1. Римское право не выработало понятий вещного и обязательственного права, однако делалось различие между вещными исками и исками личными.
Разграничение вещных и обязательственных прав выработано позднейшими учеными, однако на материале, содержащемся у римских юристов. Так, классический юрист Павел, подметил различие двоякого положения лица, которому нужна какая – то вещь для удовлетворения той или иной потребности. Одно дело, если лицо приобретает себе необходимую вещь в собственность; другое – если оно договаривается с собственником вещи о том, что этот последний обязуется предоставить вещь в пользование первого лица на определенный срок. Между этими двумя способами удовлетворения потребности в вещи разница не только в том, что в первом случае лицо приобретает вещь не на время, а навсегда, во втором же случае вещь предоставляется или на определенный срок, о котором договорились эти два лица, или до востребования со стороны того, кто предоставил эту вещь. Важнее другое различие. Когда лицо приобретает вещь в собственность, оно получает возможность непосредственного воздействия на вещь, независимо от какого – либо другого лица. Во втором случае, напротив, возможность воздействовать на вещь и более ограниченная, и условная: фактически вещь поступит к первому лицу лишь в том случае, если лицо, обязавшееся передать вещь, действительно ее передаст.
Вещное право - это право (возможность) непосредственно и, независимо от чьей либо воли, воздействовать на вещь. Воздействовать - это значит: владеть, пользоваться и распоряжаться вещью.
В тех же случаях, когда у субъекта нет непосредственного права на вещь, а только есть право требовать от другого лица предоставления вещи, такое право называется правом обязательственным.
Таким образом, объектом вещного права является вещь, и ее собственник пользуется абсолютной защитой (то есть против любого нарушителя его прав как собственника –абсолютная защита). В Древнем Риме такая защита осуществлялась при помощи вещных исков (actio in rem).. Если объектом служит действие другого лица, так, что субъект права может лишь требовать совершение условленного действия (или воздержания от него), - это право обязательственное. Нарушителями обязательственного права могут быть одно или несколько определенных лиц, и только против них субъект права может предъявлять иск – личный (action in personam). В этом смысле защита обязательственного права имеет относительный характер.
2. Римское право знало несколько основанийклассификации вещей.
Основные:
· вещи манципируемые и неманципируемые;
· вещи в обороте и изъятые из оборота;
· вещи индивидуально-определенные и родовые.
К манципируемым вещам относилось наиболее ценное имущество (земля, рабы, скот), и поэтому его отчуждение осуществлялось в усложненной форме - в виде манципации.
Манципация проходила в строго установленной форме с обязательным участием не менее пяти свидетелей. Пропуск какого-либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей и т. д. являлись достаточным основанием для признания сделки недействительной, даже если она была уже исполнена.
Остальное имущество (вещи) относилось к разряду не манципируемого и могло отчуждаться без всяких формальностей путем простого вручения приобретателю.
Вещи в обороте могли принадлежать каждому и свободно отчуждались третьим лицам.
Вещи, изъятые из оборота, не могли быть переданы в собственность других лиц или же вообще не могли быть объектом права собственности (например, воздух).
Индивидуально-определенная вещь, в отличие от родовой, могла быть выделена из числа подобных ей вещей (например, конкретное строение, животное и т. д.). Юридическое значение такого деления заключалось в том, что при гибели индивидуально-определенной вещи договор прекращался, так как должник уже не имел возможности передать другую, такую же вещь. Гибель же вещи, определенной родовыми признаками (например, зерна), не прекращала обязательства, так как должник имел возможность поставить другую такую же вещь (то есть иную партию зерна).
3. В Древнем Риме выделялись следующиевиды вещных прав:
• право собственности как основное вещное право;
• владение (различие между владением и собственностью стало проводиться в римском праве лишь на позднем этапе его развития);
• права на чужие вещи. В данном случае право собственности на вещь принадлежит другому лицу, однако не собственник имеет ряд прав в отношении данной вещи.
Права на чужие вещи включали:
а) вещное право на пользование чужой вещью - сервитут;
б) вещное право на пользование и распоряжение чужой вещью:
залог;
эмфитевзис;
суперфиций.
ТЕМА 7. ВЛАДЕНИЕ.
1.Понятие владения. Виды владения. Отличие владения от держания.
2.Способы установления и прекращения владения.
3.Защита владения.
1. Владение - это фактическое обладание вещью. Однако римское право признавало владением не любое фактическое обладание вещью и различало в связи с этимсобственно владение и держание.
