Реферат по предмету "Другое"


Типичные ожидания приемных родителей и адаптационные ресурсы приемного ребенка


И.В. Поставнева,В.М. Поставнев


Проблема возврата приемных детей в России приобретает особую актуальность, поскольку по-прежнему сохраняется высокий риск отмены решений о передаче детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемные семьи. Так, в 2011 г. было отменено 6 тысяч 337 таких решений (9,4 % от числа детей, переданных в семьи). Из них более 5,4 тысяч решений отменено по инициативе замещающих родителей; около 900 решений - в связи с ненадлежащим выполнением замещающими родителями своих обязанностей по воспитанию детей; 36 решений - по причине жестокого обращения с детьми (А. Левицкая)[1]. Двухлетний опыт работы с приемными семьями, усыновителями, опекунами показал, что с ростом количества приемных семей увеличивается число семей, не осмысливших свои истинные мотивы, не взвесивших семейные ресурсы.


Анализ литературы по проблеме мотивации усыновления и приемного родительства показал, что исследователи, как правило, выделяют две группы мотивов: конструктивные и деструктивные. При этом отмечается значение осознанности мотивов, соотношение побуждений «решить свои проблемы, взяв ребенка на воспитание» и «изменить жизнь ребенка к лучшему» [3, 5 и др.]. Следует признать, что диагностическая задача - отграничить декларируемые мотивы усыновления и создания приемной семьи от побудительных - является наиболее сложной. Действенный (побудительный) мотив основывается на понимании того, что решение принять в семью ребенка означает коренным образом изменить жизнь приемного ребенка, свою жизнь, жизнь близких людей. При этом кандидаты в приемные родители принимают на себя ответственность за это решение. Соответствие декларируемых мотивов принятия ребенка в семью социальному поведению кандидатов позволяет оценить, насколько они готовы осуществлять функции приемных родителей, усыновителей, то есть определить «фундамент» их психологической готовности к приемному родительству. Как справедливо заметил Г. Олпорт, именно мотивы говорят о том, какого рода будущее пытается осуществить человек [2].


Опыт собственных исследований авторов показал, что сопоставление декларируемых мотивов с характеристиками личности, имеющими комплексную природу, такими как «жизненные стратегии личности», позволяет оценить действительную побудительную силу этих мотивов [4]. Установлено, что из значимо связанных с результативностью приемного родительства факторов наибольший вес имеют «жизненные стратегии личности», в которые включаются показатели, характеризующие общую линию поведения кандидатов: выраженность способности к изменению образа и уклада жизни в соответствии с потребностями ребенка; планы на будущее (личные, семейные); способность к планированию и построению долгосрочных прогнозов; способность справляться со сложными жизненными ситуациями, активные защитные стратегии; оптимистический атрибутивный стиль; ориентированность на альтруистические ценности.


Ожидания в отношении приемных детей разной степени осознанности присутствуют у большинства приемных родителей. Объяснить их можно, исходя из анализа мотивов принятия ребенка в семью и компетентности приемных родителей в вопросах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку психолого-педагогическая компетентность современных родителей и кандидатов в приемные родители, усыновители остается в большинстве случаев на стабильно невысоком уровне, то их ожидания часто носят деструктивный характер и не совпадают с потребностями и ожиданиями детей [1]. По данным И.И. Осиповой, приемные родители надеются, что: дети будут их уважать, слушаться и любить; хорошо учиться; помогать по дому; будут самостоятельными, хорошими, послушными детьми; талантливыми, интересными людьми; будут читать книги и заниматься спортом. В свою очередь, ожидания детей заметно отличаются от надежд приемных родителей, а именно: стремление к свободе поведения; интерес к материальным ценностям, комфорту; принятие их такими, как они есть, и любовь к ним. Учеба, послушание, благодарность, трудолюбие, аккуратность, отзывчивость по разным причинам не входят в актуальные устремления приемного ребенка. Очевидно, что неоправданные ожидания приемных родителей выступают в качестве весомого фактора риска благополучия приемной семьи как системы, развития личности и социализации приемного ребенка.


Кроме того, эффективное функционирование приемной семьи осложняют факторы, имеющие психолого-педагогическую и социально-психологическую природу, а именно:


воспитание приемного ребенка в ситуации так называемой «ролевой помехи»[2];


уникальный, порой трагический опыт воспитания приемного ребенка в кровной семье или специальном учреждении;


противоречивые реакции социального окружения на совместную социализацию приемных детей и детей, воспитывающихся кровными родителями.


