Сущность рыночной экономики заключается в конкуренции. Для того, чтобы выжить и добиться успеха, предприятия должны знать своих конкурентов и их успехи, особенно, когда речь идет ключевых критериях.
При идентификации конкуренции определяющими являются следующие вопросы:
Какие фирмы являются конкурентами предприятия?
В чем их сильные и слабые стороны?
Как потребители относятся к их продукции?
Каков способ их реакции на изменение внешних условий?
Каковы их цели?
Чем больше два предприятия похожи, тем в большей степени они являются конкурентами.
Но также можно выделить и другие уровни конкуренции:
Предприятие оценивает тех, кто предлагает подобный товар в той же ценовой зоне.
Предприятие распространяет определение конкурента на всех продавцов такого же товара.
Предприятие распространяет определение конкурента на все фирмы, удовлетворяющие одну и ту же нужду.
При изучении конкурентов рекомендуют пользоваться следующими формами:
Позиция конкурентов
Сильные моменты
Слабые моменты
Товар
Характеристика товара - технические характеристики - качество – удобство в использовании – жизненный цикл товара – гарантированный сервис – стиль –дизайн –упаковка –торговая марка/патент - надежность товара
Цена
• Цена товара
• Возможные условия контрактов -тип/ сроки оплаты - скидки/ льготы
• Надбавки к цене продукта
• Мобильность ценовой политики
• Использование новых финансовых инструментов
Продвижение товара
• Каналы рекламы (телевидение, радио, газеты, др.)
• Ежемесячные затраты на рекламу: - по способу рекламы - по продуктам - по торговым маркам
• Использование стимулирующих сбыт материалов: -типы - периодичность - затраты
• Используемые вспомогательные рекламные материалы: - инструкции - брошюры -другое
• Тип рекламы: - самореклама - реклама товаров фирмами распространителями
Каналы сбыта
Каналы сбыта - объем продаж напрямую потребителям - объем продаж через дилеров - объем продаж через оптовых распространителей - объем продаж через розничную сеть
• Основные регионы сбыта
• Захват рынка товаром
• Степень контроля за сбытом товара на рынке
• Наличие складских мощностей - своя сеть - арендуемая сеть
• Транспортные мощности - свой транспорт - арендуемый транспорт
Цели
• Потребители -сегменты -объем продаж по потребительским сегмент; -сервис
• Материально-техническая база сервиса
• Период гарантии
• Себестоимость - себестоимость производства • продукта в целом • компонентов, сырья - себестоимость транспортировки
• Рынок -текущая доля рынка по продуктам -темпы роста доли рынка
Характеристики производства и сбыта
• Ассортимент продукции
• Выпуск продуктов: - в единицах - в денежном выражении
• Использование мощностей производства
• Объем продаж по продуктам: - в единицах - в денежном выражении
• Доля экспорта продукции
Финансовое положение
• Анализ финансовых документов -баланс - отчет о прибылях и убытках - счет прибыли/ убытков
• Котировка ценных бумаг предприятия • Ликвидность ценных бумаг
• Дивиденды, выплачиваемые акционерам
• Налоговые льготы
• Инвестиционные соглашения - планируемые - объявляемые - завершенные
Дополнительные возможности
• Технология/ ноу-хау/ другое
• Организационная система - функционирующие отделы - число сотрудников по отделам - совет директоров - гибкость, профессионализм высшего эшелона управления
• Структура владения предприятием: - основные акционеры
Планы
Альянсы Партнерство Слияние Поглощение Реструктуризация - сроки - участие - партнеры
Существует только два основных метода, с помощью которых можно победить в конкурентной борьбе:
Отличаться от конкурентов. «Стратегия дифференциации». Это значит предоставить потребителям большую ценность по той же цене, что и у конкурентов или предоставить потребителям большую ценность по более высокой цене.
Иметь меньшие издержки. «Стратегия лидерства по издержкам».
