МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики предприятия
и менеджмента
Дипломная работа
Тема: “Бизнес-план предприятия”
НА БАЗЕ ТПК “ПИРС” ООО
Бизнес-план выращивания цыплят кросса HY-LINE
Руководитель практики от ВУЗа: |
Преподаватель Зверева К.Ю. |
|
Руководитель практики от предприятия: |
Заместитель директора: Даник Е.И. |
|
Выполнил: |
Студент V-го курса 2 - ой группы Ф-та ЭП и УТР Путилин М.В. |
|
ХАРЬКОВ
Содержание
В условиях, сложившихся на Украине, после развала командно-административной экономики, и переходе к рыночным отношениям очень важную роль играют инвестиционная деятельность, т. е. деятельность, связанная с вложением денежных средств, в проекты, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод. Так как большинство предприятий обладает сильно изношенным оборудованием, на котором невозможно выпускать конкурентоспособную продукцию и внедрять новые технологии, важность инвестирования отечественных производителей играет первостепенное значение в экономическом развитии страны.
Целью данного дипломного проекта является составление бизнес-плана внедрения новой методики выращивания цыплят - “HY-LINE”. Целями бизнес-плана являются:
1. Обоснование рентабельности выращивания промышленной птицы и реализации яйца и мяса птицы на украинском рынке.
2. Выявление условий рынка и прогноз продаж готовой продукции.
3. Оценка ожидаемых финансовых результатов бизнеса и построение финансовой стратегии предприятия.
4. Раскрытие сущности инвестиционной привлекательности предприятия, важность инвестиционных вложений, оценка потенциальных источников инвестиций.
В первом разделе дипломного проекта будут рассмотрены теоретические аспекты бизнес-планирования, раскрыта его сущность, рассмотрены основные понятия и категории данной темы, далее будут рассмотрены предлагаемые различными авторами методики разработки бизнес-планов, их сравнительная характеристика и выбор наиболее приемлемой методики.
Во втором разделе данной дипломной работы будет сделан анализ хозяйственной деятельности ТПК “Пирс” ООО, сделаны выводы о целесообразности вложения средств в данный объект народного хозяйства
В третьем разделе представлен бизнес-план выращивания цыплят кросса HY-LINE. Бизнес-план включает в себя: резюме, описание отрасли, предприятия и продукции; исследование рынка; план маркетинга производственный и организационный план; оценку рисков и возможность минимизации их; финансовый план; график погашения кредита.
Таким образом, в данной дипломной работе рассматриваются вопросы бизнес-планирования на предприятии и принятия решений относительно целесообразности финансовых вложений в развитие предприятия, что имеет немаловажное значение в условиях экономического кризиса на Украине.
1.1 Необходимость разработки бизнес-плана
Бизнес план является существенным для организации предприятия, его роста и внесения изменений в его деятельность, независимо от того является ли это предприятие небольшой фирмой или большим заводом. Бизнес план детально определяет характер производства. Он также намечает цели и пути их достижения.
Выбрав свое дело, предпринимателю необходимо спланировать, как он его будет организовывать. Этот план нужен всем: тем, у кого планируется просить деньги на реализацию своего проекта, - банкирам и инвесторам; сотрудникам, желающим понять свои перспективы и задачи; а главное - самим предпринимателям, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность.
Без бизнес - плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, иначе возможность неудачи будет слишком высока.
Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?
Очень важно сделать это именно на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специальные расчеты - это помогает увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее "подстелить соломку".
Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал. Включаясь в работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя.
Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам:
1. Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.
2. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.
Итак, назначение бизнес плана в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи:
1. Изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта;
2. Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела;
3. Обнаружить всевозможные "подводные" камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;
4. Определить те показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.
Бизнес- план обычно пишется на перспективу и составлять его следует примерно на 3 года вперед. При этом для первого года основные показатели следует делать в месячной разбивке, для второго - поквартально и лишь начиная с 3го года следует ограничиться годовыми показателями.
К сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики пока не представляется возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро меняется. Планирование на промежуточном времени более года будет заведомо ошибочным. Многие сейчас ограничиваются написанием плана на год.
1.2 Подготовительная стадия разработки бизнес-плана
Процесс разработки бизнес-плана начинается со сбора инфор-мации, касающейся будущего бизнеса.
Информация, необходимая для разработки бизнес-плана представлена на рис. 1.1.
Предпринимательская идея, воплощенная в какой-либо продукции или услуге, может быть успешной только тогда, когда найдет своего потребителя. В условиях рыночной экономики людям невозможно продать то, что они не хотят покупать. Это очевидно. Но очевидно и обратное -- продать легко то, что люди хотят и могут купить. Именно для этих целей и собирается маркетинговая информация, т.е. информация: о потенциальных покупателях продукции, их нуждах, запросах, пожеланиях; о технических, экс-плуатационных и потребительских качествах аналогичных видов продукции и ценах на них; об особенностях продвижения товаров и вообще обо всем том, что характеризует рынок, на котором будет происходить деятельность.
Для того чтобы выйти с товаром на рынок, его необходимо сначала произвести. Очень часто привлекательная с рыночных по-зиции предпринимательская идея наталкивается на непреодолимые производственные препятствия: отсутствие необходимых сырья и материалов, машин и оборудования, квалифицированной рабочей силы. Поэтому сбор производственной информации (технология производ-ства данной продукции, машины и оборудование, сырье и материа-лы, специальности и квалификация рабочих, их заработная плата, потребность в производственных площадях и т.п.), установление контактов и проведение предварительных переговоров с потенциаль-ными поставщиками и партнерами по кооперированным связям яв-ляются необходимыми элементами подготовительной стадии разра-ботки бизнес-плана.
Рис. 1.1 Информация, необходимая для разработки бизнес-плана
Задача предпринимателя заключается не только в том, чтобы изготовить и довести свой продукт до конечного потребителя. Сде-лать это надо так, чтобы окупить все затраты на производство и реализацию продукта и получить еще определенный доход. Если это не удается, то предпринимательская идея просто не имеет права на существование. С этой точки зрения начинающего предпринимателя интересует следующая финансовая информация: уровень рентабельности аналогичных реально существующих фирм; размеры первона-чальных финансовых затрат, связанных с их созданием; потребности в кратко- и долгосрочных кредитах; особенности движения денежной наличности в данной сфере бизнеса и т.п.
Таким образом, усилия предпринимателя на подготовительной стадии разработки бизнес-плана должны быть сосредоточены в ос-новном на поиске маркетинговой и финансовой информации. Для сбора этой информации предприниматель должен использовать лю-бые источники и возможности. При этом начинающие предприниматели, как правило, не располагают достаточными средствами для проведения дорогостоящих исследований с целью получения наибо-лее объективной первичной информации. Поэтому они изучают ры-нок своего будущего бизнеса опираясь на:
собственный опыт практической работы и интуицию;
непосредственные контакты с будущими клиентами, поставщиками, торговыми агентами;
сведения о конкурентах, получаемые посредством приобрете-ния их товаров, посещения их специализированных выставок, бесед с их бывшими и нынешними служащими, сбора их рекламной информации;
статистическую информацию о тенденциях развития данной отрасли или сферы деятельности;
текущие обзоры экономической ситуации;
публикации по вопросам предпринимательства. Полезно также, если это возможно, самостоятельно проводить опросы потенциальных потребителей.
