Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта, способного эффективно решать стоящие перед ним задачи экономического, оборонительного, социального, природоохранительного и другого характера. Поэтому столь важно иметь в стране налоговую систему, с одной стороны, обеспечивающую стабильное и достаточное поступление средств в бюджет, с другой – не подрывающую стимулов предпринимателей и населения к высокоэффективному труду. Налоговая система должна быть построена на следующих основных принципах:
Всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от их организационно-правовой формы.
Равнонапряженность – одинаковые для всех налогоплательщиков требования к эффективности хозяйствования и величине налога.
Стабильность – устойчивость видов налогов, неизбежность его выплаты.
Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех в примерно равные условия и оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
Перечисленные принципы лишь частично реализованы в ходе проведения налоговой реформы в России. В соответствии с ее положениями налоговая система в России строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика и вносятся в бюджет самим лицом, облагаемым налогом. Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара или услуги и, следовательно, оплачиваются потребителями. В бюджет эти налога вносятся владельцем товара, выступающим посредником между государством и собственно плательщиком. К такому виду налогов относится, например, налог на добавленную стоимость.
Налоговое регулирование осуществляется в стране через налоговые ставки, которые определяют, как должна меняться величина налогов в зависимости от величины дохода, с которого они взимаются. Существуют различные методы построения налоговой ставки:
Прогрессивное налогообложение. Здесь норма обложения растет вместе с ростом облагаемого налогом дохода. Особенностью такого налогообложения является то, что оно весьма существенно уменьшает неравенство в доходах.
Дегрессивное налогообложение. Его суть состоит в том, что налоговая ставка увеличивается с возрастанием величины дохода, но каждый последующий прирост ставки меньше предыдущего.
Регрессивное налогообложение. В этом случае налоговая ставка понижается по мере увеличения дохода.
Пропорциональное налогообложение. Здесь применяется одинаковая налоговая ставка вне зависимости от размера базового дохода.
Конкретные размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях, а также заинтересованность бизнеса в развитии производства. Очевидно, что они должны определяться на компромиссной основе, так как их существенный рост может подорвать стимулы к инвестициям, к расширению производства и вообще к бизнесу. Высокие налоговые ставки на бизнес могут повлечь за собой рост сектора «теневой» экономики или махинации с налогами. Все это уменьшает доходы в государственный бюджет, а в перспективе разрушает всю экономическую систему и общественную модель.
Определение размеров конкретных ставок до сих пор не имеет научного обоснования, а решается политическими методами. При этом необходимо учитывать, что увеличение налогов уменьшает налогооблагаемую базу, под которой понимается объем экономической (предпринимательской) деятельности, подлежащей налогообложению: предприниматели в этом случае либо уходят из бизнеса вообще, либо переводят его в сектор «теневой» экономики. И наоборот, снижение налогов создает стимулы для инвестиции, для развития бизнеса; рост же налогооблагаемой базы в этом случае полностью компенсирует потерю налоговых поступлений от снижения ставок налога. Графическую иллюстрацию данной точки зрения дал американский экономист Артур Лаффер с помощью так называемой кривой Лаффера.
I - увеличение налоговой ставки ведет к росту поступлений;
II – уменьшение налоговой ставки ведет к уменьшению поступлений.
К сожалению, на данной кривой (форма которой нами выбрана произвольно) очень легко могут быть определены лишь две точки, где кривая Лаффера пересекается с осью абсцисс. Первая точка соответствует отсутствию налоговых поступления из-за отсутствия налогов вообще. Во второй точке (100% ставка налога) экономическая деятельность прекращается и, соответственно до нуля уменьшается налоговая база.
Структура бюджетных расходов и удельный вес соответствующих статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом (%):
1. Затраты на социальные услуги 40-50
2. Затраты на хозяйственные нужды 10-20
3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики 10-20
4. Административно-управленческие расходы 5-10
5. Платежи по государственному долгу 7-8
Сущностью фискальной политики является установление таких налогов и объемов государственных расходов, которые бы помогали экономике развиваться стабильно, без глубоких спадов. Если в экономической системе имеет место спад, вызванный снижением совокупного спроса, то для восстановления реального объема производства на естественном уровне необходимо стимулировать совокупный спрос. Эта цель может быть достигнута за счет увеличения любой составляющей расходов (потребления, инвестиции, государственные расходы, «чистый» экспорт). Может увеличиться экспорт, могут возрасти частные инвестиции, могут произойти положительные сдвиги в потреблении. Однако, те, кто стоит у кормила власти, вместо пассивного ожидания, скорее всего, предпочтут всей своей мощью обрушится на тот элемент расходов, который в наибольшей степени находится под их непосредственным контролем, а именно: использовать инструмент государственных расходов. Кроме того, государство очень активно использует такой рычаг косвенного влияния на совокупные доходы и расходы, как налоги и социальные трансфертные платежи.
