Реферат по предмету "Экология"


Экологический потенциал Республики Беларусь

МинистерствоОбразования Республики Беларусь
МОГИЛЕВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
Контрольнаяработа
подисциплине «Национальная экономика Беларуси»
студентки 2курса
группы
ФИО
Шифр:
Вариант: 8
Могилев2010

Содержание
1 Понятие экологического потенциала
2 Характеристика экологического потенциалаРеспублики Беларусь
3 Практическое задание
Список литературы

1 Понятие экологического потенциала
Эксплуaтaция экологического потенциaлa природных системтрaдиционно не входит в кaтегорию природопользовaния, однaко чистый воздух,водa, продукты питaния — это тот же сaмый природный ресурс, столь же дефицитныйнa одних территориях, богaтый нa других и точно в той же степени, кaк и прочиересурсы, исчерпaемый. Его носителем является способность природы ксaмовосстaновлению. Чем большим потенциaлом устойчивости облaдaют экосистемы итем больше чистого водухa, воды, пищи достaнется в конечном счете человеку.
Важное значение в развитии национальной экономики имеетэкологический потенциал, который характеризует возможность сохранения ифункционирования природных систем, рационального использования всех компонентовбиосферы в интересах человека. Экологический потенциал не может быть полностьюоценен экономически, так как включает «невесомые полезности» природных условий.Однако в качестве экологического ограничения в развитии хозяйства он долженучитываться наравне с природно-ресурсным потенциалом при разработкенароднохозяйственных программ и прогнозов. В свою очередь экологическоеограничение связано с фактически происходящим или предполагаемымнеблагоприятным воздействием хозяйственных мероприятий на жизненную среду илитехнологические процессы в смежных отраслях экономики.
Под экологическим потенциалом понимают взаимосвязаннуюсовокупность ресурсов живой природы на данной территории. Вестественно-историческом аспекте экологический потенциал определяет всемногообразие живой и неживой природы. С экономической точки зрения она являетсясоставной частью национального богатства.
Его элементы должны иметь денежную оценку. Чтобы отразитьэкологический потенциал в составе национального богатства, необходимо знатьцену его воспроизводства.
Биосфера Земли, являясь природной основой жизнедеятельностичеловека, имеет пределы хозяйственной емкости, превышение которых в процессеэкономического развития превращается для нее и человека в разрушительную силу.В XX в. оказался нарушенныместественный круговорот веществ в биосфере, был сломан его нормальный(сбалансированный) механизм. Своей деятельностью человек превысил допустимыйпорог возмущения биосферы (экологический предел). Доказательством его превышенияна глобальном, региональном и национальном уровнях служат наблюдаемые измененияво всех природных средах (воздушной, водной, почвенной), а также исчезновениебиологических видов. Кроме того, перестали естественно воспроизводиться впрежнем виде возобновляемые ресурсы.
В настоящее время экологический кризис продолжает усугубляться.Однако на планете сохранились и ареалы стабилизации окружающей среды,представляющие собой территории из сплошных массивов с ненарушенными или слабонарушенными экосистемами. Они имеют особую ценность для восстановления биосферыЗемли, и их значимость будет возрастать.
Основными структурообразующими элементами национальнойэкологической сети являются наименее антропогенно трансформированные природныекомплексы — ядра системы, характеризующиеся высокими показателямибиологического и ландшафтного разнообразия. Часть из них имеет статусзаповедников и национальных парков. Связующими звеньями экологической сетивыступают русла миграции генофонда (экологические коридоры) — долины рек, леса(пущи), отдельные участки сельскохозяйственных угодий. По некоторым оценкам,сохранившиеся сплошные массивы слабонарушенных и ненарушенных экосистемсоставляют 53—55 % общей территории Беларуси. Экологический потенциал большейчасти страны позволяет развивать производство экологически чистойсельскохозяйственной, лесной и другой продукции, расширять внутренний имеждународный экологический туризм, иные виды хозяйственной деятельности.
Существенным показателем эффективности функционирования экологическогопотенциала (национальной экологической сети) является экологическая емкость.Целесообразно использование двух ее показателей.
Первый показатель — отношение экологически чистой продукции(прошедшей экологическую сертификацию) к общему объему соответствующейпродукции, или ВВП в целом. На макроуровне показателем экологической емкости(1ЭК) валового внутреннего продукта является удельный вес чистой продукции(товаров, услуг) (N) в общем объеме ВВП:
/>
Второй — удельные величины загрязнений в расчете на единицуконечного результата (конечной продукции). В качестве загрязнений могут бытьвзяты различные загрязняющие вещества, газы, отходы. Измерениемакроэкономических показателей производится в натурально-стоимостной форме ирассчитывается как отношение объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ иотходов (Z)на единицу ВВП; коэффициент удельных загрязнений (lz) рассчитывается поформуле
/>
На отраслевом уровне коэффициент удельных загрязнений определяетсяс использованием объема загрязнений в расчете на единицу использованияприродного ресурса, территории загрязнения, количества населения, конечнойпродукции.