1.3 Внешний анализ
Внешний анализ -- это процесс оценки внешних по отношению к фирме факторов. Под внешними факторами понимаются все те условия, которые предприниматель не может изменить, которые объективно складываются в среде функционирования фирмы. Внеш-ний анализ преследует двоякую цель: во-первых, определить благо-приятные возможности и угрозы для фирмы и, во-вторых, иденти-фицировать ключевые факторы успеха в данной сфере бизнеса.
Под благоприятными возможностями понимают факторы среды, способствующие достижению целей фирмы. Угрозы или опасности -- это внешние условия, которые ограничивают возможности фирмы в движении к намеченной цели. Причем, одни и те же факторы могут создавать как дополнительные возможности, так и определенные про-блемы.
Для изучения воздействия факторов внешней среды всю их совокупность обычно делят на три группы:
1) общеэкономические факторы;
2) отраслевые факторы;
3) конкуренты.
Учитывая особую уязвимость малого бизнеса к макроэкономи-ческим колебаниям, предприниматель, прежде всего, должен обратить внимание на тенденции, складывающиеся:
в экономике страны в целом (динамика валового националь-ного продукта; уровень инфляции и безработицы; изменения в уровне доходов населения; изменение процентных ставок, обменных кур-сов и т.п.);
в социально-демографической ситуации (изменения в струк-туре занятых и численности трудоспособного населения; изменения поведенческих установок и т.п.);
в государственном регулировании бизнеса (возможные из-менения в законодательстве, затрагивающие его товар, услуги, ка-налы сбыта, цены, рекламную политику и т.п.);
в технологии (возможности усовершенствования действую-щих и появления новых технологий).
Конечно, оценить будущее воздействие общеэкономических факторов трудно даже крупной фирме. Вместе с тем, сама попытка провести такую оценку заставляет предпринимателя задуматься над про-блемами, с которыми его бизнес может столкнуться завтра, и про-думать свое поведение в случае их возникновения.
Несколько легче поддаются прогнозированию и оценке отрас-левые факторы. Они более определенны, более тесно связаны с конкретным бизнесом. К ним, в частности, относятся следующие:
количество, размеры и типы фирм, действующих в данной отрасли;
динамика основных экономических показателей в отрасли (темпы роста) снижения объемов производства; уровень затрат на производство продукции; рентабельность и т.п.);
динамика спроса на продукцию отрасли;
основные поставщики сырья, материалов, оборудования; -- основные группы потребителей продукции отрасли.
Глубокий анализ отраслевых факторов позволяет выяснить ряд очень важных вопросов: находится ли данная отрасль на подъеме или приходит в упадок; какова здесь степень конкуренции; на какой стадии жизненного цикла находится основная продукция отрасли; как меняются вкусы и предпочтения покупателей. Однако главная цель этой стадии внешнего анализа -- идентификация ключевых факторов успеха в данной сфере бизнеса.
Любой бизнес характеризуется множеством контролируемых, т.е. поддающихся управлению, переменных (например, размер пред-приятия, объемы продаж, затраты на производство, расходы на ре-кламу, вид упаковки товара и т.п.). Однако только некоторые из них определяют возможность и способность фирмы конкурировать на своем рынке, т.е. обеспечить ее выживание. Поэтому такие пе-ременные называются ключевыми факторами успеха.
В качестве ключевых факторов успеха могут выступать как стоимостные показатели (себестоимость единицы продукции; удель-ные капитальные вложения; затраты на реализацию единицы про-дукции и т.п.), так и неосязаемые, трудно поддающиеся количест-венной оценке, но не менее важные параметры (качество продукции; уровень обслуживания; месторасположение фирмы и т.п.). Разуме-ется, в каждой сфере бизнеса существует свой особый, определяемый ее спецификой, набор ключевых факторов успеха.
Поэтому при разработке стратегии крайне важно правильно определить набор ключевых факторов успеха в выбранной сфере бизнеса.
Конкуренция является одним из наиболее вероятных источников угроз в экономическом окружении малых фирм. Предпринима-тель должен знать своих конкурентов почти также хорошо, как самого себя. Для этого ему необходимо ответить на самые разнообразные вопросы:
кто ваши главные конкуренты?
каковы их сильные и слабые стороны?
что характерно для продукции (услуг) конкурентов в отношении ее цены, качества, отделки, обслуживания, доставки, сервиса и т.п.?
каковы затраты на производство продукции у конкурентов? и т.д.
Можно сформулировать еще массу вопросов о конкурен-тах. Их количество практически не ограничено. Поэтому индивидуальному предпринимателю необходимо сконцентрировать внимание лишь на наиболее существенных вопросах. Одним из способов прак-тического решения этой проблемы является составление матрицы кон-курентного профиля (табл. 1.1). Ее основу образует набор ключевых факторов успеха, соответствующий выбранной сфере бизнеса. Расчет матрицы конкурентного профиля осуществляется в несколько этапов:
1. На первом этапе каждому из ключевых факторов успеха присваивается определенный весовой коэффициент. Величина этого коэффициента определяется самим предпринимателем, исходя из его опыта, знаний и личных оценок, и отражает значимость (важность, место) каждого данного ключевого фактора относительно других из рассматриваемого набора.
Таблица 1.1
Матрица конкурентного профиля
Ключевые факторы успеха |
Собственная фирма |
Конкурент А |
Конкурент В |
Конк. С |
|||||
Вессовой коэфф. |
рейтинг |
оценочное значение |
рейтинг |
оценочное значение |
рейтинг |
оценочное значение |
|||
1. Качество товара |
|||||||||
2. Цена товара |
|||||||||
3. Каналы сбыта |
|||||||||
4. Техническое об-служивание |
|||||||||
5. Реклама и стиму-лирование спроса |
|||||||||
Суммарное оценоч-ное значение |
|||||||||
2. На втором этапе составляется список главных конкурентов. Затем определяется рейтинг (индивидуальный числовой показатель оценки достижений) каждого конкурента, а также собственной фирмы по каждому ключевому фактору успеха. Для этого чаще всего исполь-зуют следующий способ:
Если достижения по данному фактору: |
его рейтинг составит: |
|
очень незначительные |
1 |
|
незначительные |
2 |
|
значительные |
3 |
|
очень значительные |
4 |
|
3. На третьем этапе путем умножения весовых коэффициентов на рейтинг определяются оценочные значения по каждому ключе-вому фактору. Сумма полученных оценочных значений по всему набору ключевых факторов и определяет конкурентную позицию фирмы в сравнении с фирмами-конкурентами. Кроме того, результаты расчетов позволяют выделить среди конкурентов наиболее сильных и самых слабых, т.е. дают возможность найти примеры успешного и, наоборот ошибочного подхода к ведению дел. Тщательное изучение деятельности как тех, так и других фирм покажет, что необходимо делать и чего избегать, чтобы добиться успеха в данном бизнесе.
