Конспект лекций по предмету "История России"


Общественно-политическая система БССР в 20-30-е годы

В межвоенный период (20 – 30 гг) общественно-политическая жизнь в республики, как и во всей Советской стране в целом, была полна противоречий, тесно связанных с социально-экономическими прорцессами, которые происходили в те годы: трудовой энтузиазм сочетался с его страхом перед беззаконием; стремление сроить социализм и лишения; обращение к нроду и рост бюрократизма. Строился социализм как понимали его руководители государства в 20-ые гг : 1) тотальное обобществление; 2) ликвидация собственника вообще; 3) создание глубоко идеализированного общества. Эту мысль чётко выразил секретарь ЦК ВКП(б) В.Молотов: “Ведь в чём, собственно говоря, заключается социализм, - управлять государственным хозяйством”. На практике постепенно утанавливалась атмосфера всеобщей подозрительности, произвольное толкование законов, повсеместно выживались “враги”, поощрялось доносительство. Происходила методическая и массированная обработка общества, направленная на то. Чтобы воспитать послушных исполнителей, укоренить мысль о безгрешности и безошибочности высшего руководства страны. В обществе были созданы условия, когда грубо игнорировались права человека.
В условиях НЭПа (до конца 20-ых годов) в республике наблюдался общественно-политический подъём: 1) повсеместно отмечался яркий оптимизм в успехе социалистического строительства; 2) рассширилась компетенция Советов как органов власти, активно вовлекались трудящиеся в работу местных Советов; 3) проводилась административно-территориальная реформа; 4) в 1927 г. принята новая Конституция БССР, провозгласившая курс на демократизацию; 5) процесс образования СССР; 6) политическая амнистия 1923 года. В целом в середине 20-ых годов в общественно-политической жизни существовали и боролись две тенденции – курс на демократизацию в условиях НЭПа и продолжение курса политики военного коммунизма, тенденция монополизации КПБ всей политической жизни.
С победой сталинской линии в ВКП(б) в общественно-политической жизни республики:
1) усилилась директивная система управления;
2) возросла роль партийно-государственного аппарата;
3) система законов подгонялась под линию партии;
4) страна стала жить в условиях силовых методов решения политических задач, начинается период массовых репрессий;
5) руководители, имевшие свою точку зрения, порой несоответствующей офицальной политики, прежде всего люди образованные и честные, преследовались и сурово карались.
Грубые нарушения прав человека объяснялись сталинской теорией об обострении классовой борьбы по мере движения к социализму. Это положение вождя стало теоритической базой массовых необоснованных репрессий. В Беларуси как и в целом по СССР эти деформации в политической жизни прикрывались видимостью демократии, обращением к массам.
Следует отметить три устоя, на которых сформировался сталинизм:
1) абсолютизация и догматизация марксизма;
2) создание разветвлённого административного аппарата (тотальная бюрократия);
3) абсолютизация насилия.
В Беларуси политические репрессии начались уже в конце 20-ых годов. По обвинению в так называемом национал-демократизме начинается процесс уничтожения национальной творческой интеллигенции. Потом очередь дошла до всех участников в белорусском национальном движении. В1930-31 гг – дело о “нацдемовской контрреволюционной организации”. Потом процессы над участниками исторических “Объединённого антисоветского подполья”, “Белорусской народной грамады”. Шёл постоянный процесс поиска “врагов”и “вредителей”. В БССР до войны было уничтожено примерно 250 тысяч человек [2, 305]. Столько же сослано в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Страна жила в атмосфере страха и подозрительности.
Массовые репрессии были вызваны:
1) устранением “опастных” для режима деятелей;
2) стремление удержать власть с целью реализации идеалов (в сталинском понимании) социализма;
3) свалить на невиновных провалы в экономической и социальной политике;
4) держать в повиновении народ ( выросло новое поколение);
5) иметь бесплатную рабочую силу для реализации грандиозных проектов.
В 30-ые годы в стране сложилась система, которая называется “административно-командная” ( разновидность тоталитаризма). Для неё характерны: 1) единая официальная идеология; 2) единая массовая партия; 3) монополия партии на государственный аппарат и информацию; 4) полицейский контроль перерастает в террор против личности; 5) вождизм.
Были конкретные причины формирования токой системы.
Объективные :
1) низкий уровень развития капитализма в России до 1917 года;
2) подавляющее большинство крестьянства в населении страны, которая имела низкий уровень граммотности и культуры;
3) отсутствие демократических традиций;
4) стремление большей части населения к сильной власти как заступнице.
Субъективные:
1) утверждение однопартийной системы;
2) отсутствие четкой концепции строительства социализма;
3) всевластие и бесконтрольность государственного и партийного аппарата;
4) неограниченная власть и обожествление И.Сталина;
5) ликвидация всех лиц и форм оппозиции;
6) умелое манипулирование массами, эффективная партийная пропаганда и агитация;
7) низкий культурный и образовательный уровень руководителей, особенно местного звена (даже среди секретарей райкомов и горкомов в конце 30-ых годов 70% имели начальное образование).
Таким образом, к концу 30-х годов в стране была реализована сталинская модель государственного социализма. Труженник был отделен от результатов своего труда. Всё было обезличено. К минимуму были сведены товарно-денежные отношения.
Вместе с тем, в результате осуществления индустриализации значительно выросли производительные силы. Планирование народно-хозяйственной деятельности на всех уровнях – от общества в целом до отдельного предприятия, распределение по труду и с общественных фондов потребления, общедоступность социально-культурных благ, коллективная организация труда. Всё это дало возможность внушить народу, что победил социалистический строй, и массы трудящихся, видя реальные перемены, верили этому, принимая деформированный социализм за действительный.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.