Главным инструментом фискальной политики является уровень государственных расходов. В условиях глубокого спада и, следовательно, значительного кризиса производства государственные расходы должны быть по возможности максимально увеличены. При этом целесообразно финансировать строительство автомагистралей, плотин, а не строительство мебельных фабрик и тракторных заводов. В условиях перепроизводства товаров важно создать дополнительный платежный спрос, а не выбрасывать на рынок новые и новые партии товаров.
Несколько менее эффективным, но все же вполне приемлемым средством увеличения располагаемого дохода и деловой активности в экономике являются снижение налогов и социальные выплаты населению.
При практическом регулировании объема располагаемого дохода необходимо принимать во внимание действие мультипликативного эффекта, на размер которого оказывает влияние специфика взаимосвязи между величиной располагаемого дохода и объемом потребления. так, еще Дж.М.Кейнсом было установлено, что домохозяйства склонны расходовать собственно на потребление лишь определенную долю располагаемого ими дохода. Причем при изменении располагаемого дохода домохозяйства изменяют объем реального потребления в той же пропорции. Кейнс назвал эту долю дохода средней склонностью к потреблению (В). остальная часть дохода направляется домохозяйствами на сбережение. Соответствующая доля дохода, направляемая на сбережения, называется средней склонностью к сбережению (S). Очевидно при этом, что B + S = 1.
Предположим, что государство профинансировало строительную отрасль в объеме 100 млрд. руб. это, естественно, вызовет увеличение доходов строительных рабочих. И в соответствии со среднестатистической средней склонностью к потреблению, равной 0,75, строительные рабочие увеличат объем собственных расходов на потребление на 75 млрд. руб. далее, все те, кто обеспечивал этих строительных рабочих потребительскими благами (владельцы магазинов, медики и т.д.), получив доход в объеме 75 млрд. руб., увеличат объем своего потребления на 56,25 млрд.руб. (75 х 0,75). Это третий цикл мультипликативного эффекта. Затем увеличат свои доходы производители товаров и услуг, обслуживающие владельцев магазинов. И так процесс пойдет цикл за циклом.
Формулу расчета мультипликатора расходов (k) можно вывести следующим образом:
k = 1 + В + В2 + В3 + … + Вn.
Умножим обе части уравнения на В:
kВ = В + В2 + В3 + …+ Вn+1.
Вычтем полученное равенство из исходного:
k – kB = 1 – Вn+1
Откуда:
k = (1- Вn+1) / (1- В).
Поскольку число, обозначенное В, является дробью (у нас 3/4), а n – очень большим числом, величиной Вn+1 можно пренебречь. В результате получим:
k = 1 / (1-В) = 1 / S.
В рассматриваемом примере мультипликатор расходов будет равен 4, то есть эффект реализации государственных расходов в объеме 100 млрд.руб. будет усилен в 4 раза.
Расширительная фискальная политика, осуществляемая за счет роста государственных расходов и (или) снижения налоговых ставок, может привести к росту бюджетного дефицита. Чтобы его уменьшить, государство прибегает к помощи займов.
При этом необходимо отметить, что дефицит государственного бюджета сам по себе еще не представляет опасности для экономики. Дж. Кейнс считал, что государству следует позволить одалживать деньги и допускать дефицит во время кризисов. В этом случае люди смогут больше покупать товаров, предприятия больше продавать и постепенно вследствие этого уменьшится безработица, возрастут объемы производства, экономика выйдет из кризиса.
Если же в экономической системе наблюдается подъем, увеличивающий совокупный спрос и грозящий инфляцией, правительство должно действовать с точностью до наоборот: повышать ставки налогов на доходы предпринимателей и населения, одновременно ограничивая государственные расходы. Часть государственной собственности может быть передана в частные руки на компенсационной основе. Все это может позволить устранить бюджетный дефицит, образовавшийся на этапе спада и, обеспечит активное сальдо государственного бюджета.
По форме осуществления фискальной политики различают дискреционную и автоматическую. Дискреционная значит произвольная, зависящая от сознательного решения соответствующей ветви власти. Дискреционная фискальная политика – политика, основанная на законодательно принятых решениях о налогах и правительственных программах расходов. Иногда законодательная власть передает свои права власти исполнительной, позволяя ей действовать в области фискальной политики по своему усмотрению.
Однако на практике уровень государственных расходов и налогов может изменяться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются в расходных и налоговых действиях правительства без предварительного обсуждения предполагаемых в фискальной политике изменений. Речь идет о так называемых автоматических стабилизаторах, которые применяются правительством автоматически, ибо предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. Основой для таких действий является лишь наличие соответствующих изменений:
реального объема производства товаров и услуг;
уровня цен в стране;
процентных ставок.
Имеются три основных «встроенных» стабилизатора:
пособия по безработице;
налоги на прибыль корпораций.