Определяя конкурентную позицию своей фирмы предпринима-тель уже начинает задумываться над тем, что в его бизнесе хорошо, а что плохо. Однако объективная оценка потенциала собственной фирмы -- задача внутреннего анализа.
1.4 Внутренний анализ
Чтобы использовать все возможности и избежать опасностей из внешней среды, предпринимателю необходимо еще знать, каковы воз-можности самой его фирмы; нужен анализ ситуации внутри фирмы.
Внутренний анализ -- это процесс оценки факторов, которые в принципе поддаются управлению и контролю предпринимателя, т.е. факторов, “произрастающих” из самой фирмы и являющихся результатом деятельности или бездеятельности самого предпринима-теля. Основная задача внутреннего анализа -- выявление сильных и слабых сторон фирмы.
Что такое сильные стороны фирмы? Конкуренция составляет одну из наиболее серьезных проблем в бизнесе вообще и в малом особенно. Поэтому индивидуальные предприниматели, как правило, ищут для себя такую нишу, где они имели бы определенные преимущества. Для этого их бизнес должен обладать какими-то особыми, уникальными, оригинальными или, по крайней мере, отличающимися от конкурентов качествами. Именно они и составляют сильные стороны фирмы, на которые предприниматель делает ставку в своем бизнесе. Наоборот, слабые стороны фирмы представляют собой качества, которых фирме недостает в сравнении с успешно действующими конкурентами.
Существует много аспектов производственной деятельности, определяющих силу и мощь фирмы. Однако основными функциями, которые учитываются во внутреннем анализе, являются:
маркетинг;
производство продукции;
персонал;
финансы;
исследования и разработки.
Прежде всего предприниматель должен четко понимать, что продает, кому продает и почему его товары покупают. Для того, чтобы дать ответы на эти вопросы необходимо провести анализ четырех элементов маркетингового комплекса: характеристик самого товара, его цены, способов продвижения на рынок и места его реализации. Причем сделать это надо с позиций поиска отличий его конкурентов. Для оценки сильных и слабых сторон продукции фирмы может быть использован перечень вопросов:
1. Каковы запросы потенциальных клиентов?
2. Какие преимущества дает продукция потребителям?
3. Является ли продукция конкурентоспособной с точки зрения ее качества, цены, надежности, эксплуатационных характеристик, способов продвижения на рынок и места реализации?
4. В какой мере продукция морально устарела?
5. Можно ли вы расширить ассортимент продукции или модернизировать ее? и т.п.
Конкурентоспособность продукции в значительной мер зависит и от процесса ее производства. Качественные сырье и материалы, современное оборудование и соблюдение требований технологии - залог эффективности производства и высокого качества продукции. Ответы на следующие вопросы помогут получить представление о производственном потенциале фирмы:
1. Имеются ли проблемы с поставками сырья и материалов?
2. Обеспечен ли бизнес современным оборудованием?
3. Отвечает ли технология современным требо-ваниям?
4. Каков уровень использования производственной мощности?
5. Каков уровень производительности в сравне-нии с аналогичными фирмами в данной отрасли? и т.п.
Успех бизнеса во многом определяется знаниями, профессио-нальными навыками и отношением к работе персонала фирмы. Ха-рактеристики персонала также формируют сильные и слабые сторо-ны фирмы. Определиться с ними помогают ответы на следующие вопросы:
1. Каковы отличительные черты работников в отноше-нии: их квалификации, опыта предыдущей работы, отношения к работе?
2. Имеют ли работники четкое представление о содержа-нии своей деятельности?
3. Как соотносится заработная плата работников со средней заработной платой в данной отрасли?
4. Имеются ли проблемы с комплектованием штатов фирмы?
5. Какова текучесть кадров? и т.п.
Выживание фирмы в современной быстро меняющейся среде за-висит также и от ее инновационного потенциала, способностей разра-батывать и внедрять разнообразные технические, технологические и организационные нововведения. Соревнование в этой области -- один из ключевых факторов успеха во многих отраслях и сферах бизнеса. Для оценки сильных и слабых сторон фирмы в области исследований и разработок часто используют следующий перечень вопросов:
1. Защищена ли продукция патентами, имеет ли она товарный знак?
2. Собирается ли фирма осваивать производство новых видов продукции и как часто она это делает?
3. Используются ли при производстве продукции ноу-хау, про-мышленные секреты? и т.п.
В конечном итоге сильные стороны фирмы (также как и ее слабые стороны) в области продукции, ее производства, персонала, исследований и разработок отражаются на финансовых показателях.
Финансовый анализ позволяет получить четкое представление о при-быльности и эффективности всего бизнеса. Сравнивая ре-зультаты этого анализа с финансовыми показателями деятельности аналогичных фирм, есть возможность ответить на множество вопросов принципиально важных для оценки сильных и слабых сторон фирмы. Например:
1. Удовлетворительна ли выручка?
2. Не слишком ли высоки затраты на производство и реализа-цию продукции?
3. Можно ли сократить накладные расходы, затраты на сырье и материалы, на оплату труда работников?
4. Имеются ли задержки в получении средств от дебиторов?
5. Как быстро оборачиваются запасы?
6. Возможно ли получение большего кредита от поставщиков?
7. Является ли бизнес неликвидным? и т.п.
Результаты исследований сильных и слабых сторон фирмы по-могают предпринимателю определить: зоны повышенного первооче-редного внимания и зоны, на которые можно опереться в своем. бизнесе при разработке его стратегии.
1.5 Содержание бизнес-плана
Бизнес-план должен начинаться с выводов. Резюме пишется в самую последнюю очередь, но должно быть самым первым пунктом бизнес-плана. Выводы должны быть краткими - не более 1-2 страниц. Резюме - это самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения всего бизнес - плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.
Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех компаний. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Изучение рынка - одна из главных проблем нового бизнеса. Таким образом, параграф бизнес - плана, посвященный рынку и маркетингу, часто является наиболее трудным для написания.
Необходимо убедить инвестора в существовании рынка для выпускаемой продукции, в том, что есть где продавать свою продукцию.
Неудачи большинства из провалившихся коммерческих проектов была связана именно со слабым изучением рынка и с переоценкой его емкости.
Типичный процесс исследования рынка предполагает 4 этапа:
определение типа данных, которые нужны;
поиск этих данных;
анализ данных;
реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на пользу предприятию.
Самые первые сведения, которые потребуются: кто будет покупать товары, какова ниша на рынке? Кроме того, необходимо спрогнозировать рынок и найти ответы на вопрос о том, кто, почему и сколько будет готов купить продукцию завтра, послезавтра и вообще в течение ближайших 2х лет.
Такой поиск должен проходить поэтапно.
Первый этап - оценка потенциальной емкости рынка, т.е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут купить, скажем, за месяц или за год. Величина эта зависит от многих факторов - социальных, национальных, культурных климатических, а главное - от экономических, в т.ч. от уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их расходов, темпов инфляции, наличие ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т.д..
Второй этап - оценка потенциальной суммы продаж, т.е. той доли рынка, которую в принципе можно надеяться захватить и соответственно той максимальной суммы реализации, на которую можно рассчитывать.
В итоге такого анализа, можно, в конце концов, определить примерное количество клиентов за месяц, на которое можно рассчитывать.
