансфертные платежи (трансферт означает в переводе с английского "передавать"), государство производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения - по социальному страхованию и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и безработице, и т.п. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Определенная часть населения с помощью государства получает возможность потреблять оплаченные обществом товары. Этим же целям служат и дотации (субсидии).
Идеальное состояние государственного бюджета, когда достигается баланс доходной и расходной части, бывает довольно редко. В большинстве стран на практике расходы государственного бюджета превышают доходы (то есть бюджет сводится с дефицитом).
Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.
Дефицит обычно бывает обусловлен либо общим спадом производства, либо завышенными расходами на социальные программы, либо возросшими расходами на оборону, либо - выполнением государством других функций. Снижение бюджетного дефицита стало для правительства большинства стран необходимым инструментом регулирования экономики.
Размеры дефицитов колеблются в зависимости от конкретной экономической ситуации. В среднем в государственных бюджетах они составляют 10-20% от общего объема государственных бюджетов. При неблагоприятных экономических условиях дефициты возрастают. Так, например, в Японии в 1999/2000 финансовом году дефицит вырос до 43%.
Значительно реже бюджетные доходы превосходят расходы, то есть имеют место излишки денег в бюджете, и тогда он становится профицитным.
Бюджетный профицит представляет собой излишек бюджета, то есть превышение доходов над расходами.
При недостатке средств (от сбора налогов и эмиссии бумажных денег) для покрытия дефицита бюджета государство прибегает к заимствованию - внутреннему (то есть деньги одалживаются у граждан и организаций своей страны) или внешнему (то есть деньги берутся в долг у иностранных государств и финансовых организаций). Помимо основной суммы по долгам выплачиваются проценты. И крупные долги, и избыточная денежная эмиссия ведут к негативным последствиям: в результате дополнительного выпуска в оборот бумажных денег усиливается инфляция (см. тему 10), а внутренние и внешние заимствования ведут к наращиванию государственного долга.
Государственный долг - общая сумма задолженности правительства населению, владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов.
В зависимости от сроков, на которые предоставляются денежные средства, долговые обязательства подразделяются на:
o краткосрочные (до одного года);
o среднесрочные (от одного года до пяти лет);
o долгосрочные (на срок от пяти до тридцати дет).