В системе международных сравнений показателем, характеризующимэкологический потенциал, является «объем выбросов вредных веществ в расчете наединицу ВВП». Этот агрегированный показатель должен включать выбросы вредныхвеществ в атмосферу, в водные объекты и может быть приведен к единойразмерности при учете классов вредности, включать трансграничные переносывредных веществ.
Определение условий, факторов и предпосылок устойчивого развитиярегиона в значительной мере связано с оценкой его природно-ресурсного (экологического)потенциала. Величина природно-ресурсного потенциала, как сумма потенциаловотдельных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных,минерально-сырьевых и т.п.) зависит от таких факторов, как: перечень,номенклатура имеющихся в регионе природных ресурсов (чем длиннее рядестественных ресурсов, подлежащих использованию в процессе производства, тембольше величина природно-ресурсного потенциала); количественные характеристикиотдельных видов природных ресурсов (величина запасов, сроки их исчерпания ит.п.); качественные характеристики (содержание полезного вещества,калорийность, доступность и т.п.); возможность комплексного использованияресурсов.
Количественная, интегральная оценка природно-ресурсного потенциаларегиона возможна в том случае, если частные потенциалы отдельных видовприродных ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Используютсяследующие направления соизмерения качественно различных природных ресурсов иопределения природно-ресурсного потенциала региона: с помощью балльной системы,когда эксперты оценивают значимость каждого вида ресурсов в баллах, а затемнаходится сумма определенных таким образом «значимостей» всех имеющихся врегионе видов ресурсов с учетом «весов» – величин их запасов; на основестоимостных (денежных) показателей, когда оцениваются и затем суммируютсястоимости (по рыночным ценам) запасов всех видов природных ресурсов региона; набазе абсолютных энергетических потенциалов, или условно-натурального метода,подразумевающего соизмеримость качественно разнородных природных ресурсов покакому-либо единому, общему основанию (например, разных энергоресурсов покалорийности 1 тонны условного топлива (т у.т.) или 1 тонны нефтяногоэквивалента (т н.э.)).
Необходимо отметить, что осуществить экономическую оценку разныхвидов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно,поэтому величину природно-ресурсного потенциала чаще всего характеризуют внатурально-вещественных показателях (площадь, объем запасов, продуктивность ит.п.).
Важным аспектом оценки природно-ресурсного потенциала регионаявляется его структурный анализ, осуществляемый с учетом национальных,общегосударственных интересов.
Первое структурное подразделение объединяет природные ресурсыотраслей промышленности, имеющих общегосударственную специализацию – нефтяныересурсы, горно-химическое сырье, руды металлов, минеральное сырье и т.д.
Второе структурное подразделение включает в себя природные ресурсыотраслей местной промышленности и отраслей народного хозяйства, определяющихрегиональную производственную специализацию – местные топливно-энергетическиересурсы (торф, дрова, гидроэнергия малых рек и т.п.), лесные ресурсы дляместной промышленности, минерально-сырьевые ресурсы для местного строительстваи т.п.
В сельскохозяйственных регионах выделяется третье структурноеподразделение – природные условия и ресурсы, обеспечивающие функционированиеагропромышленного комплекса (АПК) – агроклиматические условия и земельныересурсы, местные удобрения и т.п.
К четвертому подразделению относится та часть природно-ресурсногопотенциала, которая рассматривается в качестве территориальной и ресурсной базыжизнедеятельности общества (земля, вода, лес, используемые как среда обитания,восстановления физических и духовных сил человека). Природные ресурсычетвертого структурного подразделения бывают ресурсами государственного иместного значения.
Необходимо отметить, что хозяйственный механизм природопользованияотражает как важнейшие черты общенационального хозяйственного механизма, так иместную специфику регионов, обусловленную различиями в развитии и размещениипроизводительных сил, масштабами производства, уникальностью природныхкомплексов и экологических систем, степенью антропогенного воздействия наокружающую среду. Окружающая среда, как объект управления, хотя в своей основеи неделима, однако, в каждом конкретном регионе весьма своеобразна. Вследствиетакого дуализма объекта управления ему должна соответствовать и адекватнаясистема органов управления, отражающая, с одной стороны, целостность природы, ас другой – ее региональное своеобразие. Именно поэтому управлениеприродопользованием в регионе сочетает в себе формы и методы организации ирегулирования процессов природопользования на двух уровнях –общегосударственном и региональном (местном). Основная цель этого управления –обеспечение потребностей общества в сырье и материалах, в чистоте иразнообразии окружающей среды, а также сохранение, восстановление и развитиеприродно-ресурсного потенциала как отдельных регионов, так и страны в целом.
Управление природопользованием на государственном уровнеосуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей средыРеспублики Беларусь, по отношению к которому являются подведомственными 6областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природныхресурсов и охраны окружающей среды. На этом уровне осуществляется комплексноеуправление природопользованием в стране, государственный контроль заиспользованием и охраной природных ресурсов, проведение государственнойэкологической экспертизы, реализация государственных экологических программ.
Наряду с проведением общенациональной политики управленияприродопользованием областные, городские и районные инспекции природныхресурсов реализуют территориальный принцип управления природно-ресурснымпотенциалом региона.