Но чтобы их получить реально, нужен третий этап, третий шаг к оценке реальных объемов продаж. На этом этапе предстоит оценить, сколько реально можно продать (выручить за оказание услуг) в конкретных условиях деятельности, при возможных затратах на рекламу и том уровне цен, который будет установлен, а главное - как этот показатель может изменяться месяц за месяцем.
Подготовка такого прогноза возможна с помощью различных методов. Для мелкого бизнеса вполне возможно ограничиться экспертными прикидками, опирающимися на собственный профессиональный опыт или опыт специалистов, которым можно заплатить за консультации.
Если уж обращаться за помощью к специалистам, было бы неплохо обсудить с ними и цену, по которой покупатели будут согласны покупать продукцию, не обращая внимания на предложения конкурентов и не отказываясь от покупки такого рода вообще. Если удастся сделать такую оценку, то можно сказать, что программа в области исследования рынка выполнена.
Также необходимо собирать информацию и о своих возможных конкурентах: их товарах, качестве продукции, примерных ценах и условиях продаж. А это тоже должно быть отражено в бизнес-плане, чтобы инвестор мог оценить полноту представления о рыночной конъюнктуре и продуманность проекта.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров?
много ли внимания и средств они уделяют рекламе?
их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей.
какой уровень цен на их продукцию? Какова их политика цен?
выбор “ниши” или наиболее благоприятного сегмента рынка.
Следует помнить, что такие элементы маркетинга, как доля рынка, сегментирование, позиционирование товаров на рынке являются основополагающими. В конечном счете, вся маркетинговая деятельность фирмы направлена на создание новых товаров, необходимых потребителям на отыскание новых рынков для своих товаров и удержание своей доли рынка.
От этой деятельности зависит объем реализации товаров и прибыль, которая является главной целью фирмы.
Доля рынка фирмы, это часть рынка отрасли (под отраслью здесь понимается совокупность фирм, производящих и реализующих однородную продукцию), которая используется фирмой для производства своих товаров.
Доля рынка изменяется во времени в зависимости от деятельности фирмы по активизации маркетинговых факторов.
Сегментирование рынка состоит в разделении общей совокупности потребителей на определенные группы покупателей, различающихся по целому ряду факторов (социальному положению, уровню доходов, профессия, семейное положение, возраст и т.д.) и имеющих сходные потребительские запросы и предпочтения.
От того, насколько обосновано выбран сегмент рынка во многом зависит успех фирмы в конкурентной борьбе. Сегмент рынка обычно проводится по потребителям, по параметрам товаров и по основным конкурентам.
Практическое исполнение приемов сегментации предполагает нахождение оптимальных соотношений между процессами стандартизации и дифференциации продукции.
Одним из важнейших элементов плана маркетинга является ценообразование.
Цена связана с такими функциями маркетинга, как характеристика и образ товаров и фирмы. Цены часто меняются на протяжении жизненного цикла товаров: от высоких, для привлечения избирательных покупателей, следующих моде и ориентирующихся на престиж, до низких цен для массового потребления.
При анализе используемых на фирме способов ценообразования целесообразно исходить из следующих положений: возможная цена может определяться исходя из:
себестоимости продукции;
цены продукции на аналогичный товар или субституты;
уникальных достоинств товара;
цен, определяемых спросом на данный товар.
На основе себестоимости обычно оценивается минимально возможная цена, которая соответствует наименьшим издержкам производства.
На основе анализа цен конкурентов определяют средний уровень цен на товары. Максимально возможная цена для товаров, отличающихся высоким качеством или уникальными достоинствами. Цены, определяемые спросом или конъюнктурой рынка данных товаров могут колебаться во всем диапазоне от минимальных до максимальных цен.
Следующим важным этапом маркетинга является схема распространение товаров, те есть организация товаров сбыта.
Канал сбыта - путь, по которому товары движутся то производителя к потребителям.
Участники каналов сбыта выполняют ряд функций, основные из которых являются следующими.
1. Исследовательская работа - сбор и анализ информации, необходимой для планирования и организации сбыта.
2. Стимулирование - создание и распространение информации о товарах, которая способствовала бы его приобретению потенциальным покупателем, а так же стимулирование оптовых продаж.
3. Установление контактов - налаживание и поддерживание связи с потенциальными покупателями.
4. Предпродажное приспособление товаров - подгонка товаров под требования покупателей.
5. Проведение переговоров - согласование цен и условий для последовательного акта передачи собственности или владений товаров.
6. Организация товародвижения - транспортировка и складирование товаров.
7. Финансирование - изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию сигналов сбыта.
8. Принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование каналов сбыта.
Благодаря специализации эти функции могут быть выполнены разными участниками канала сбыта (фирмами или отдельными лицами), что позволяет в определенной степени производителю сэкономить ресурсы.
Канал сбыта может характеризоваться по числу составляющих его звеньев или уровней.
Уровень канала сбыта - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товаров к конечному потребителю. Посредником при одноуровневом канале на рынке потребителей товаров обычно бывает розничный торговец, а на рынке товаров промышленного назначение агент по сбыту или брокер.
Посредником при двухуровневом канале на рынке потребителей товаров становится оптовый и розничный торговцы, а на рынке товаров промышленного назначения дистрибьютор и дилер.
При трехуровневом канале между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик, который покупает у крупных оптовых торговцах и перепродает их небольшим предприятиям розничной торговли, находящимся как правило вне зон внимания крупных оптовиков.
Проведения эффективного решения данного вопроса состоит не в том, чтобы отдать предпочтения какому-либо одному каналу сбыта, а в выборе наилучшей комбинации нескольких товаров.
Важным элементом маркетинга является реклама, предназначенная для информированности покупателей, привлечения их внимания к данному товару, услуге и распространению предложений, советов, рекомендаций по приобретению данной продукции.
В структуре рекламы выделяются следующие 5 основных моментов:
1. Способность привлечь внимание (на сколько эффективно привлекается внимание заголовком, компоновкой, качеством иллюстрации материала, на сколько эффективно они воздействуют именно на те категории потенциальных покупателей, на которые рассчитано рекламное сообщение).
2. Сила эмоционального воздействия (на сколько удачно выбран основной рекламный аргумент и эффективно он подан).
3. Сила воздействия на факторное поведение (на сколько убедительно сообщение принимает последовательность его советам и насколько вероятно, что потенциальные показатели действия выполняет те действия, которые подсказывает сообщение).
4. Информативность (на сколько четко и ясно изложен рекламный аргумент, на сколько емко показана полезность для покупки рекламируемого объекта).
5. Способность вызвать желание прочитать рекламное сообщение до конца (на сколько эффективно сообщение приковывает внимание читателей).
Последний элемент плана маркетинга следует считать формирование общественного мнения о фирме и товаре.
Задачами службы Public Relations является:
1. Система создания благоприятного отношения к фирме, широких масс населения, включающих правительственный аппарат и государственные учреждения. С этой целью поддерживают связь с представителями средств массовой информации посредством пресс-конференции, помещение статей в газетах и журналах или теле репортажей, общественной или благотворительной деятельности, юбилейных мероприятий и организации “открытых дверей”.