Модель «пяти сил конкуренции»
Во многих исследованиях установлено, что потенциал прибыли отрасли во многом зависит от основных условий (например, ценовой эластичности спроса) и структурных атрибутов (например, численности и размера основных конкурентов и их распределения в отрасли), а также от стратегий, используемых разными участниками. На сегодняшний день наиболее известным приложением таких структурных идей стала модель «пяти сил» Майкла Портера.
Модель «пяти сил» Портера – новая основа для сопоставления отраслей – исходит из «расширенного соперничества» за ценность вместо обычного рассматриваемого соперничества только среди прямых конкурентов (рис. 4.1).
Сила 1. Интенсивность конкуренции
Интенсивность конкуренции определяет, каким образом созданная в отрасли ценность распределяется между конкурентами.
Рис. 4.1. «Модель «пяти сил» конкуренции.
Факторы структурного характера, влияющие на степень конкуренции в отрасли, могут быть самыми разнообразными. На число конкурентов и их относительный размер влияет совокупность условий. Так, чем концентрированнее отрасль, тем вероятнее, что конкуренты понимают взаимосвязанность друг с другом, и поэтому в определенной степени ограничивают свое соперничество. По тем же причинам наличие доминирующего конкурента (вместо нескольких примерно равных по силам) также может ослабить соперничество. В этом случае доминирующий участник обладает большими возможностями устанавливать в отрасли цены и влиять на других участников, пытающихся от них отклониться, тогда как конкуренты примерно одного калибра могут время от времени пытаться обойти друг друга, чтобы добиться преимущества.
Второй набор атрибутов, влияющий на соперничество, более тесно связан с базовыми условиями в отрасли. Высокие постоянные издержки, свободные, незадействованные мощности, малый рост и отсутствие дифференциации по продукции в целом повышают остроту конкуренции.
И наконец, на степень конкуренции влияют факторы поведенческого характера. Если конкуренты отличаются друг от друга, стараются получить высокие стратегические ставки и занять прочные позиции в отрасли, страдают из-за большой высоты барьеров выхода из отрасли, вероятность агрессивного соперничества повышается.
Сила 2. Угроза появления в отрасли новых участников
На среднюю рентабельность в отрасли могут влиять действующие и потенциальные конкуренты. Чтобы проанализировать угрозу появления на рынке потенциальных конкурентов, менеджеры должны понимать сущность концепции барьеров выхода на рынок. Барьеры выхода на рынок существуют во всех случаях, когда внешней структуре трудно (или практически невозможно) создать позиции, уже имеющиеся у действующих участников. Эти барьеры препятствуют выходу других компаний в отрасль, где прибыли, рассчитываемые с учетом стоимости необходимого капитала, положительны. Барьеры выхода на рынок часто возникают при использовании ресурсов, которые невозможно перебросить на другое направление деятельности при необходимости.
На рис. 4.1 показаны различные формы, которые могут принимать такие барьеры. Наиболее часто встречающиеся барьеры выхода на рынок – масштаб бизнеса и требования по большим инвестициям, которые необходимо вложить, чтобы стать в отрасли действительно серьезным конкурентом. Например, когда действующие компании имеют прочные бренды и явно отличные от других продукты, новому участнику, возможно, потенциально экономически невыгодно проводить маркетинговую компанию для предложения на рынке собственных продуктов. Но большая величина требуемых расходов не единственная проблема, с которой сталкивается претендент в такой ситуации. Иногда требуются годы для создания высокой репутации качества продукции. При этом относительно неважно, насколько активной и крупной может быть первоначальная рекламная кампания. Кроме того, уже действующие на рынке структуры бизнеса могут преднамеренно создавать дополнительные барьеры для выхода на рынок новых участников. Это могут быть вполне весомые угрозы ответных действий в отношении компаний-новичков.