Вопросы управления природно-ресурсным потенциалом регионов как наобщенациональном, так и на территориальном уровне частично находятся вкомпетенции таких министерств и ведомств, как:
Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии икартографии, Министерство лесного хозяйства (в сельских районах – лесхозы),Государственный комитет по гидрометеорологии, Министерство внутренних дел,которое силами экологической милиции обеспечивает охрану атмосферного воздухаот вредного воздействия транспортных средств.
2 Характеристика экологического потенциала Республики
Беларусь
Экологический потенциал страны в значительной мере зависит откачества поверхностных и подземных вод. Если по уровню водообеспеченностиБеларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, то проблема качестваприродных вод стоит весьма остро, несмотря на уменьшение объемов водоотведенияи проводимую реконструкцию очистных сооружений.
Качество природных вод определяется их химическим составом,формирование которого в настоящее время обусловлено как природными, так итехногенными факторами. Включение в состав природных вод не свойственных имвеществ различного техногенного происхождения сопровождается процессомзагрязнения воды, который обусловлен, как правило, сбросом сточных вод в речнуюсеть.
Самым мощным источником загрязнения водных объектов в странеявляются бытовые стоки, на которые приходится две третьих годового объемасточных вод, доля стоков производства составляет четвертую часть.
Нагрузка на поверхностные воды обусловлена не только сбросомсточных вод, большое количество загрязняющих веществ поступает с талыми иливневыми водами с городских территорий, сельскохозяйственных угодий и другихисточников загрязнения, не имеющих системы водоотведения и очистки.
В условиях тесной взаимосвязи поверхностных и подземных водпроцессы загрязнения постепенно распространяются на все большие глубины.Загрязнение подземных вод вблизи ряда промышленных центров было зафиксированона глубинах более 50—70 м (водозаборы в Бресте, Гродно, Минске, Пинске и др.).
Наибольшую нагрузку, связанную со сточными водами, испытываютреки: Свислочь ниже Минска, Неман ниже Гродно, Березина ниже Бобруйска, Днепрниже Могилева и Речицы, Западная Двина ниже Новополоцка, Припять ниже Мозыря,Ясельда ниже Березы, Уза ниже Гомеля. В этих и других речных бассейнах нехватает водных ресурсов для разбавления сточных вод до нормативовводопользования.
Согласно данным мониторинга поверхностных вод, в последние годыбольшинство рек Беларуси относятся к категории умеренно загрязненных (ИЗВ =1-2,5). (ИЗВ — индекс загрязненности вод, которому соответствует 7 классовразной степени загрязненных вод.) В категорию загрязненных (ИЗВ ~ 2,5 — 4)попали участки р. Свислочь ниже Минска, р. Припять ниже Пинска, близких кзагрязненным — р. Уза ниже Гомеля, а также Осиповичское водохранилище.
По обеспеченности водными ресурсами Республика Беларусь находитсяв сравнительно благоприятных условиях. Имеющиеся ресурсы природных вод вполнедостаточны для удовлетворения как современных, так и перспективных потребностейв воде. В средний по водности год поверхностные водные ресурсы составляют 57,9км3, в том числе формирующиеся в пределах страны – 34 км3. В многоводные годыобщий речной сток увеличивается до 92,4 км3, а в маловодные – снижается до 37,2км3 в год. Возобновляемые (естественные) ресурсы подземных вод составляют 15,9км3 в год, эксплуатационные запасы – 2,3 км3 в год.
Экономия воды в результате внедрения в промышленности системоборотного и повторно-последовательного водоснабжения в целом достаточна высока(92%) и тенденция увеличения общего объема использования воды в этих системахсохраняется. Потребление питьевой воды на душу населения по городам Беларусисоставляет 180–370 л/сут., что существенно выше, чем в большинстве стран Европы(120–150л/сут.). В среднем на хозяйственно-питьевые нужды используется 218 л всутки на одного жителя.
Стратегическая цель в области сохранения водного потенциала странысостоит в повышении эффективности использования и улучшении качества водныхресурсов, сбалансированных с потребностями общества и возможным изменениемклимата. Достижение этой цели потребует комплексного подхода к решениюорганизационных, правовых и финансово-экономических проблем водопользования иохраны вод.
Улучшение состояния природных вод Беларуси требуетусовершенствования способов очистки сточных вод, создания водоохранных зон,принятия мер по предотвращению попадания в водоемы стоков животноводческих ферми комплексов, сокращения объемов водоотведения путем внедрения оборотных системводоснабжения, а также экономического стимулирования водоохранных мероприятий.
Наиболее серьезной экологической проблемой остается радиоактивноезагрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Значительная частьтерритории страны площадью 4,8 млн га (23 % общей площади), на которойпроживало 2,5 млн человек, загрязнена радионуклидами (в том числе цезием-137,плотность загрязнения 1 Ки/км2 и более). Площадь сельскохозяйственных земель сотмеченным уровнем загрязнения цезием составила 1,8 млн га, из них 265,4 тыс.га исключены из сельскохозяйственного оборота. Радиоактивными веществамизагрязнено 1685 тыс. га лесов, или 21 % лесопокрытой площади.