2. Осуществление торговой продукции. Которая связана с демонстрацией товаров, с показом достоинств, существующих вариантов и моделей, цен и предоставление услуг.
3. Проведение институциональной рекламы (престижной, фирменной, корпоративной) ее цель - поддержание определенного образа (имидж фирмы)
4. Оказание консультационных услуг с выдачей предложений по вопросам общественного признания фирмы, ее положения на рынке и имиджа.
Где будут изготавливаться товары - на действующем или вновь созда-ваемом предприятии?
Какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут возрастать из года в год?
Где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?
Предполагается ли производственная кооперация и с какими фирмами?
Возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства или поставок ресурсов?
Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести? Какие при этом возникнут проблемы?
Данные этого раздела бизнес-плана желательно приводить в перспекти-ве на 2-3 года, а для крупных предприятий - на 4-5 лет.
Очень полезной может стать схема производственных потоков на пред-приятии, которая наглядно покажет, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет пос-тавляться. В схеме должно быть место и для процессов контроля за качеством.
В конце излагаемого раздела бизнес-плана оценивается возможные издерж-ки производства и их динамику на перспективу. Также следует предусмотреть затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды, вмешательства правительственных органов и общественности.
В план производства включается вид требуемых производственных мощ-ностей, необходимые производственные помещения, потребность в основ-ных производственных фондах и рабочей силе (как постоянной, так и вре-менной). Для бизнеса в обрабатывающей промышленности определяют по-литику управления запасами, снабжения, управления производством. На-мечают, какие комплектующие будут производиться самостоятельно, а какие покупать на стороне. Бизнес в сервисе требует особого вни-мания к месторасположению (близость к клиентам становится главным требованием). Хорошее расположение фирмы снижает накладные расхо-ды и обеспечивает конкурентное преимущество в виде высокой произво-дительности работников.
В целом структура данного раздела имеет следующий вид:
а) Производственный цикл. Следует графически представить характеристику производственного цикла предприятия. Решение проблем, связанных с сезонными колебаниями загрузки производственных мощностей (например, за счет создания запасов и их использования в пиковые пери-оды).
б) Производственные мощности и их развитие. Для уже существующе-го бизнеса описываются производственные мощности, включая производствен-ные и административные помещения, склады и площадки, специальное оборудование, механизмы и другие производственные фонды, имеющиеся на фирме., как и когда будут приобретены дополнительные мощ-ности.
в) Стратегия в снабжении и производственный план. Здесь должен быть описан весь производственный процесс, решения по субконтрактам на комплектую-щие и компоненты, подтверждена правильность этих решений с точки зре-ния расходов на поддержание квалификации рабочей силы, размера пар-тий продукции и т.п. Указаны наиболее вероятные субподрядчики и пос-тавщики и охарактеризована степень их надежности.
г) Государственное и правовое регулирование. Включает любые прави-тельственные, местные или зарубежные нормативные акты, касающиеся данного бизнеса, включая законы, лицензии, пропускной режим в специальных зонах, требования регистрации в местных или центральных орга-нах власти и т.п. Любые нормативные акты, которые могут вли-ять на характер и сроки открытия и функционирования фирмы.
2.1 Общая характеристика предприятия
Предприятие Торгово-промышленная компания “Пирс” общество с ограниченной ответственностью образовано частными лицами 22 апреля 1998г. для организации производства и оптовой торговли.
Основными видами деятельности являются:
1. Производство и оптовая торговля: посудой из стекла и фарфора;
2. Производство комбикорма.
Основными покупателями посуды являются юридические лица, имеющие торговые площади в таких городах: Запорожье, Днепропетровск, Днепродзержинск, Луганск, Полтава, Кременчуг, Николаев, Алушта, Лисичанск, Северодонецк, Донецк и частные предприниматели, имеющие торговые площади в Харькове.
Покупателем посуды и одновременно представителем компании в Российской Федерации является ЧП Бырка В.К. г. Воронеж.
Покупателем комбикорма является САО “Охочее” и СП “Элприв” (птицефабрика в Русской Лозовой).
Торгово-промышленная компания “Пирс” общество с ограниченной ответственностью создано с целью получения прибыли. Для обеспечения деятельности предприятия, за счет вкладов участников общества создан уставный фонд. Размер уставного фонда составляет 28125 гривень.
Увеличение уставного фонда общества может быть осуществлено по решению собрания учредителей за счет:
дополнительных взносов;
прибыли от коммерческой и хозяйственной деятельности.
Изменение долей в уставном фонде разрешается только по решению высшего органа общества.
Участники общества несут убытки, связанные с деятельностью общества в пределах своей части в уставном фонде.
Прибыль общества создается из поступления от хозяйственной, коммерческой и другой деятельности и определяется на основе действующего законодательства и может определяться каждый отчетный период. Расчеты по прибылям и убыткам проводятся после составления баланса в конце каждого отчетного периода. Полученная прибыль полностью остается в распоряжении общества, которое самостоятельно определяет ее использование.
В обществе создается страховой (резервный) фонд в размере, не меньше 25% уставного фонда. Формирование страхового фонда осуществляется путем ежегодных отчислений в размере не менее 5% суммы прибыли, которая осталась в распоряжении общества.
Целью деятельности предприятия, согласно Закону Украины “О предприятиях”, является получение прибыли за счет собственной предпринимательской деятельности, а именно: производство и реализация продукции, а также предоставление производственных и коммерческих услуг юридическим и физическим лицам на внутреннем и внешнем рынках, удовлетворение социально-экономических потребностей участников и членов трудового коллектива предприятия.
Основным направлением деятельности предприятия является производство и реализация товаров народного потребления.
Предметом деятельности предприятия является:
производство и переработка:
продовольственных и непродовольственных товаров;
товаров народного потребления;
продуктов бытовой химии;
сельскохозяйственной продукции, а также продукции, которая используется в сельском хозяйстве;
нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов;
стройматериалов;
сельскохозяйственной техники и запчастей к ним;
химической продукции;
розничная и оптовая торговля:
продукции собственного производства и обеспечение торгового обслуживания населения в соответствии с утвержденными технологическими правилами;
создание сети собственных коммерческих магазинов и объектов торговли, осуществление розничной и комиссионной торговли товарами народного потребления, продовольственными и промышленными товарами как собственного производства, так и приобретенными;
торгово-посредническая деятельность;
внешнеэкономическая деятельность;
предоставление услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, предусмотренных и не запрещенных действующим законодательством Украины, в том числе организационных, производственных, транспортно-экспедиционных, консультационных, маркетинговых, посреднических, агентских и других.
Предприятие самостоятельно определяет направления производства, его структуру и объемы, самостоятельно распоряжается произведенной продукцией и доходами. Предприятие имеет право кооперироваться с промышленными предприятиями и финансовыми учреждениями при производстве собственной продукции, предоставлении услуг, расширении сферы деятельности.
2.2 Управления предприятием
Высшим органом общества являются сборы участников. Они формируются из участников общества или назначенных ими представителей. Представители участников могут быть постоянными или назначенными на определенный срок. Участники имеют количество голосов пропорционально размеру их частей в уставном фонде.
