Реферат по предмету "Финансы"


Финансы хозяйствующих субъектов в системе финансов государства

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Институт Сервиса (филиал РГУТиС)

Финансы и кредит (080105)


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Финансы предприятий»

на тему: «ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЬЕКТОВ

В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВА»


Выполнила: студентка очной формы обучения

Проверил преподаватель:

Белохвостова Н. В.


Москва 2009

Содержание


Введение

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ …………………………………………...…стр.5

Содержание и функции финансов хозяйствующих субъектов………….…… стр. 5

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов………………………… стр. 14

Особенности организации хозяйствующих субъектов…………………..….стр. 18


АНАЛИЗ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУБЪЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………………………………………………… стр.21

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами РФ……………….стр.21

Анализ доходов и расходов государственного бюджета РФ в 2008-2009гг.… стр.23

Анализ финансов хозяйствующего субъекта в системе финансов государства на примере компании ООО «Стройсервис»……………………………..…..……стр. 26

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Финансы хозяйствующих субъектов являются основой единой системы финансов государства. Это определяется тем, что они непосредственно обслуживают процесс создания и распределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в народнохозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества. От того, в каком состояние находятся финансы предприятий различных форм собственности, зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Все изменения в финансах хозяйствующих субъектов связаны с изменениями в финансовой системе государства. Финансы предприятий играют важную роль не только в финансовой системе, но и в целом в обеспечении ее эффективного экономического и социального развития. Эта роль проявляется в том, что финансовые ресурсы, концентрируемые государством и используемые им для финансирования различных общественных потребностей, в основном формируются за счет финансов предприятий и организаций.

Финансы хозяйствующих субъектов могут служить главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление. Финансы хозяйствующих субъектов используются для регулирования отраслевых пропорции в рыночной экономике, способствуют ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий. Велика роль финансов хозяйствующих субъектов, а обеспечении нормального состояния экономики и общественной жизни, так как в силу своей специфической особенности они осуществляют процесс распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, уровне производственных коллективов.

Непосредственная связь финансов хозяйствующих субъектов со всеми фазами воспроизводственного процесса обусловливает их высокую потенциальную активность и широкую возможность воздействия на все стороны хозяйствования. Поэтому актуальность изучения темы организации финансов хозяйствующих субъектов определяется тем, что финансы предприятий и организаций являются важным инструментом экономического стимулирования, контроля за экономикой страны и управления ею.

Целью данной работы является изучение сущности и особенности функционирования финансов хозяйствующих субъектов.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить содержание и функции финансов хозяйствующих субъектов;

2) рассмотреть особенности формирования использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов;

3) определить особенности организации финансов хозяйствующих субъектов.

Теоретической и методологической основой дипломной работы являются труды проф. М.В.Романовского, проф. О.В.Врублевской и А. М. Ковалевой, а также законы Российской Федерации.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

1.1. Содержание и функции финансов хозяйствующих субъектов

Существование финансов хозяйствующих субъектов связано с наличием товарно-денежных отношений. Реализация продукции и услуг осуществляется путем купли и продажи за деньги по ценам, отражающим стоимость товара. Но сами деньги не являются финансами. Это особый товар, посредством которого определяется и выражается стоимость всех остальных товаров и происходит их обращение. Финансы – это экономические отношения, осуществляемые посредством оборота денег, т.е. денежных отношений.

Необходимым условием возникновения финансовых отношений является движение стоимости в процессе создания, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода и национального богатства.

Финансы хозяйствующих субъектов – относительно самостоятельная сфера системны финансов государства, охватывающая круг денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий на основе управления их денежными потоками.
Общественное значение финансов хозяйствующих субъектов заключаются в следующем:
Финансовые ресурсы, концентрируемые государством и используемые им для финансирования различных общественных потребностей, формируются в основном за счет финансов предприятий

Финансы предприятий формируют финансовый базис обеспечения непрерывности производственного процесса, направленного на удовлетворение спроса в товарах и услугах

Реализуются задачи социального развития общества за счет формирования ресурсов на нужды потребления

Осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление

Используются финансы организаций для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике

Финансы организаций позволяют использовать денежные накопления домашних хозяйств путем предоставления им возможностей инвестировать и в доходные финансовые инструменты, эмитируемые отдельными из них.
Роль финансов в деятельности хозяйствующих субъектов определяется следующим:
Обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т.е. смена форм стоимости. В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости превращается в товарную, после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме (в форме выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг).