К началу 2003 г. содержание цезия-137 в почве уменьшилось примернона одну четверть по причине его естественного распада. Кроме того, установленоснижение подвижности цезия-137 вследствие перехода его в необменно-поглощенноесостояние, что привело к снижению его доступности для растений в среднем в10—12 раз. В связи с этим из категории радиационно опасных исключено ивовлечено в сельскохозяйственный оборот 14,6 тыс. га земель.
Загрязнение земель стронцием-90 носит более локальный характер.Уровни загрязнения почвы стронцием-90 в пределах 0,15 Ки/км2 и более выявленына площади 2110 тыс. га, что составляет примерно 10 % общей площади страны.Максимальные уровни содержания стронция-90 в почве отмечены в границах30-километровой зоны ЧАЭС и достигают 48,6 Ки/км2 в Хойникском районеГомельской области. Земли, загрязненные стронцием-90, находятся в пределах зонзагрязнения цезием-137.
Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого развитияэкономики страны является защита атмосферы, снижение уровня загрязненияатмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах Беларуси.
Оценка интенсивности выбросов (отношение массы выбросов кстоимости ВВП), проведенная в начале 90-х гг. XX в., показала, что посравнению с большинством индустриально развитых стран предприятия Беларусивыбрасывали в атмосферу в 1,5—2,0 раза больше загрязняющих веществ (особенно S02). Среди примерно 100городов бывшего СССР с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы и повышеннойзаболеваемостью населения (по данным 1988 г.) значились и белорусские города —Могилев (показатель ИЗА превышал 15 единиц), Гомель и Гродно. (ИЗА —комплексный индекс загрязнения атмосферы считается высоким, если средниезагрязнения концентрации примесей в воздухе превышают 7 единиц.)
Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за последнеедесятилетие свидетельствует о ярко выраженной тенденции к их снижению. Общий ихобъем снизился с 3403 тыс. т в 1990 г. до 1327 тыс. т в 2003 г., или в 2,6раза. При этом меняется соотношение между выбросами от стационарных ипередвижных источников. Если в начале 80-х гг. XX в. объемы выбросовраспределялись между ними примерно поровну, то в 1990 г. на долю автотранспортапришлось 65,5 %, стационарных источников — 34,5 %. В 2003 г. доляавтотранспорта повысилась до 72 %, а стационарных источников снизилась до 28%.
/>
Динамика ВВП, выбросов загрязняющих веществ, образования отходовпроизводства и сбросов сточных вод на территории Беларуси за 2000-2008 гг.
Данная тенденция обусловлена прежде всего переводом энергетики ствердых и жидких видов топлива на природный газ и выполнением рядаприродоохранных мероприятий: закрытием или реконструкцией устаревшихпроизводств, сопровождавшихся выбросами больших объемов загрязняющих веществ;созданием воздухоочистных устройств и др.
Несмотря на снижение объемов выбросов загрязняющих веществ,проблема качества атмосферного воздуха в белорусских городах сохраняется. Принеблагоприятных метеоусловиях разовые концентрации основных и специфическихпримесей в большинстве промышленных центров нередко превышают стандартыкачества в 2—4 раза.
Национальная политика Республики Беларусь в области управлениякачеством атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:
— установления предельных выбросов для каждого предприятия,города, района и области;
— установления норм выбросов для отдельных стационарных ипередвижных источников с учетом технического прогресса;
— энергосбережения;
— перевода стационарных и передвижных источников на менее опасныев экологическом отношении виды топлива;
— учета критических нагрузок при планировании воздействий ивоздухоохранной деятельности;
— соответствия принимаемых решений и осуществляемых действиймеждународным соглашениям и конвенциям.
Устойчивость экологического потенциала страны во многомопределяется мерами по рациональному использованию земель всельскохозяйственном производстве и других отраслях экономики. Рассматриваявлияние экономического развития на экологическую ситуацию, следует учитывать нетолько загрязняющие и иные неблагоприятные воздействия производственногокомплекса па окружающую среду, но и сопровождающие данное развитиепреобразования структуры землепользования. Связано это с тем, что изменения всоотношениях различных видов использования земель оказывают влияние на характервоздействий на окружающую среду, а также в целом на экологическое равновесиетерритории.
В структуре земельного фонда Беларуси доминирующее положениепринадлежит сельскохозяйственным и лесным землям, совместная площадь которыхсоставляет около 87% (см. таблицу 1). На протяжении длительного времени в ихдинамике прослеживается противоположная направленность — долясельскохозяйственных земель уменьшается, лесных — увеличивается. До 2000-х гг.сокращение сельскохозяйственных земель происходило при сохранении площадипашни, однако впоследствии она также стала уменьшаться вследствиецеленаправленного вывода из оборота малоплодородных угодий.
В целом структура землепользования Беларуси является благоприятнойв экологическом отношении. В ней преобладают земли с сохранившимися вестественном состоянии природными комплексами (леса, луга, болота, водоемы).Они занимают 2/3 территории страны. На перспективу можно прогнозироватьсохранение тенденции к увеличению площади природных угодий, посколькупланируется продолжить выведение из оборота малопродуктивных пахотных угодий сих переводом в лесные и луговые земли.