К компетенции высшего органа общества принадлежит:
определение основных направлений деятельности общества, утверждение его планов и отчетов о их выполнении;
утверждение устава и внесение в него изменений и дополнений;
утверждение годовых результатов деятельности общества, его дочерних предприятий;
порядка распределения прибыли;
утверждение правил, процедур и других внутренних документов общества;
определение организационной структуры общества;
определение условий оплаты труда ответственных лиц общества и его дочерних предприятий;
образование, реорганизация и ликвидация дочерних предприятий, филиалов и представительств, других юридических лиц, утверждение их уставов и положений;
принятие решения об остановке деятельности общества, назначении ликвидационной комиссии, утверждении ликвидационного баланса.
Высший орган общества может также рассматривать и другие вопросы, касающиеся деятельности общества.
Исполнительным органом общества является его директор. Он избирается высшим органом общества и подотчетен сборам участников, может быть уволен с занимаемой должности при ненадлежащем исполнении своих обязанностей.
Проверка деятельности директора проводится ревизионной комиссией по поручению сборов или по собственной инициативе. Ревизионная комиссия может требовать от должностных лиц предоставления всех необходимых материалов, бухгалтерских и других документов, и пояснительных записок.
Общее собрание определяется правомерным, если в нем берут участие акционеры или их представители, которые имеют более 60 процентов голосов. В случае, если общая численность голосов не превышает 60 процентов, собрание созывается повторно не позже чем через месяц.
О проведении общего собрания участников предупреждают персонально.
Наблюдательный совет является органом общества, который с целью защиты интересов акционеров осуществляет контроль за деятельностью общества. Наблюдательный совет складывается из пяти членов, которые избираются из числа акционеров - граждан или уполномоченных представителей акционеров - юридических лиц сроком на пять лет. Персональный состав наблюдательного совета и изменения в его составе утверждается высшим органом общества.
В своей деятельности наблюдательный совет должен:
по решению высшего органа общества заключать контракт с главой управления обществом;
утверждать по заявлению главы правления персональный состав правления общества;
рассматривать и утверждать отчеты, которые предоставляют правление и ревизионная комиссия за квартал или год;
анализировать действия правления относительно управления обществом, реализации инвестиционной, технической и ценовой политики, сохранение номенклатуры товаров и услуг;
выступать в случае необходимости инициатором проведения внеочередных ревизий и аудиторских проверок финансово - хозяйственной деятельности общества;
предоставлять высшему органу общества предложения по вопросам деятельности общества;
выполнять другие действия по контролю деятельности правления обществом.
Наблюдательный совет имеет право:
получать информацию о деятельности общества;
прослушивать отчеты правления, должностных лиц общества по отдельным вопросам его деятельности;
привлекать экспертов для анализа вопросов деятельности общества.
Наблюдательный совет не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность правления обществом.
Наблюдательный совет предоставляет высшему органу общества отчет о своей деятельности за год. В случае неудовлетворительной деятельности наблюдательного совета высший орган общества вносит изменения в ее составе.
Заседание наблюдательного совета проводится не реже одного раза в квартал и считается правомерным, если на нем присутствует 2/3 от общей численности его членов. Решения наблюдательного совета принимаются большинством голосов, в случае равномерного распределения голосов, решающим является голос главы наблюдательного совета.
Внеочередные заседания наблюдательного совета проводятся по требованию главы наблюдательного совета или 1/3 от общей численности ее членов или правления обществом.
Члены наблюдательного совета являются должностными лицами общества и несут ответственность в границах своих полномочий.
Исполнительным органом общества, который выполняет управление его текущей деятельностью, является правление.
К компетенции правления принадлежат все вопросы деятельности общества, кроме тех, которые согласно действующему законодательству, уставом предприятия или решением высшего органа общества отнесены к компетенции другого органа общества. Высший орган общества может принимать решения о передаче части принадлежащих ему прав в компетенцию правления.
Глава правления выбирается на общем собрании на 5 лет, подотчетен в своей деятельности высшему органу и наблюдательному совету и организует исполнение их решений.
Правление обществом назначается главой правления и складывается из 5 членов. В его состав входят:
глава правления;
заместитель главы правления;
главный бухгалтер;
секретарь правления.
Работой правления управляет глава правления. Он имеет право без поручения выполнять действия от имени общества, уполномочен управлять поточными делами общества, исполнять решения высшего органа общества и наблюдательного совета, представлять общество в его отношениях с другими юридическими лицами, вести переговоры и заключать договора от имени общества, организовывать ведение протоколов заседания правления.
Вопросы полномочий, условий деятельности и материального обеспечения главы правления определяется в контракте, который заключается между главой управления и наблюдательным советом.
Заседание правления общества проводится не реже одного раза в месяц и признается правомерным, если на нем присутствовало 1/2 от общей численности его членов. Решение правления принимается большинством голосов, в случае равномерного распределения голосов, решающим является голос главы правления. Внеочередные заседания созываются по требованию главы правления или 1/3 общей численности его членов.
На основании решений, принятых правлением, глава правления издает приказы и другие распорядительные документы относительно деятельности общества.
Проверка финансово - хозяйственной деятельности правления общества, дочерних предприятий, филиалов и представительств проводится ревизионной комиссией, которая утверждается высшим органом общества. Проверки выполняются по поручению высшего органа общества, наблюдательного совета, по собственной инициативе ревизионной комиссии общества или по требованию акционеров, которые владеют более 10 процентов голосов.
Ревизионная комиссия подотчетна только высшему органу общества. Материалы проверок ревизионная комиссия предоставляет высшему органу управления и наблюдательному совету.
Комиссия складывается из 3 членов. Ревизионная комиссия имеет право привлекать к своей деятельности экспертов, аудиторские организации.
2.3 Производственно-хозяйственная деятельность предприятия
Торгово-промышленная компания “Пирс” общество с ограниченной ответственностью специализируется на производстве сортовых изделий из стекла и фарфора. Основной ассортимент производимой продукции: стопки, рюмки, стаканы, фужеры, бокалы, графины, столовые приборы, чашки, блюдца, тарелки, сервизы и т.п.
В настоящее время, после резкого спада спроса на фарфоровую посуду в 1996-1997 гг., начиная с 1998 г., наблюдается стабилизация и улучшение положения стекольных и фарфоровых заводов. Практически все заводы отрасли по объему выпускаемой продукции вышли на уровень 50% и выше своих производственных возможностей. Наблюдается устойчивое повышение спроса на внутреннем рынке и существенный скачок спроса со стороны стран СНГ, особенно России. Необходимо отметить тенденцию роста цен на выпускаемую продукцию из-за роста цен на энергоносители и сырье, а также возрастающий уровень средней зарплаты.