Распределение выручки от реализации в фонд возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления, фонд оплаты труда и чистый доход, выступающий в форме прибыли.

Перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет и прибыль, оставляемую в распоряжении предприятия на производственное и социальное развитие.

Использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на формирование фондов потребления, накопления, резервного фонда и др.

Контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т.е. за состоянием платежеспособности, финансовой независимости предприятия от внешних источников финансирования.

Финансовые отношения, определяющие содержание категории финансов хозяйствующих субъектов, возникают:

Между хозяйствующим субъектом и его учредителями в момент формирования уставного капитала по поводу его эффективного использования, выплаты дивидендов и процентов.

Между предприятиями и организациями в процессе производства и реализации продукции.

Между хозяйствующим субъектом и бюджетом по всем видам платежей в бюджет.

Между хозяйствующим субъектом и финансовой системой государства при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов, в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Между хозяйствующим субъектом и его работниками, возникающие в процессе образования и распределения денежных доходов предприятия.

Между хозяйствующим субъектом и банком при уплате процентов за кредиты, оказании других банковских услуг.

В процессе инвестирования средств в акции и облигации других хозяйствующих субъектов, получения по ним дивидендов и процентов.

Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями включают отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, предприятиями, организациями и фирмами иностранных государств. Это – самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности.

Финансовые отношения внутри предприятия охватывают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д. отношения с рабочими и служащими. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств.

Отношения с финансово-кредитной системой многообразны. Прежде всего, это отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений. Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия.

Финансовые отношения с банками строятся как в части организации безналичных расчетов, так и при получении и погашении краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятия.

В настоящее время в рыночных условиях проявляются и новые формы финансов предприятий. Например, финансовые отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятий, возникающие в связи с приостановлением его текущих платежей.

Денежные фонды предприятия в большинстве своем отражаются в его балансе. Актив – это имущество предприятия, пассив – те денежные средства, за счет которых сформировано это имущество.

Функции финансов предприятий реализуются на микроэкономическом уровне, они непосредственно связаны с формированием и использование капитала и денежных фондов предприятий в условия их экономического обособления и удовлетворением частных благ на возмездной эквивалентной основе.

На сегодня нет единства мнений в количестве и содержании функций финансов предприятия. Однако в большинстве своем экономисты выделяют следующие из них:

Обеспечивающую – заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей хозяйственной деятельности фирмы и реализации стратегических целей ее развития. Здесь следует отметить, что именно финансы в определенном смысле позволяют и заставляют предприятие в своей деятельности пользоваться средствами из разных источников, в том числе кредитами банков, займами, привлеченными средствами в целях формирования необходимого для ведения предпринимательской деятельности объема ресурсов.

Распределительную – тесно связана с обеспечивающей функцией, проявляется через распределение и перераспределение общей суммы сформированных финансовых ресурсов предприятия, через формирование фондов денежных средств, определение основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, через обеспечение оптимального сочетания интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и государства в целом.

Контрольную – предполагает осуществление финансового контроля за результатами производственно-хозяйственной деятельности организаций, а также за процессом формирования, распределения и использования их финансовых ресурсов. С помощью ее осуществляется контроль за формированием собственного капитала предприятия, формированием и целевым использованием денежных фондов, за изменениями финансовых показателей. Реализация этой функции на практике связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также соответствующих финансовых показателей, на основе которых разрабатывать необходимые меры для повышения эффективности всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Принципы организации финансов предприятий должны обеспечивать принятие эффективных стратегических и тактических финансовых решений. На их основе разрабатывается финансовая политика предприятия, т.е. формирование собственного и заемного капитала, вложений в активы, способов увеличения имущества и объемов продаж, формирования и использования прибыли, оптимизации денежных потоков.