По сравнению со странами Западной Европы Беларусь отличаетсябольшей сохранностью лесных и болотных массивов. Кроме того, здесь болеевысокая обеспеченность сельскохозяйственными землями в расчете на 1 жителя, втом числе и пахотными (соответственно 0,92 и 0,56 га), что превышает в 1,5–2,0раза аналогичные показатели в странах Европы. Эта тенденция сохранится и вперспективе.
Пахотные земли в результате применения удобрений, проведенияизвесткования и других почвоулучшающих работ имеют широкий диапазонблагоприятности для земледелия. В крупных сельхозпредприятиях благоприятныеземли составляют 30,1%, хорошие и удовлетворительные – 59,5%,неудовлетворительные и плохие с заведомо убыточным производством – 10,4%.Именно последние и предназначаются для трансформации в другие видысельхозугодий и использования в несельскохозяйственных целях.
В результате катастрофы на Чернобыльской АЭС радиоактивномузагрязнению подверглись 1,3 млн. га сельскохозяйственных и 1,6млн га лесныхземель. По состоянию на 1января 2003 г. к радиационно опасным землям относилось248,9тыс.га. Практически все радионуклиды находятся в верхнем корнеобитаемомслое почвы и будут доступны растениям в длительной перспективе вследствиепродолжительного пери ода полураспада и малой.
Таблица 1 Динамика структуры земельного фонда Беларуси за1990-2008 гг… %Вид земель 1990 2000 2005 2008 Сельскохозяйственныевсего 45.6 44.7 43.4 43,2 В том числе: пахотные 29,3 29.8 26.7 26,6 сенокосы и пастбища 15,1 14.3 15.8 15,9 Лесные 39,6 40,5 42,8 43,4 Болота 4,6 4,6 4,3 4,3 Под водой 2,3 2,3 2,3 2,3 Застроенные 3,4 4,3 4,0 4,2 Прочие 4,5 3,8 3,1 2,7
Вместе с тем в результате проведения защитных мер и сниженияподвижности цезия,137 уменьшилась его доступность для растений запослеаварийный период примерно в 10–12 раз, что привело к возврату частизагрязненных земель в сельхозоборот. К 2020 г. ожидается снижение площадирадиоактивно загрязненных земель до 30тыс. км2 (15% общей территории) противсовременных 43,5 тыс. км2 (21%).
К 2020 г. ожидается дальнейшее сохранение тенденции сокращенияплощадей сельскохозяйственных земель в результате перепрофилирования около 10%сельхозугодий, продолжающихся отводов для несельскохозяйственных целей иуменьшения объемов мелиорации. Перепрофилированию подлежат, в первую очередь,земли, загрязненные радионуклидами, эродированные, мелкозалежные осушенныеторфяники. При этом следует продолжить практику госрегулирования измененияцелевого назначения и характера использования сельхозземель.
Актуальной для Беларуси является проблема сохранения ландшафтногои биологического разнообразия. Исходные ландшафты страны в значительной степенипреобразованы, к трансформированным относят около 45 % их общей площади.Наибольшие изменения природных ландшафтов произошли на урбанизированныхтерриториях, в местах добычи полезных ископаемых, при проведении строительныхработ, в результате мелиорации. Техногенная деградация ландшафтов являетсяследствием неполного извлечения полезного продукта при добыче минеральногосырья, некомплексной его переработки, что ведет к скоплению огромных массотходов так называемой пустой породы, концентрации вредных веществ сверхдопустимых норм в почве, водоемах, воздухе.
Образование и накопление отходов производства и потребления ведетк ослаблению экологического потенциала страны и представляет реальную угрозуздоровью людей. На территории Беларуси ежегодно образуется около 28 млн тотходов производства и производственного потребления. Из них утилизируется13—15 %. Основная часть неиспользованных промышленных отходов (95,8 %)вывозится на полигоны и шлаконакопители предприятий, остальные — на полигонытвердых бытовых отходов (3,3 %) и оставлены на территории предприятий (0,5 %).
В Беларуси продолжается тенденция роста образования отходовпроизводства. Их объем составил 39,8 млн т. Основной объем в образованиеотходов производства продолжало принадлежать РУП «Беларуськалий», на долюкоторого пришлось 70% от всего их объема.
В составе отходов выделяется категория токсичных, которыепредставляют наибольшую угрозу загрязнения окружающей среды. По отношению кданной категории прослеживается та же тенденция динамики, что и для отходов вцелом. С течением времени их количество увеличивается.
Основным источником образования токсичных отходов являетсяпромышленность. Сравнение динамики промышленного производства и образованиятоксичных отходов за период 2000-2008 гг. показывает, что темпы роста последнихбыли значительно выше. Их ежегодное увеличение в среднем в 4 раза превышалоприрост промышленной продукции.
При размещении отходов из экологических систем изымаютсязначительные территории. Общая площадь земель, занятых под полигонами длязахоронения отходов, составляет почти 3 тыс. га, из которых 1,3 тыс. гаприходится на солеотвалы и шламохранилища ПО «Беларуськалий».
Приоритетными направлениями государственной политики в областиуправления отходами являются: сокращение объемов отходов путем внедренияресурсосберегающих и малоотходных технологий; повышение уровня их переработки;экологобезопасное размещение; организация в городах системы раздельного(селективного) сбора отходов.