Торгово-промышленная компания “Пирс” на рынке посуды выступает в качестве оптового продавца. На протяжении всего периода существования компания придерживается линии увеличения объемов продаж за счет расширения ассортимента, постоянного наличия большей части предлагаемого ассортимента на складе, получения исключительных прав на торговое представительство от производителей (эти договора подкрепляются встречными договорами на поставку сырья и энергоносителей). Поставка газа на предприятия-производители осуществляются через фирмы, имеющие лицензии и соответствующие объемы газа. Договора на поставку газа со стороны ТПК “Пирс” подкрепляются соответствующими договорами поручительства. Расчет за газ с поставщиками производится либо векселем, эмитированным предприятием-производителем посуды, который с дисконтом покупает ТПК “Пирс”, либо посудой, которую также с дисконтом покупает ТПК “Пирс”. Три варианта расчетов представлены на схемах: (рис. 2.1)
1)
газ посуда с дисконтом
вексель вексель
собств. по номиналу
эмиссии
Вексель по номиналу
Деньги
2)
газ
Посуда
Посуда с дисконтом
Деньги или встречная поставка товаров
3)
газ посуда
вексель
собств. вексель
эмиссии
Вексель с дисконтом
Деньги
Рис. 2.1 Схема вексельных поставок и бартерных расчетов
Приведенные схемы поставок газа обеспечивают следующие преимущества:
1) У потребителя газа - независимость расчетов за потребленный газ от денежных поступлений за отгруженную продукцию;
2) У поставщиков газа - наличие гарантий по расчету за потребленный газ от фирмы “Поручителя”, стабильный спрос на газ на долгосрочной основе;
3) У “Поручителя” (ТПК “Пирс”) - существенные скидки по цене на посуду, наличие на складе большого ассортимента посуды, наличие “рычагов влияния” через газовый кран.
Приведенные схемы поставки газа позволяют за счет оптовых скидок значительно расширить рынок сбыта у “Поручителя” на долгосрочной основе.
В связи с этим положительный эффект бизнеса достигается по следующим позициям:
1) Возможность предоставлять скидки по цене на посуду в большом диапазоне от крупнооптовых покупателей до мелкой розницы;
2) Наличие на складе полного ассортимента посуды, на которую существует постоянный спрос;
3) Предоставлением производителем исключительных прав по его представительству в Харьковском регионе.
Предприятие использует современное высокопроизводительное технологическое оборудование, совершенную технологию для выпуска стекольных изделий. Обладая высоким уровнем качества выпускаемой продукции и хорошей технической оснащенностью, которая постоянно совершенствуется, предприятие имеет возможность удовлетворять требования иностранных партнеров, продающих продукцию предприятия на всех рынках мира.
Необходимо отметить, что руководство предприятия постоянно контролирует ситуацию и по мере воздействия внешних факторов принимает решения по адекватной реакции на изменения для приведения состояния дел на предприятии в норму. Ярким примером тому является увеличение объемов производства.
Не менее важным показателем производственной деятельности предприятия является - рентабельность продукции. Рентабельность показывает сколько гривен прибыли приносит гривня, затраченная на производство данной продукции, то есть это отношение между прибылью и себестоимостью, выраженное в процентах. Рентабельности продукции по Торгово-промышленной компании “Пирс” общество с ограниченной ответственностью в табл. 2.1.
В целом по предприятию уровень рентабельности снизился из-за повышения себестоимости продукции в следствие частичных простоев (ожидание материалов поставщика), отключения электроэнергии.
Таблица 2.1
Рентабельность отдельных видов продукции за 2000 год
Наимено-вание про-дукции |
Фактически реализовано, тыс. шт. (т.) |
Цена еди-ницы про-дукции, |
Себестои-мость ед. про-дукции, грн. |
Рентабель-ность, |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Стопка |
125 |
0,50 |
0,43 |
16,2 |
|
Стопка |
130 |
0,55 |
0,45 |
22,2 |
|
Стакан |
115,6 |
0,75 |
0,66 |
13,6 |
|
Стакан |
100,5 |
0,85 |
0,75 |
13,3 |
|
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Рюмка |
86 |
0,95 |
0,86 |
10,4 |
|
Рюмка |
78 |
1,05 |
0,86 |
22,1 |
|
Рюмка |
15,5 |
0,90 |
0,75 |
20 |
|
Бокал |
90,8 |
1,35 |
1,20 |
12,5 |
|
Бокал |
30 |
1,65 |
1,45 |
13,8 |
|
Бокал |
19,5 |
2,00 |
1,82 |
9,8 |
|
Фужер |
150 |
2,50 |
2,15 |
16,3 |
|
Чашка 7В34 |
120,5 |
2,30 |
2,05 |
12,2 |
|
Сервиз 9В765 |
2,63 |
10,00 |
8,97 |
11,5 |
|
Сервиз 8В589 |
3,54 |
15,50 |
12,50 |
24 |
|
Сервиз 5В97 |
4,25 |
30,50 |
25,42 |
20 |
|
Тарелка 0В32 |
600 |
0,45 |
0,40 |
12,5 |
|
Тарелка 0В34 |
500 |
0,55 |
0,43 |
27,9 |
|
Кувшин 6В18 |
2,3 |
5,35 |
4,26 |
25,5 |
|
Комбикорм |
25 т. |
1500 |
1167 |
28,54 |
|
Комбикорм |
35 т. |
950 |
860 |
10,47 |
|
Комбикорм |
40 т. |
900 |
812 |
10,84 |
|
Комбикорм |
150 т. |
850 |
753,62 |
12,8 |
|
Для поддержания конкурентоспособности ТПК “Пирс” использует новейшее оборудование и технологию для производства посуды. В данный момент потребности в оборудования удовлетворяются за счет средств, полученных от взаимных поставок продукции, а также путем бартерных операций.
Базовым вопросом в стратегическом плане развития производства на будущее является необходимость направления усилий на восстановление машинного парка и другого специального оборудования предприятия для обеспечения работоспособности предприятия.
2.4 Анализ основных фондов
На балансе содержатся основные фонды на сумму 16744 тыс. грн. Наибольший удельный вес в структуре основных фондов занимают основные фонды первой группы, они составляют около 44 %, основных фондов, на третью группу приходится около 41 % основных фондов, остальные 15 % приходится на вторую группу основных фондов. Наличие и движение основных фондов приведено в табл. 2.2. Данные о составе основных фондов основного вида деятельности приведены в табл. 2.3.
Торгово-промышленная компания “Пирс” общество с ограниченной ответственностью в соответствии с законодательством Украины производит амортизационные отчисления по группам основных фондов. В зависимости от группы основных фондов с них взимаются амортизационные отчисления по различным процентным нормам. Так для первой группы эта норма составляет 5 % в год, для второй группы 25 % в год, а для третьей в размере 15 % в год. Из этого следует, что амортизационные отчисления по первой группе за год составили 373,55 тыс. гривен, по второй группе 564,25 тыс. гривен, а по третьей группе 1052,4 тыс. гривен в год. В целом по предприятию амортизационные отчисления за год составят 1990,2 тысяч гривен.
Таблица 2.2
Наличие и движение основных фондов в 2000 году
Показатели |
На начало 2000 г, тыс. грн. |
Прибыло в 2000г., тыс.грн. |
Выбыло в 2000г., тыс.грн. |
На конец 2000 г., тыс.грн. |
Остаточная стоимость |
Амор-тизация за год, тыс.грн. |
||
на нач. 2000 г., тыс.грн. |
на кон. 2000 г., тыс.грн. |
|||||||
Всего ОФ в т.ч. ОФ осн. вида деятельности из них: - машин и оборудования |
18238 16071 6445 |
671 671 571 |
- - - |
18909 16744 7016 |
11191 10115 2898 |
10955 9899 3086 |
907 887 383 |
|
ОПФ др. отраслей Из них: - торговля |
1083 1083 |
- - |
- - |
1083 1083 |
313 313 |
298 298 |
15 15 |
|
Непроизводствен-ные ОФ |
1084 |
- |
- |
1084 |
763 |
758 |
5 |
|
Для анализа использования ОФ рассчитаем основные показатели использования ОФ, такие как, фондовооруженность, фондоемкость и фондоотдача.
