Конспект лекций по предмету "История России"


Особенности социально-экономического развития Беларуси в составе Российской империи

В первой половине XIX в. в Беларуси происходили общие для Российской империи процессы, которые вели к распаду феодально-крепостной системы, возникновению новых – капиталистических отношений. Об этом свидетельствует:
1) развитие промышленности: а) увеличилось количество мануфактур – до 549, где почти половина рабочих были вольнонаемные; б) появились первые фабрики – в местечках Хомск и Косово Гродненской губернии, где применялись паровые двигатели [2; 165];
2) развитию экономики Беларуси способствовали пути сообщения – водные, сухопутные, что благоприятно сказывалось на вовлечение края во всероссийский рынок. В вывозе преобладали товары сельского хозяйства, а в возе – промышленные изделия;
3) развитие путей сообщения благотворствовало росту городских поселений. С 1825 по 1861 гг. население 42 городов увеличилось с 151тыс. до 320тыс. чел. В городах и местечках жило разноэтическое население: белорусы, евреи, поляки, русские, татары. Количественно преобладало еврейское население [2, 165];
4) новые явления ярко прослеживались в развитии сельского хозяйства: а) все больше продукции шло на рынок; б) расширились посевы технических культур; в) в отдельных помещичьих хозяйствах внедрялись машины; г) все больше крестьян занималось промыслом, извозами; д) заметнее становился процесс дифференциации среди крестьян.
Дальнейшее развитие прогрессивных явлений в экономике сдерживалось господством феодолизма, в первую очередь крепостным правом: 1) помещики для увеличения доходности имений расширяли собственные посевы за счет крестьянских наделов. Но подневольный труд не давал положительных результатов; 2) масса крестьян беднела и не могла выполнять все возрастающие повинности, ибо барщина доходила до 6 дней в неделю; 3) постоянно возрастала задолженность помещиков частным лицам и казне. К 185 г. в пяти белорусских губерниях около 60 % крепостных крестьян были заложены их владельцами; 4) заметный рост крестьянских волнений – в 2 раза больше с каждым годом [5, 95].
Социальная напряженность усиливалась антироссийской пропагандой католической церкви и пропольского дворянства. Это вынудило царизм осуществить на Беларуси более гибкую социально-экономическую политику и делать определенные шаги по решению аграрного вопроса. При этом царизм преследовал три цели: 1) снять социальную напряженность; 2) увеличить доходность в государственной деревне и 3) завоевать симпатии крестьянских масс против польскоязычного дворянства.
Для достижения этих целей следует остановиться на двух важнейших реформах царизма в белорусских губерниях.
В 1840 – 1857 гг. осуществлялась реформа среди государственных крестьян а это 1/5 всех крестьян Беларуси). Основные ее положения сводились к следующему: 1) увеличены наделы крестьян, уменьшены их повинности; 2) казенные крестьяне переводись с барщины на оброк; 3) прекращалась практика сдачи их в аренду; 4) создавались выборные органы крестьянского самоуправления, которым доверялось под контролем администрации) решение хозяйственных, административных и судебных дел; 5) признавалась «гражданская свобода» государственных крестьян, что выгодно отличало их от бесправия крепостных крестьян.
И вторая, инвентарная реформа в помещичьей деревне (Указ 15 апреля 1844г.). Суть ее сводилась к регулированию разделов наделов и фиксации повинностей крепостных крестьян. Обязательные инвентари были введены в Западной и Центральной части Беларуси. Реформа встретила ожесточенное сопротивление помещиков их самоуправство имело ограниченные рамки) и недовольство крестьян в тех случаях, когда повинности возрастали. Этим можно объяснить растянутые сроки проведения реформы до 1857 г.
В целом же аграрные реформы 40 – 50 х гг., хотя и создавали лучшие условия для развития товарно-денежных отношений в развитии хозяйственных инициатив, крестьянства, в первую очередь государственных, все же не затрагивало основ феодальных порядков, ликвидация которых оставалась жизненно необходимой экономической и политической задачей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.