Фактором, обусловливающим стабилизацию экологического потенциаластраны, является сохранение и устойчивое использование биологическогоразнообразия, которое включает не только совокупность форм жизни, но исочетание биотических сообществ в наземных, почвенных, водных и других средахобитания. Республика Беларусь в 1992 г. подписала Конвенцию о биологическомразнообразии; для исполнения принятых международных обязательств былиразработаны Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивомуиспользованию биологического разнообразия страны (1997г.).
Биологическое разнообразие в Беларуси имеет большую национальную имеждународную значимость, что определяется географическим положением нашейстраны на стыке западноевропейской и восточноевропейской зон, наличиемразличных уникальных экосистем, в которых сохраняется ценнейший генетическийфонд. Растительный мир включает до 11,5 тыс. видов, среди них около 1700 видоввысших сосудистых растений, более 450 — мохообразных, 460 — лишайников, 2200видов, разновидностей и форм водорослей; насчитывается также свыше 700 видовгрибов. Многие виды в составе местной флоры перспективны в хозяйственномиспользовании и составляют часть природных ресурсов. Наибольшее значение имеютлекарственные и эфиромасличные, пищевые (ягодные, плодовые), технические идекоративные, а также кормовые растения.
В сохранении биологического разнообразия главенствующая рольпринадлежит особо охраняемым природным территориям. Это участки земли и частиводного пространства, в том числе природные комплексы, имеющие особоеэкологическое, научное, культурное, эстетическое, историческое значение, вотношении которых установлен особый режим охраны и использования. Согласнозаконодательству Республики Беларусь, к таковым относятся: государственныезаповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, а также животныеи растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу РеспубликиБеларусь. Все объекты, подлежащие охране, объединены в единую систему свключением особо охраняемых территорий, природно-миграционных коридоров,которые их соединяют, водоохранных зон вдоль рек и озер, санитарно-охранных зонвокруг крупных городов. Это своего рода природный каркас экологической охраны истабильности биологического разнообразия.
В состав других особо охраняемых объектов входят памятникисадово-паркового искусства, ботанические реликвии, геологические памятникиприроды, ценные насаждения, редкие и вековые деревья. Объектыприродно-заповедного фонда Беларуси в целом занимают площадь более 1,5 млн га(7,6 % общей территории страны).
Прогнозируется дальнейшее развитие особо охраняемых территорий вцелях выполнения ряда международных конвенций, создания оптимальноготерриториального соотношения между нарушенными и естественными ландшафтами,необходимости обеспечения гарантированных условий для сохранения генофондарастений и животных, расширения зон рекреации для населения. Проектируетсясоздание новых государственных заповедников, национальных парков, заказников. Витоге природно-заповедный фонд Беларуси к 2010 г. увеличится до 2,2 млн га(10,7 % ее территории).
Сохранение и стабилизация экологического потенциала странытеснейшим образом связаны с реализацией идеи устойчивого развития. Понятие«устойчивое развитие» вошло в научный обиход мирового сообщества в 1987 г. современи опубликования доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитиюпри ООН (Комиссия Г.Х. Брундланд) «Наше общее будущее», в котором ярко показананевозможность решать крупные экологические проблемы вне их связи с социальными,экономическими и политическими. В докладе под устойчивым развитием понимаетсятакая модель социально-экономического развития, при которой удовлетворениежизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без нанесенияущерба будущим поколениям.
Устойчивое развитие предполагает эволюцию экономики, решениесоциальных проблем, сохранение высокого качества окружающей среды, обеспечениемеждународной безопасности. Это глобальная стратегия, поэтому успех еереализации определяется не отдельной страной, а планетой в целом.
Концепция устойчивого развития была принята в качестве официальнойпозиции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) на основе общего согласия, достигнутогоглавами государств и представителями правительств 179 стран. В Повестке дня на XXI век — программевсемирного сотрудничества, направленной на гармоничное достижение таких взаимосвязанныхцелей, как высокое качество окружающей среды и создание здоровой экономики длявсех народов мира, даны рекомендации и сформулированы принципы разработки иреализации стратегий развития мирового сообщества и национальных стратегийустойчивого развития отдельных стран.
Республика Беларусь одной из первых среди государств мираосуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР — 1997г.). В ней определена модель устойчивого развития страны, оценены еенациональные ресурсы и социально-экономический потенциал, механизмы и средствареализации устойчивого развития.
Большое внимание в НСУР уделено вопросам интеграции проблем охраныокружающей среды и экономического развития. Одним из важнейших компонентов ипринципов устойчивого развития рассматривается экологический императив(безусловный принцип поведения). Он предполагает повышение роли экологическойполитики государства, обусловленной взаимозависимостью экономическогоблагосостояния и экологического благополучия общества. Экологическую политикучасто определяют как своеобразный свод правил по созданию согласованной системыуправленческих решений в сфере природопользования, сохранения и развитияэкологического потенциала страны.
Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании ипрограммах социально-экономического развития Республики Беларусь» (1998 г.)НСУР включена в систему государственных прогнозов социально-экономическогоразвития страны. Она разрабатывается один раз в 5 лет на 15-летний период задва года до начала прогнозируемого периода.