Для наличия владения необходимы были два элемента:
• фактическое обладание вещью, связанное с юридическими последствиями, прежде всего, снабженное исковой защитой; Для юридической защиты владения характерно то, что она давалась вне зависимости от того, имеет ли данный владелец право собственности на нее.
• воля, намерение владеть вещью как своей собственной. Отсутствие последнего элемента означало, что нет владения, а есть держание вещи.
Держание чаще всего возникало на основе договора с собственником вещи (договор аренды, хранения и т. д.).
Юридическое значение различия между владением и держанием заключалось в том, что владельцы могли самостоятельно (от своего имени) защищаться от всяких незаконных посягательств на вещь, в то время как держатель вещи (например, арендатор) вынужден был каждый раз обращаться за защитой к собственнику и сам подавать иск не мог.
Таким образом,владениепо римскому праву- это фактическое обладание вещью, соединенное с намерением относиться к ней как к своей. Держание – фактическое обладание вещью без такого намерния.
Римское право различало:
• законное владение;
• незаконное владение.
Законное владение означает, что лицо имеет право владеть вещью (например, собственник). Незаконное владение означает, что лицо, владеющее вещью, не имеет права ею владеть.
Незаконное владение могло быть как добросовестным (владелец не знает и не должен был знать, что он не имеет права владеть вещью), так и недобросовестным (лицо знает или должно было знать, что незаконно владеет вещью, например, похититель вещи). Добросовестное и недобросовестное владение влекли разные юридические последствия (например, только добросовестный владелец мог приобрести право собственности на вещь в силу приобретательной давности).
2. Владение приобреталось с момента соединения двух элементов: фактического обладания вещью и намерения владеть ею как своей. Например, арендатор договаривается с собственником о выкупе арендуемого имущества до прекращения действия договора аренды.
Владение могло быть приобретено не только лично, но и через представителя.
Владение прекращалось с утратой хотя бы одного из двух элементов владения, а также в результате гибели вещи или изъятия ее из оборота.
3. Защита владения. Известно, что в споре о праве собственности стороны (истец и ответчик) приводятправовоеобоснование своих требований и возражений, т. е. для установления права собственности каждый из них должен сослаться на доказательства, подтверждающие егоправо наданную вещь. Такая защита называласьпетиторной(petitorrom).
В отличие от нее,владельческая, илипоссесорная(possessorium), защита не только не требовала, но и запрещала ссылку на право. Она не ставила себе задачи разрешения вопроса о правовом основании владения. Ни одна из сторон в поссессорном процессе не могла приводить правовых обоснований своих претензий. Цель этого процесса — выяснить факт владения и факт его нарушения, следовательно, доказыванию подлежали только упомянутые факты.
Поссессорная защита представляла собой процедуру разбирательства дел о владении, возбуждающихся посредством административных актов претора — интердиктов. Существовали интердикты об удержании владения и о восстановлении владения.
Первый интердикт применялся в том случае, когда на обладание вещью, находящейся во владении одного лица, притязало другое. В соответствии с этим интердиктом владение лица оставалось неприкосновенным, если оно возникло не насильно, не тайно и не являлось прекарным (пользованием до востребования). При доказанности какого-либо из этих фактов у невладеющей стороны появлялись основания для возражения о порочности владения и передачи вещи ей.
Второй интердикт применялся для защиты интересов лица, ранее владевшего спорной вещью, но к моменту возникновения поссесорного процесса утратившего владение в результате противоправных действий стороны, обладающей вещью. Владение восстанавливалось при доказанности существования его в прошлом и насильственного нарушения. В противном случае оно сохранялось за фактически владеющим к моменту возбуждения процесса лицом.
Если результат поссессорного процесса не удовлетворял одну из сторон, она могла возбудить петиторный процесс. Эта сторона, доказав принадлежность ей права на спорную вещь, приобретала на нее право собственности и, таким образом, получала вещь не по фактическому основанию, а по правовому.
В подавляющем большинстве случаев собственник и владелец совпадают в одном лице. Поэтому поссессорный процесс, предназначенный для защиты владения, практически защищал и право собственности. Сторона же, решившая противопоставить факту владения свое право, в петиторном процессе оказывалась в менее выгодном положении, ибо обязана была представить соответствующие доказательства. Нередко это сделать нелегко, а иногда и безнадежно. Между тем владеющий от предъявления доказательств освобожден, ибо в его пользу говорит сам факт владения. «Любой владелец уже тем, что он является владельцем, имеет больше прав, чем тот, кто не владеет».