Сила 3. Угроза со стороны субститутов
Угроза рентабельности отрасли со стороны субститутов зависит от соотношения между ценой и функциональными показателями товаров или услуг, которые потребители могут выбирать, чтобы удовлетворить одну и ту же базовую потребность. На степень угрозы субститутов влияет размер затрат, необходимых для перехода на другую продукцию. К этой же категории относятся расходы в сферах переподготовки персонала, замены инструментов или перехода к иной форме проектирования, которые должны понести потребители при переходе к другим типам товаров или услуг. Во многих случаях процесс, связанный с субститутом, имеет кривую S-образной формы. Другими словами, он начинается медленно, когда только несколько лиц, обычно из тех, кто задает моду и готов пойти на риск, экспериментируют с субститутом. Затем, если другие потребители последуют примеру пионеров, нарастает поток последователей, и в конце концов, когда практически все экономические возможности, связанные с субститутом, исчерпаны, спрос выравнивается.
Любой анализ угрозы субститута (с точки зрения спроса) должен проводиться широко и учитывать все продукты, выполняющие аналогичные функции для потребителей, а не ограничиваться сравнением между собой лишь физически однородных продуктов. В связи с этим субститутами для фармацевтической продукции, если их рассматривать широко, могут стать средства оздоровления превентивного характера и госпитализация людей.
Сила 4. Покупательская рыночная мощь
Покупательская мощь позволяет потребителям получить отраслевую маржу, побуждая конкурентов снижать цены, повышать объем предлагаемых услуг без взимания за них дополнительной платы или увеличивать число характеристик товара или услуги.
Возможно, наиболее важные факторы покупательской рыночной мощи – численность заказчиков и их концентрация, помогающие объяснить, почему, скажем, производители автомобилей исторически имеют возможность активно влиять в своих деловых отношениях на производителей стали. Другими причинами, обуславливающими силу производителей автомобилей в качестве покупателей, являются степень их информированности об издержках производителей стали, а также весомость их угроз предпринять обратную интеграцию с производителями стали (стратегия, однажды использованная корпорацией Ford). И, наоборот, в фармацевтической отрасли ни один из источников покупательской мощи — концентрация, хорошая информированность или возможность обратной интеграции, — как свидетельствует прошлый опыт, никогда активно не работал.
Из сказанного понятно, что сильную покупательскую рыночную мощь можно компенсировать концентрированием сил или дифференцированностью конкурентов-поставщиков. Эти условия помогли производителям нержавеющей и других специальных сортов стали повысить показатели рентабельности по сравнению с крупными производителями интегрированного типа. В фармацевтической отрасли для многих лекарственных средств, по-прежнему защищенных патентами, полноценных субститутов не существует. Поэтому пациенты вынуждены покупать требуемые им лекарства только у одного производителя. Но даже когда терапевтические субституты на рынке предлагаются, различия, связанные с дозировкой, частотой и легкостью приема этих средств, а также возможные побочные эффекты могут создать значительную степень дифференциации предлагаемых лекарств.
Чтобы объяснить, почему покупатели имеют (или не имеют) стремления воспользоваться имеющейся у них мощью, необходимо посмотреть на другой набор условий, относящийся в большей степени к поведенческим характеристикам. Один из наиболее важных факторов этого рода — доля затрат, приходящаяся на рассматриваемые виды продукции. Разумеется, решения, связанные с покупкой, чаще более значимы в отношении дорогих предметов.
Сила 5. Рыночная мощь поставщиков
Рыночная мощь поставщиков – это зеркальное отражение покупательской рыночной мощи. Поэтому анализ мощи поставщиков фокусируется на относительном размере и концентрации поставщиков относительно отраслевых участников, а во-вторых, на степени дифференциации исходных составляющих, поставляемых ими. Обычно на более высокую рыночную мощь поставщиков (соответственно, на более низкую покупательскую рыночную мощь) указывает возможность установления для разных потребителей разных цен – в зависимости от ценности, созданной для каждого из них.