Современная организация финансов предприятия строится на соблюдении следующих принципов:

Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что независимо от организационно-правовой формы хозяйствования предприятие самостоятельно определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств в целях извлечения прибыли. Права организаций в современных условиях в области коммерческой и инвестиционной деятельности существенно расширены. Так, предприятия самостоятельно осуществляют планирование своей деятельности, определяют объемы производства, номенклатуру выпускаемой продукции, направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли, самостоятельно устанавливают цены реализуемой продукции, определяют размер и структуру активов и пассивов и др.

Между тем в условиях рыночной экономики значительная часть финансовых отношений предприятий регулируется государством. Это величина и порядок формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм, порядок размещения и выкупа акций, приватизация, ликвидация, банкротство, некоторые нормативы формирования и распределения финансовых ресурсов, варианты учетной политики и др.

Принцип самоокупаемости предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование предприятия, должны окупиться, т.е. покрыть понесенные затраты и обеспечить доход, соответствующий минимальному уровню рентабельности.

Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществление воспроизводства основных фондов и оборотных средств. При этом инвестирование средств в развитие производства может осуществляться как за счет собственных средств, так и за счет банковских и коммерческих кредитов.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности предприятий за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы. Сами же формы организации материальной ответственности могут быть различными, но основными являются индивидуальная и коллективная.

Индивидуальная материальная ответственность предполагает заключение договора конкретного материально ответственного лица с руководством предприятия, согласно которому это лицо несет ответственность за любую недостачу ценностей. Перечень материально ответственных лиц определяется самим предприятием.

Коллективная материальная ответственность предполагает ответственность не конкретного лица, а коллектива.

Так, предприятие несет материальную ответственность в форме уплаты пеней, штрафов, неустоек за нарушение договоров на поставку продукции, нарушение расчетной дисциплины, несвоевременную уплату платежей в бюджет и взносов в государственные внебюджетные фонды, нарушение кредитных договоров и др.

Принцип заинтересованности в результатах деятельности (финансового стимулирования)

Реализуется через установление мер поощрения и наказания с целью повышения эффективности работы как предприятия в целом, так и его подразделений, отдельных работников.

Само предприятие, его работники, государство, акционеры заинтересованы в получении прибыли. Для этого работники должны быть обеспечены достойной оплатой труда за счет фонда оплаты труда и части прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, вознаграждений за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а акционеры получать дивиденды, держатели облигаций – проценты.

Для предприятия это принцип реализуется через стимулирование его инвестиционной деятельности, через проведение государственной оптимальной налоговой политики. Интересы государства при этом обеспечиваются путем увеличения поступлений в бюджеты всех уровней соответствующих сумм налоговых платежей.

Принцип плановости предполагает необходимость формирования системы финансового планирования, встраивание ее в общую систему управления предприятием. Необходимость финансового планирования обусловлена тем, что в условиях рынка предприятие может существовать только при стабильном получении прибыли, что, в свою очередь, предполагает планирование самой возможности ее получения и подтверждение этой возможности с помощью различных плановых ориентиров и показателей.

Наиболее полно данный принцип реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования) и контроля.

Принцип обеспечения финансовых резервов связан с необходимостью их формирования для обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая всегда сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры.

Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли. Следует отметить: денежные средства, направляемые в резервные фонды, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости легко могли быть превращены в наличный капитал.

Принцип финансового контроля означает необходимость периодически контролировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

Общегосударственный контроль проводят органы государственной власти и управления.

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы организаций: финансовый отдели или департамент, бухгалтерия, ревизионная комиссия. В их функции входят проверка производственной и хозяйственной деятельности самого предприятия и его структурных подразделений. Основная задача данного вида – это внутренний аудит, проверки по поручению руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводится непрерывно, и охватывать все участки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, носить предметный характер и быть результативным.