В настоящее время принята Национальная стратегия устойчивогосоциально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.Важнейшими принципами экологической политики определены:
— поддержка целостности экологических систем посредствомэффективного правления экологическим потенциалом страны;
— снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (впроцессе ее роста);
— защита окружающей среды как неотъемлемой части процессаразвития;
— социальное и экологическое взаимодействие для повышения качестважизни;
— расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальнойэкологической взаимозависимости.
Проводимая внастоящее время экологическая политика предусматривает снижение негативноговоздействия на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния наоснове последовательного осуществления структурной перестройки экономики,совершенствования технологического уровня производства, включающегоресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий ипроизводств, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ вокружающую среду, утилизацию и переработку отходов, а также сохранениебиоразнообразия, расширение сети особо охраняемых территорий.
РеспубликаБеларусь осуществляет разностороннее международное сотрудничество по вопросамокружающей среды и природопользования, участвует в работе межправительственныхорганизаций и органов, выполняет свои обязательства по международнымконвенциям, протоколам и соглашениям.
В системеНациональной сертификации Республики Беларусь создана и действует подсистемаэкологической сертификации. Осуществляется сертификация систем управленияохраной окружающей среды на предприятиях страны на соответствие международнымстандартам ИСО серии 14000, что является предпосылкой для вхождения Беларуси вВТО, а также важным шагом в расширении зарубежных рынков сбыта отечественнойпродукции.
Стратегическимицелями экологической политики Республики Беларусь являются: создание благоприятнойокружающей среды; улучшение условий проживания и здоровья населения;обеспечение экологической безопасности.
Длядостижения этих целей необходимо решить комплекс задач, главными из которыхявляются:
— преодолениенегативных явлений деэкологизации хозяйственной деятельности, восстановление нарушенныхприродных экосистем;
— обеспечениеэффективного неистощительного природопользования;
— дальнейшаяэкологическая ориентация развития общества, предусматривающая взаимосвязьэкологической, экономической и социальной составляющих устойчивого развитиягосударства;
— внедрениеосновных положений стратегической экологической оценки прогнозов и программ,нормативных актов, проведение экспертной оценки воздействия на окружающую средупроектных решений;
— обеспечениеравного доступа к природным ресурсам для юридических и физических лиц;
— выполнениеобязательств по международным соглашениям в области охраны окружающей среды ирационального природопользования.
Решениеуказанных задач должно базироваться на следующих основных принципах:
— платность природопользованияи возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия наокружающую среду («загрязнитель платит»);
— соблюдениеи обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду;
— единствоэкологических, экономических и социальных интересов граждан, общества игосударства;
— неотвратимостьправовой и экономической ответственности за экологически опасное,нерациональное и неэффективное использование природных ресурсов;
— открытостьэкологической информации и участие общественности в принятии решений в областиприродопользования и охраны окружающей среды;
— ответственностьза нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды.
Представительствонекоммерческой корпорации «ISAR, Inc»(США) в Республике Беларусь работаетв г. Минске с 2000г на основе регистрационного разрешения, выданного МИДБеларуси.
Получивфинансовую поддержку от Агентства по Международному Развитию USAID (США)представительство корпорации «ISAR, Inc»(США) в Беларуси инициировалов 2000г программу малых грантов для НГО «Сбереги росы белые» длярешения проблем в области охраны окружающей среды. В рамках программы былопроведено шесть круглых столов во всех областях Беларуси (Минск, Барановичи,Гомель, Гродно, Витебск, Могилев), на которых обсуждались экологическиепроблемы регионов и возможности участия общественных организаций в их решении.В результате широкого информирования в конкурсе малых грантов приняло участиеболее 80 зарегистрированных общественных объединений, заявки которые были рассмотреныСоветом независимых экспертов. На основе решений Совета было реализовано 32проекта НГО, представляющих все области республики.
Участникизаключительной встречи грантеров программы констатировали успешность программы,рост активности общественных организаций в решении экологических проблем,постепенное налаживание диалога с другими секторами общества.
В сентябре2001 года ISAR смог продолжить свою деятельность по поддержке экологическихобщественных инициатив в Республике Беларусь благодаря финансовой поддержкеФонда «Евразия» (США).