Сделаем расчет этих показателей на начало 2000 года.
Фондовооруженность = ОФ / Численность = 18238 тыс. грн. / 1109 чел. = = 16,45 тыс грн
Фондоемкость = ОФ / Выпуск = 18238 тыс. грн. / 10539,7 тыс. грн. = 1,73 грн.
Фондоотдача = Выпуск / ОФ = 10539,7 тыс. грн. / 18238 тыс. грн. = 0,58 грн.
Таблица 2.3
Состав основных фондов основного вида деятельности
Группы основных фондов |
Сумма, т.грн. |
|
І. Здания, строения и передаточные устройства в том числе: - здания - строения |
7471 6969 502 |
|
ІІ Транспортные средства, мебель, устройства и инструменты в том числе: - транспортные средства включая грузовые и легковые автомобили - устройства и инструменты, информационные системы, включая ЭВМ для автоматической обработки информации |
2257 287 1256 |
|
ІІІ. Другие основные средства В том числе: - машины и оборудование |
7016 7016 |
|
Итого |
16744 |
|
Для проведения анализа сделаем расчет показателей на начало 1999 года.
Фондовооруженность = 17623 тыс. грн. / 1102 чел. = 15,99 тыс грн
Фондоемкость = 17623 тыс. грн. / 8734,5 тыс. грн. = 2,02 грн.
Фондоотдача = 8734,5 тыс. грн. / 17623 тыс. грн. = 0,50 грн.
Фондовооруженность труда показывает сколько основных фондов приходится на одного рабочего, на данном предприятии на одного рабочего приходится 16,45 тыс. грн. основных фондов против 15,99 тыс. грн. за 1999 отчетный год, то есть показатель увеличился на 3%. Увеличение фондовооруженности обусловлено увеличением основных производственных фондов в 2000 отчетном году.
Фондоемкость показывает, какое количество основных фондов приходится на гривну выпускаемой продукции, для предприятия этот показатель составляет 1,73 грн на 1 гривню товарной продукции, что на 0,29 грн. меньше, чем за прошлый отчетный период. Уменьшение фондоемкости на 14 % обусловлено увеличением выпуска продукции.
Фондоотдача это показатель обратный фондоемкости и показывает сколько гривень товарной продукции приходится на 1 гривню основных фондов, по данному предприятию этот показатель составляет 0,58 гривни, против 0,50 гривень в прошлом отчетном периоде.
Из выше написанного следует, что на предприятии в целом намечается тенденция к более эффективному использованию основных производственных фондов. Так увеличивается фондовооруженность работников и фондоотдача при уменьшении фондоемкости.
2.5 Трудовой коллектив предприятия и трудовые показатели
Все отношения, которые возникают между членами трудового коллектива предприятия, в процессе производственной деятельности, регулируются Кодексом Законов о труде Украины, а также Уставом предприятия. Порядок найма и увольнения работников, продолжительность и распорядок рабочего дня, порядок предоставления выходных дней, отпуска и социальных льгот отдельным категориям работающих, другие вопросы трудовой деятельности на предприятии, регулируются Правилами внутреннего трудового распорядка и соответствующими нормами трудового законодательства.
За нарушение трудовой и технологической дисциплины, требований Устава предприятия, Правил внутреннего трудового распорядка на виновных лиц налагаются взыскания, предусмотренные Кодексом Законов о труде Украины. Лица, допустившие грубые или систематические нарушения трудовой дисциплины могут быть уволены согласно законодательству Украины.
Все работники предприятия подлежат обязательному государственному социальному и медицинскому страхованию в соответствии с нормами, установленными законодательством Украины. На всех работников предприятия ведутся трудовые книжки.
В табл. 2.3 и 2.4 рассмотрим анализ численности персонала и фонда оплаты труда за 1999-2000 годы.
Таблица 2.3
Анализ численности персонала за 1999-2000 годы
Показатели |
Ед. измерен. |
Факт за 2000 год |
Факт за 1999 год |
Отклонение от 1999года |
||
% |
Абсолют. Отклонение |
|||||
Всего персонала, в т.ч. |
чел. |
1109 |
1102 |
100,6 |
+7 |
|
Персонал основной деятельности |
чел. |
1091 |
1084 |
100,6 |
+7 |
|
Рабочие |
чел. |
930 |
919 |
101,2 |
+11 |
|
Совместители |
чел. |
2 |
3 |
66,6 |
-1 |
|
Работающие по дого-ворам гражданско-правового характера |
чел. |
- |
2 |
- |
-2 |
|
Увеличение на 58 % основной заработной платы связано с увеличением средней зарплаты и незначительным ростом численности персонала. В результате снижения надбавок и премий, а также других выплат значительно снизился уровень дополнительной зарплаты.
Таблица 2.4
Фонд оплаты труда за 1999-2000 годы
Показатели |
Ед.изм. |
2000 год |
1999год |
Отклонение за 1999 год |
||
% |
Абсолютное отклонение |
|||||
Фонд основной зарплаты |
тыс.грн |
2081,1 |
1318,8 |
157,8 |
+762,3 |
|
Фонд дополнительной зарплаты |
тыс.грн |
735,2 |
1333,4 |
55,1 |
-598,2 |
|
В том числе: - надбавки и доплаты к ставкам |
тыс.грн |
78,1 |
89,7 |
87,1 |
-11,6 |
|
- премии за производ-ственные результаты |
тыс.грн |
157,1 |
222,5 |
70,1 |
-65,4 |
|
Другии поощрения и компенсационные выплаты |
тыс.грн |
254,9 |
171,2 |
148,9 |
+83,7 |
|
Из них: - поощрения по результатам работы за год |
тыс.грн |
53,0 |
125,0 |
42,4 |
-72,0 |
|
- предоставленные тру-довые и социальные льготы |
тыс.грн |
7,2 |
9,9 |
72,7 |
-2,7 |
|
Другие выплаты, кото-рые не включаются в ФОТ |
тыс.грн |
54,4 |
88,4 |
61,53 |
-34,0 |
|
2.6 Анализ себестоимости продукции
Себестоимость продукции - важнейший экономический показатель работы предприятия, поскольку в ней отображается влияние их на экономику организации и технического уровня производства, производительности труда, степени экономичного использования сырья, материалов и энергии, уровня использования производственных мощностей и других условий производственно - хозяйственной деятельности.
Калькуляция себестоимости 1 тонны стеклоизделий за 2000 год приведена в табл. 2.5.
Калькуляция себестоимости комбикорма за 2000 год приведена в табл. 2.6.
Таблица 2.5
Калькуляция себестоимости 1тонны стеклоизделий
Наименование статей расхода |
|
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |