Туристические рынки. Предпосылки рыночной экономики - законодательная база закон о частной собственности, антимонопольное законодательство, о налогообложении, банкротстве, банковской системе - многочисленные производители различные формы собственности - конкуренция - экономика без субсидий дотаций со стороны государства и контроля за ценами Базовые принципы рыночной экономики - свободный и добровольный обмен товарами и услугами - безраздельная собственность на активы право продавать - главенство ПРАВА, наличие механизмов обеспечения соблюдения законодательства Соблюдение этих принципов приводит к конкуренции, что составляет суть рыночной экономики.
Условия, способствующие созданию и поддержанию конкретной экономики - рыночное ценообразование - отсутствие ограничений и создание новых направлений бизнеса, не противоречащих законодательству равенство предприятий любой формы собственности - равный доступ к источникам финансирования кредиты, сырья, ресурсам и т.д отсутствие любого вида протекционизма блат Рынок - сфера обмена товарами между производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделения труда.
Основные функции рынка информационная, ценообразование, регулирующая, посредническая, стимулирующая Тур рынок - система отношений экономических, социальных, юридических, связывающих производителей тур продукта и потребителей, которые заинтересованы в определенном виде т.п которые имеют возможность продавать и покупать.
Субъектом тур рынка является потребители, производители, посредники и правительство регулирующая структурная единица. Тур рынок - экономическая система взаимодействия 4 основных элементов - тур спрос предложение цена конкуренция Тур спрос - подтверждение платежеспособностью рекреационных потребностей людей, выраженных в определенном кол-ве т.п. и услуг, которые потребители могут приобрести при определенных ценах на тур продукт.
Спрос - показатель, отражающий объем продаж определенного тур продукта на выбранном сегменте рынка.
Спрос - неэластичный - стабильный вне зависимости от колебания цен - эластичный изменяющийся в ту или иную сторону, в зависимости от изменяющихся цен Спрос может быть - отрицательный большая часть рынка недооценивает т.п и согласна на дополнительные издержки, чтобы избежать его - отсутствующий потребители игнорируют предлагаемый продукт - открытый потребители испытывают нужду в тур направлении или чем-либо, что рынок по каким-то причинам предложить не может - падающий потеря потребителей интереса к определенному т.п нерегулярный сезонный, ежедневный, вплоть до почасовых колебаний - полноценный ту предприятие - продавец удовлетворен своим торговым оборотом - нерациональный вредные для здоровья или аморальные товары и услуги Основой тур спроса является потребность человека в отдыхе, познании, общении, которое и побуждает его к путешествию.
Предложение- это разнообразное количество туристических и сопутствующих услуг, которые необходимы туристу во время отдыха.
Соотношение между спросом и предложением зависит от многих факторов, одним из которых является цена. Завышенные цены приводят, за исключением единичных случаев, к падению спроса, а занижение к потере прибыли и нерентабельности предприятия - каждое турпредприятие, работающее на рынке д. уделять внимание политике ценообразования. Цена - мера и регулятор равновесия между спросом и предложением на туррынке. Это основной критерий выбора турпродукта для большинства потребителей и поэтому в первую очередь она влияет на объем продаж.
На уровень цен м. оказать влияние факторы ь цены на услуги поставщиков туруслуг ь цены на услуги, предоставляемые конкурентами на рынке ь колебания в спросе ь сезонность ь психологические факторы, связанные с модой, престижем и т.д Конкуренция - взаимная борьба предприятий за монопольное лучшее положение на туррынке. Конкуренция приводит не только к постоянным колебаниям в спросе, предложении на турпродукт, ценах, но проявляется в функциях рынка 1. Перераспределение основных факторов производства между производителями туруслуг. 2. Стимулирование технического прогресса 3. Дифференциация доходов, субъектов рынка в пользу тех предпринимателей, которые оказались более точными в оценке коньюктуры рынка. Взаимодействие элементов рынка приводит к его цикличности если предложение турпродукта больше спроса, то цены на него падают.
Это вызывает снижение предпринимательской активности по производству данного конкретного турпродукта, если наоборот, то наступает повышение цен и эта ситуация стимулирует производство этого продукта на рынке. После определенного колебания цен наступает период равновесия спроса и предложения.
В этот период рынок приходит в равновесное состояние. Динамика тур. спроса по времени и пространстве. Тур. спрос носит ярко выраженный сезонный характер с пиками в определённое время года и спадами в остальные месяцы. В странах северного полушария с умеренным климатом основными тур. сезонами является. летний июль-август и зимний январь-март . т.ж. выделяют межсезонье апрель-июнь, сентябрь. И т. наз. мёртвый сезон октябрь-декабрь. Сезонный характер тур. спроса проявляется в неравномерной загрузке предприятий тур. индустрии.