Нами установлено, что серьезным риском благополучия приемного ребенка в новой семье являются категоричные требования кандидатов в приемные родители к его возрасту, полу и внешнему облику, а также его психическим качествам. Часто, верно оценивая причины поведения ребенка, приемные родители не могут определить степень стойкости старых поведенческих стереотипов и «торопятся» с наступлением позитивных изменений. Еще один предиктор неблагополучия приемного ребенка в новой семье - стремление приемных родителей минимизировать информацию о кровных родителях, устранить из настоящей жизни ребенка, а зачастую и из прошлого, какие-либо упоминания о кровных родственниках.


В исследованиях, посвященных проблеме адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям приемной семьи, отмечается, что радикальные изменения в жизни ребенка и принимающей семьи представляют собой серьезный фактор риска для всей изменившейся семейной системы [3, 5, 6]. При этом проблема адаптационных ресурсов приемного ребенка относится к числу ключевых в понимании перспектив приемной семьи. Отмечается также, что зачастую кандидаты в приемные родители и усыновители слабо представляют характер и меру предстоящих трудностей [3, 4]. Наряду с необоснованной драматизацией особенностей развития приемного ребенка они нередко не принимают в расчет опыт, приобретенный детьми в неблагополучной семье или интернатном учреждении. В этой связи важно уметь реалистично представлять адаптационные ресурсы приемного ребенка вообще и определять адаптационные ресурсы конкретного ребенка. Представляется, что ресурсами, которые могут служить опорой ребенку в адаптации к новой для него ситуации, являются: позитивный опыт жизни в кровной семье и наличие в истории жизни привязанности к близким людям; положительные черты характера; потребность в общении и признании; интерес к какому-либо виду деятельности, наличие общих или специальных способностей; открытость новому социальному опыту, возрастная и социальная пластичность (формирование общей сензитивности в ответ на обогащение социальной, предметной, природной и образно-знаковой среды).


Способность распознать «сильную» грань детской личности и с опорой на нее содействовать ребенку в освоении нового для него социального пространства - чрезвычайно важное слагаемое психолого-педагогической компетентности приемного родителя; способность понять причины поведения приемного ребенка отличает эффективного приемного родителя.


Приход ребенка в новую семью - это, безусловно, вызов в самом широком смысле этого слова: вызов для ребенка и для принимающей семьи. Вызов в том смысле, что в семье возникает принципиально новая ситуация, несмотря на то, что семья может быть большой, а вливается в нее всего лишь один ее новый член. Суть новизны ситуации развития состоит в том, что для всех ее членов открываются новые варианты реагирования на стандартные ситуации. Более того, возникает необходимость реагировать в стандартных ситуациях иначе, чем обычно. Для семьи в целом и для всех ее членов наступает период творческого семейного строительства. В ответ на вызов семья и все ее члены совершают выбор. Необходимо, чтобы этот выбор был осмысленным и сделан в интересах семьи. Принципиально важным для успешного вхождения приемного ребенка в семью является то, что в новой семье ему не нужно завоевывать положение, нет необходимости в борьбе за внимание, уважение, признание, любовь. Нужно понимать, что для подавляющего большинства приемных детей такая жизненная ситуация незнакома.


Проблема состоит еще и в том, что приемный ребенок имеет минимальные ресурсы для того, чтобы участвовать в строительстве новой семейной системы. В то же время перед приемным ребенком стоят задачи построения новой системы отношений, выработки новых способов реагирования на неизвестные ему жизненные ситуации, и он решает их на основе своих собственных представлений. Порой опыт воспитания в кровной семье у ребенка отсутствует либо неприемлем для использования в новой семье. Это значит, что определять жизнь приемного ребенка в семье нужно всем ее членам, обладающим знаниями и опытом благополучной семейной жизни.


Часто в приемных семьях возникают серьезные трудности на почве представлений приемных родителей и других членов семьи о желаемой модели семейной жизни, о характере взаимоотношений между ее членами, о нормативном поведении и развитии детей вообще. Ориентируясь на них, приемные родители часто неверно интерпретируют причины поведения своих приемных детей, а вместо того, чтобы разобраться в них, просто «приписывают» логичные на их взгляд причины. То есть в ситуации поиска реальных причин трудностей и нежелательного поведения приемного ребенка (в ситуации, требующей творческого подхода) родители находят стереотипное объяснение, далекое от реальности. Нужно сказать, что для решения такой сложной задачи есть хорошо проверенное средство - терпение. К сожалению, это средство не всегда гарантирует успех.