Кроме того, внутрифирменный контроль реализуется через создание так называемых центров ответственности. Под центром ответственности понимается структурное подразделение предприятия, которое контролирует отдельные аспекты финансово-хозяйственной деятельности, а его руководство наделено соответствующими ресурсами и полномочиями для выполнения доведенных плановых финансовых показателей. В рамках предприятия можно выделить несколько типов центров ответственности: центр затрат, центр доходов, центр прибыли, центр инвестиций.


1.2. Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов

Финансовые ресурсы предприятий – это денежные средства и поступления, которые находятся в распоряжении предприятий, предназначены для осуществления ими своих финансовых обязательств и осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию.

Потенциально финансовые ресурсы формируются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой на готовый продукт. Но именно потенциально, поскольку работники материальной сферы производят не финансовые ресурсы, а продукты труда в натуральной форме.

Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от продажи товаров выделяются отдельные элементы стоимости (фонды возмещения, оплаты труда и прибыль). Не случайно прибыль, хотя и создается на стадии производства, но количественно формируется в процессе стоимостного распределения.

Финансовые ресурсы являются источником образования целевых денежных фондов предприятий (потребления, накопления и резервного).

По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на три группы:

Финансовые ресурсы, образованные за счет собственных средств (прибыль от основной деятельности, от реализации выбывшего имущества, от внереализационных операций, амортизации, устойчивых пассивов, дополнительных паевых и иных взносов, эмиссионного дохода, резервных фондов и др.).

Финансовые ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке (средства от выпуска и продажи собственных ценных бумаг, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, кредиты банков и займы юридических и физических лиц, доходы по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами и др.)

Финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения, средства, поступающие от концернов, ассоциаций, бюджетные субсидии и т.п.).

Использование финансовых ресурсов предприятий осуществляется по следующим основным направлениям:

Финансирование затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

Финансирование инвестиционной деятельности предприятия (реальные и финансовые инвестиции)

Платежи в бюджет и внебюджетные фонды

Погашение кредитов и займов

Финансирование благотворительной деятельности и др.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах и эффективное их использование во многом предопределяет финансовое благополучие предприятия, финансовую устойчивость, платежеспособности и ликвидность баланса. Размер этих ресурсов и эффективность их использования в текущем периоде и на перспективу определяется в процессе финансового планирования.

Формирование и использование финансовых ресурсов опосредуется денежными потоками (разница между всеми поступившими и выплаченными предприятием денежными средствами за конкретный период) по трем видам деятельности предприятия: текущей, инвестиционной, финансовой.

Текущая деятельность – это деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности. Предполагает движение денежных средств, связанных с получением выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) и запасов производственно-материальных ресурсов, получением авансов, арендной платы, уплатой по счетам поставщиков, выплатой заработной платы, дивидендов, расчетами по налогам и сборам, оплатой и получением неустоек, залогов.

Инвестиционная деятельность – это деятельности организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; осуществлением собственного строительства, расходов на НИОКР; с осуществлением финансовых вложений, приобретением ценных бумаг других организаций, предоставлением другим организациям займов и др. предполагает движение денежных средств, связанных с капиталовложениями, осуществлением финансовых вложений, с приобретением дочерних организаций, а также с продажей объектов основных средств и иных внеоборотных активов, с продажей ценных бумаг и иных финансовых вложений, получением дивидендов и др.

Финансовая деятельность – движение денежных средств, связанных с поступлением от эмиссии акций и иных долевых бумаг; с поступлениями от займов и кредитов, предоставленных другими организациями, а также с погашением займов и кредитов (не включая проценты), погашением обязательств по финансовой аренде и др.

Финансовые ресурсы являются источником для образования денежных фондов предприятий.

Денежный фонд – обособившаяся часть денежных средств хозяйствующего субъекта, получившая целевое назначение и относительно самостоятельное функционирование.