В настоящеевремя при административном управлении Министерства природных ресурсов и охраныокружающей среды Республики Беларусь реализуются следующие проектымеждународной технической помощи:
— «Расширениевозможностей решения проблем охраны окружающей среды в Республике Беларусьпутем реализации Программы малых грантов ПРООН/ГЭФ»
Донор:ПРООН/ГЭФ
Срокиреализации: 2006-2010
Цели проекта:
• Разработкастратегии и политики устойчивого развития, их принятие и реализация
• Разработкасбалансированного учета экономических, социальных и экологических проблем
• Оказаниеподдержки местным общественным инициативам, способствующим защитебиологического разнообразия, уменьшению негативного влияния изменения климата,охране международных водотоков, борьбе с деградацией земель и уменьшениювлияния стойких органических загрязнителей на окружающую среду и здоровьечеловека
«Укреплениеинституциональной и законодательной базы в целях внедрения системы комплексныхэкологических разрешений в Республике Беларусь»
Донор:Всемирный банк
Срокиреализации: 2007-2010
Цели проекта:
• Содействиеформированию законодательной и институциональной базы для внедрения системыкомплексных экологических разрешений в Республике Беларусь
•Способствование путем внедрения комплексных экологических разрешений сокращениювыбросов и уменьшению масштабов загрязнения окружающей среды со стороныпромышленных предприятий
«Созданиеусловий для устойчивого функционирования системы охраняемых водно-болотныхугодий в белорусском Полесье (повышение эффективности их управления исовершенствование практики землепользования)»
Донор:ПРООН/ГЭФ
Срокиреализации: 2006-2011
Цели проекта:
• Повышениепотенциала Республики Беларусь по сохранению биоразнообразия водно-болотныхугодий в рамках национальной сети особо охраняемых природных территорий за счетповышения эффективности управления заказниками и включения вопросов сохранениябиоразнообразия в практику ведения сельского и лесного хозяйства,противопаводковую защиту
• Укреплениеустойчивости системы охраняемых водно-болотных территорий путем повышенияэффективности их управления и приведения землепользования на охраняемыхтерриториях в соответствие с целями, направленными на сохранениебиоразнообразия
«Построениепотенциала в области Стратегической экологической оценки и в области реализацииприродоохранных конвенций в Республике Беларусь»
Донор:Программа ТАСИС/ПРООН
Срокиреализации: 2008-2011
Цели проекта:
• Содействиеулучшению процесса принятия решений и учета аспектов охраны окружающей среды ирационального природопользования при стратегическом планировании через созданиенационального потенциала для успешного применения стратегической экологическойоценки (СЭО) в Республике Беларусь
• Разработкапредложений по нормативно-правовой базе для внедрения СЭО, содействие повышениюэкспертного и научного потенциала по внедрению СЭО, а также повышению уровняинформированности заинтересованных сторон о преимуществах применения СЭО иразвитию диалога общественности и государственных органов по вопросам охраныокружающей среды
«Повышениеэкологической информированности молодежи через учреждение и развитие «Зеленыхшкол» в Беларуси»
Донор:Программа ТАСИС/ПРООН
Срокиреализации: 2010-2011
Цели проекта:
• Учреждениеэкологических центров для детей («Зеленых школ») на двух особо-охраняемыхприродных территориях в целях повышения информированности молодежи в областибережного отношения к природе
• Введениесистемы экологического мониторинга для средних школ и молодежных лесных клубов,а также подготовка основных методологических и информационных материалов дляведения экологического мониторинга на базе школ.
«Управлениеводными ресурсами в западном секторе стран Восточной Европы, Кавказа иЦентральной Азии»
Донор:Еврокомиссия
Срокиреализации: 2009-2011
Цели проекта:
• Укреплениемежгосударственного сотрудничества в области интегрированного управленияводными ресурсами, особенно в части обмена информацией, а также определениемероприятий по обеспечению интегрированного управления водными ресурсами сцелью обеспечения их рационального использования и охраны на примеретрансграничных водных объектов
•Совершенствование системы оценки качества поверхностных вод и системынормирования сбросов сточных вод в водные объекты
• Разработкарекомендаций по гармонизации правовой базы системы управления водными ресурсамис требованиями Евросоюза

3 Практическоезадание
Задание 8
Модель экономики описана системой уравнений:
С = 1000 + 0,6Y,
G = 1200 — 0,1 Y;
I = 1100;
Т = 800 + 0,2Y; Xn = 300 + 0,1Y.
Найдитеравновесный объем производства. Какой разрыв будет в экономике, еслипотенциальный объем производства равен 4500 р.?
Решение:
Представленнаямодель экономики является открытой.
Функцияспроса имеет вид: AD=C+I+G+Xn
Функцияпредложения имеет вид: AS=Y
Экономиканаходится в равновесном состоянии когда AS=AD.
Основноемакроэкономическое тождество имеет вид: Y= C+I+G+Xn.
На основанииэтой формулы рассчитаем равновесный объем производства. При этом из функцииспроса необходимо вычесть налоги T, так как они уменьшают объем спроса.
Y=1000+ 0,6Y+1100+1200 — 0,1 Y+300 + 0,1Y-800 — 0,2Y;
Y=2800+0,4Y;
0,6Y=2800;
Y=4667р.
Разрыв вэкономике таким образом составит 4500-4667=-167р.
Такой разрыввозможен в случае если реальный объем производства уже находится на уровнепотенциального, а изменяется только номинальный за счет уровня цен и заработнойплаты.
Ответ: объем производстваравен 4667р., разрыв в экономике — 167р.

Списоклитературы
1 Киселева Е.А. Макроэкономика: Курс Лекций. –М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 352 с.
2 Национальная стратегия устойчивогосоциально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г./Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь; Редколлегия:Я.М. Александрович и др. — Мн.: Юнипак. — 200 с.
3 Национальная экономика Беларуси: Потенциалы.Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления:Учеб.пособие / Под общ.ред.В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 431 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.