Какие же необходимы знания и способности приемным родителям, чтобы, оставаясь естественными в своих реакциях на поведение приемного ребенка, суметь стать наблюдателями-исследователями, чтобы разглядеть за наблюдаемым явлением (поведением ребенка) его сущность (скрытые причины)? Безусловно, приемным родителям необходимы знания о последствиях для личности ребенка насилия, различных видов лишений (например, материнского внимания, общения, полноценного питания, медицинской помощи, свободы передвижения и др.). Однако чтобы понять, как воспринимает ситуацию ребенок, никогда не испытавший чувства принадлежности к чему-то большому и одновременно родному, одного знания недостаточно. Нужно суметь представить (хотя это очень сложно сделать), как себя чувствует и что переживает принятый в семью ребенок, который никогда не знал внимания взрослого, адресованного только ему и никому больше. Даже попытка с опорой на знания «заглянуть» во внутренний мир ребенка придает чувство уверенности и предсказуемости воспитательных усилий. Важно понимать, что научить приемного ребенка иначе смотреть на других и на самого себя можно только через поддержку, поощрение приемлемого поведения. Отчуждение, наказание служат другим целям воспитания. Наказанием мы разрушаем нежелательное поведение, даем понять, что оно нам не нравится.


Найти свое место в семье, обрести привязанность к приемным родителям и другим ее членам ребенок сможет, если в семье будет создана атмосфера уважения и чуткости к переживаниям друг друга. Чуткость и такт - обязательны не только по отношению к приемному ребенку, но и в отношениях всех других членов семьи. Эмоциональное тепло, последовательность и терпимость в формировании привязанности ребенка, с одной стороны, и настойчивость и терпение в воспитании нормативного поведения, - с другой, так нам видятся благоприятные условия вхождения приемного ребенка в свою новую семью.


Несомненно, человек, принявший на себя роль приемного родителя, потенциально обладает возможностями понимающего и чувствующего родителя. Вопрос лишь в том, в какой мере и как мы готовы действовать, чтобы потенциальность стала реальностью.


В известном фильме о подростках «Доживем до понедельника», отвечая на вопрос: «Что такое счастье?» - герой ответил: «Счастье - это когда тебя понимают». К сожалению, дефицит понимания человеком человека с тех пор не стал меньше. Мы все хотим понимания. Мы рассчитываем, что близкие нам люди принимают в расчет наши ожидания, чувства, мысли. Рассчитываем, что наша уникальность доступна пониманию самых близких людей.


Список литературы


Осипова И.И. Замещающая семья в России / И.И. Осипова // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 2. - С. 70-81.


ОлпортГ. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.


Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. - М.: Генезис, 2006. - 368 c.


Поставнев В.М. Психологические предикторы результативности приемного родительства / В.М. Поставнев // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». - 2012. - № 4 (22). - С. 41-53.


Прихожан A.M. Психологическая диагностика готовности к созданию замещающей семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Психологическая диагностика. - 2009. - № 3. - С. 79-103.


Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений / А.С. Спиваковская // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. - М.: Просвещение, 1991. - С. 127-132.


KirkH.D. Shared fate. A theory and method of adoptive relationships / H.D. Kirk. - Ben-Simon Publications; Revised edition, 1984. - 203 р.



[1]Всероссийская конференция «Государственная политика в сфере защиты детства: законодательство - стандартизация - практика» (25-27 апреля 2012 года) г. Москва // URL: http://http://www.sirotstvo.ru/files/4307/20120425%20ALevitskaya-text.pdf.


[2]Понятие «ролевая помеха» введено канадским психологом Д. Кирком. Под «ролевой помехой» понимается ряд психологических сложностей, которые возникают у усыновителей в связи с отсутствием в культуре ролевых моделей родительства усыновителей.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru


Дата добавления: 17.02.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технологический процесс ремонта отвала бульдозера Т500
Реферат Психология религии Э. Фромма
Реферат А. Н. Островский. Таланты и поклонники
Реферат Удосконалення обліку фінансових результатів
Реферат Созидательные и разрушительные идеи
Реферат Правовое положение налоговых органов
Реферат Почему замолчал АБлок за три года до смерти
Реферат Технологический процесс изготовления детали Валик терморегулятора
Реферат Пьеса "На дне" М. Горького
Реферат Система покарань, що застосовуються до неповнолітніх злочинців
Реферат Employment Relations In Australia Essay Research Paper
Реферат Реклама на транспорте. Особенности разработки рекламной кампании
Реферат Дифдиагноз и лечение атеросклероза. Диабетические ангиопатии. Артериит Такаясу. Коллагенозы и другие системные заболевания
Реферат "Геpой нашего вpемени" М.Ю. Леpмонтова. Hpавственно психологический pоман (его особенности).
Реферат Завдання і організаційні основи побудови Цивільної оборони України та права і обовязки працівників