Через формирование денежных доходов и фондов предприятия осуществляется не только обеспечение хозяйственной деятельности предприятия необходимыми денежными средствами, но и финансируется расширенное воспроизводство, научно-технический прогресс, освоение и внедрение новой техники, экономическое стимулирование.

Денежные фонды предприятий условно можно разбить на пять групп:

Фонды собственных средств. Представлены такими источниками денежных средств, имеющих характер фондов, как уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль, прочие источники. Эта группа средств играет решающую роль в деятельности предприятий. Требования по объему этих средств и их организации достаточно однозначны.

Фонды заемных средств. Представлены такими источниками денежных средств, как кредиты банков, займы юридических и физических лиц, коммерческий кредит, факторинг, лизинг, кредиторская задолженность и прочие источники. В условиях рынка ни одно предприятие не может обойтись без заемных средств, которые условиях правильного подхода к формированию заемных источников и структуры капитала в целом только способствуют повышению эффективности производства без дополнительных вложений собственного капитала.

Фоны привлеченных средств. Представлены фондами потребления, расчетами по дивидендам, доходам будущих периодов, резервами предстоящих расходов и платежей. Эти фонды носят двойственный характер, поскольку, с одной стороны, вовлечены в оборот предприятия и отражаются в составе краткосрочных обязательств, с другой – порядок и источники их формирования позволяют отнести их к собственными источникам финансирования.

Фонды смешанных источников. Представлены денежными фондами, образованными из источников смешанного характера. Это инвестиционный и валютный фонды, фонд оборотных средств и др. Инвестиционный фонд предназначен для развития производства (формируется из амортизационный отчислений (фонда), фонда накопления, заемных и привлеченных источников); валютный – формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций и покупающих валюту для осуществления импортных операций. Самостоятельного целевого значения в отличие от инвестиционного фонда не имеет.

Оперативные денежные фонды. Представлены денежными фондами предприятия, создающимися им периодически. Это фонды для выплаты заработной платы и дивидендов, для платежей в бюджет и внебюджетные фонды, для погашения кредитов и займов и др.


1.3. Особенности организации финансов хозяйствующих субъектов

Финансы организаций можно классифицировать по различным признакам, отражающим влияние на их организацию организационно-правой формы, отраслевой принадлежности, отношения с субъектом права собственности, размеров и цели деятельности.

По организационно-правовым формам различают финансы: открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, полных товариществ, товариществ на вере, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий, некоммерческих организаций. В практической деятельности очень важно учитывать особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм, ибо игнорирование данного обстоятельства может привести к конфликтам между собственниками, управляющими и работниками.

По отраслевой принадлежности различают финансы: промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, транспортных организаций, торговых организаций, научно-исследовательских, конструкторских, проектных организаций, строительных, монтажных, строительно-монтажных организаций и др. При этом финансы промышленных предприятий занимают ведущее место в общей системе финансов предприятий. Это определяется тем, что они обслуживают такую отрасль народного хозяйства, в которой создается большая часть совокупного общественного продукта, национального дохода и денежных накоплений. Однако финансы промышленных предприятий и организаций тесно связаны с финансами других отраслей экономики. Специфика организации финансов предприятий различной ведомственной и отраслевой принадлежности обусловлена технико-экономическими особенностями той или иной отрасли, сочетанием операций производственного и непроизводственного характера, использованием земли в качестве главного фактора производства, географией и природно-климатическими особенностями тех или иных отраслей экономики, характером продукции, работ, услуг, производимых в той или иной отрасли, и др.

В зависимости от субъектов права собственности различают финансы коммерческих организаций, имущество которых находится в собственности граждан и юридических лиц РФ, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан и в совместной собственности.

В зависимости от размеров предприятий различают финансы: малых предприятий, средних предприятий и крупных предприятий.

Все направления классификации оказывают влияние на организацию финансов предприятий, так как по-разному формируют затраты на производство и реализацию продукции, структуру активов и капитала, прибыль, длительность операционного и денежного циклов и другие аспекты деятельности предприятий.