Сезонные колебания тур. спроса обусловлены влиянием разных факторов природно-климатического, экономического, социального, психологического. Современные тенденции тур. спроса. В середине 80-х годов в тур. спросе обозначились новые тенденции.
Они были обусловлены рядом факторов демографического, экономического и соц. порядка, а т.ж. изменениями в психологии современного человека. Увеличение средней продолжительности жизни и снижения уровня рождаемости привели к более высокой доле лиц старших возрастов. При этом численность младших возрастных групп от 15 до 24 лет, неуклонно сокращается. Процессы протекающие в демографической среде, позволяют говорить о 2 тенденциях на рынке туризма. Первая из них - расширение круга потенциальных потребителей тур. услуг.
Вторая тенденция - старение путешествующих лиц. Они предпочитают групповые туры. Повышенным спросом среди них пользуются автобусные туры и круизы. Современные модификации тур. спроса происходят под влиянием соц экон. факторов, что привело к переменам в соц. сфере, которые в свою очередь сказались на характере тур. спроса. Обозначились 2 тенденции - дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок. В Европе особой популярностью пользуются маршруты выходных и праздничных дней. Они включают посещение выставок, музеев, галерей.
Основным видом транспорта служат личные автомобили. Главными поставщиками туристов на западноевропейском рынке краткосрочных поездок явл. Германия и Великобритания. Их совместная доля составляет около 50 поездок. Большей частью непродолжительные путешествия совершаются во Францию, Нидерланды и Бельгию. Последняя тенденция - переход от массового стандартизированного, конвеерного туризма к массовому дифференцированному.
Маркетинг Тур маркетинг - система организации и управления деятельностью. тур предприятия направленная. на разработку новых более эффективных видов туристко - экскурсионных. услуг, их производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества т.п. и учета процессов, происходящих на смежном тур рынке. К функциям маркетинга относится v учет рыночного спроса v определение оптимального ассортимента v определение структуры производства управления v принятие эффективных решений v разработка сбытовой политики v Содержание маркетинга v изучение спроса на т.п. v требование потребителей к качеству тур услуг Составления программы маркетинга по продукту с учетом издержек реклама v установление верхнего предела цен на т.п. и рентабельность его производства v разработка инвестиционной политики v определение конечного результата стратегия - доходы и прибыль Виды маркетинговых стратегий v сегментирование рынка v инновации v диверсификация - попутное занятие, которое несвойственно данному турпредприятию v интернационализация - планомерное, системное, анализ зарубежных рынков v глобализация - определение общих, независимо от специфики отдельной страны рынков и услуг, т.е. определение глобальных рынков, приоритетных для внедрения v кооперация v технологические стратегии - сознательный выбор технических направлений высокий сервис, культура обслуживания, оперативность. обслуживания. клиентов 1. Ценовая политика 2. Выбор каналов распределения 3. Обслуживание уровень сервиса, страхование 4. Реклама и promotion 5. Стимулирование сбыта продаж. Стимулирование 1. стимулирование сотрудников обучение, премии, отпуска 2. стимулирование посредников скидки, совместная реклама, премии 3. стимулирование клиентов скидки, купоны, презентации, лотереи Тестирование результатов по стимулированию сбыта - выяснение реакции целевой аудитории на тот или иной стимул, что служит основанием для внесения при необходимости предложение по его совершенствованию.
Анализ результатов стимулирования сбыта - используются методы опроса туристов, сравнительный анализ изменения объемов продаж тур услуг.
Реклама.
Главная цель - оказание влияния на целевую группу, за счет внушения такого представления о т. продукте, которое изменило бы существующие до этого взгляды и повлияло бы на будущее поведение потенциального потребителя.
Реклама выполняет следующие функции - ознакомительную, убеждающую, напоминающую, разъясняющую. Цели, задачи, формы зависят от ряда факторов 1 Степень новизны конкретного турпродукта.2 Специфические свойства турпродукта. 3Наличие технических средств и возможность их использования для распространения рекламной информации компьютер, интернет .4Финансовые возможности рекламодателя, определить объем, частоту и интенсивность рекламного воздействия.
Средства рекламы Каталоги путешествий, брошюры, внутри офиса уголок потребителя, наружная реклама , СМИ телевидение, радио, газеты, журналы. Лекция 6.