В зависимости от цели деятельности различают финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Основной целью деятельностью коммерческих предприятий является извлечение прибыли. Целью некоммерческой организации не является извлечение прибыли. Некоммерческое предприятие создается с целью выполнения какой-либо общественной функции – оказание социальных услуг населению, реализация государственной политики в области управления и занятости и так далее.

Таким образом, изучив теоретические аспекты организации финансов хозяйствующих субъектов можно сделать следующие выводы:

1) Существование финансов хозяйствующих субъектов связано с наличием товарно-денежных отношений. Финансы хозяйствующих субъектов – относительно самостоятельная сфера системны финансов государства, охватывающая круг денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий на основе управления их денежными потоками. Функции финансов предприятий реализуются на микроэкономическом уровне, они непосредственно связаны с формированием и использование капитала и денежных фондов предприятий в условия их экономического обособления и удовлетворением частных благ на возмездной эквивалентной основе.

2) Финансовые ресурсы предприятий – это денежные средства и поступления, которые находятся в распоряжении предприятий, предназначены для осуществления ими своих финансовых обязательств и осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию.

3) Финансы организаций можно классифицировать по различным признакам, отражающим влияние на их организацию организационно-правой формы, отраслевой принадлежности, отношения с субъектом права собственности, размеров и цели деятельности.

II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУБЪЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами в РФ

Основные результаты финансовых отношений субъектов хозяйствования отражены в бюджете РФ.

Основная доходная часть государственного бюджета с точки зрения финансов формируется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов – налогов и является основой для формирования расходов субъектов хозяйствования, осуществляющих некоммерческую деятельность. Для субъектов хозяйствования, осуществляющих коммерческую деятельность государственный бюджет служит источником финансирования в ходе реализации государственных программ.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

доходы от реализации государственных запасов;

доходы от продажи земли и нематериальных активов;

поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

административные платежи и сборы;

штрафные санкции, возмещение ущерба;

доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.


2.2. Анализ доходов и расходов государственного бюджета

Федеральный бюджет 2008 года принят Государственной думой 19 ноября 2007 года.

Доходы бюджета - 5 046 138 млн. рублей

Расходы бюджета - 4 270 115 млн. рублей

Инфляция — 6,5-8,0%
Бюджет России 2009 года принят Государственной думой 24 ноября 2008 года.
Доходы бюджета — 7 421 228 млн. рублей

Расходы бюджета — 7 361 900 млн. рублей

Инфляция — 7,0-8,5%

Представляемые на данные федерального бюджета разработаны на базе перспективного финансового плана Российской Федерации на 2009-2011 годы.

Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008-2011 годы вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски. В таблице 1 приведены доходы и расходы федерального бюджета на 2009-2011 годы.
Таблица 1. Доходы и расходы федерального бюджета на 2008-2010 годы, млн. руб.

Наименование

2009

2010

2011

 Доходы бюджета

 7 421 228

8 035 220

10 320 314

 Расходы бюджета

 7 361 900

7 998 700

9 980 654



Из приведенной таблицы видно, что планируется рост доходов и расходов федерального бюджета, причем размер доходов превышает размер расходов, то есть имеет место бюджетный профицит.

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет субъектов РФ в январе-сентябре 2008 года (с учетом крупнейших налогоплательщиков, администрируемых на федеральном уровне).

В консолидированный бюджет субъектов РФ в отчетном периоде текущего года уплачено налогоплательщиками 117 429 млн.руб., что составило 100% поступлений за аналогичный период прошлого года. В том числе в сентябре 2008 года поступило 7 300 млн.руб., темп роста к поступлениям налогов и сборов за аналогичный период 2008 года 78,5%.

Структурный состав доходов бюджетов субъектов РФ в отчетном периоде: — налог на добычу полезных ископаемых  19%; налог на доходы физических лиц 26%; налог на прибыль организаций 40%; налог на имущество организаций 10%.

Темпы роста налоговых доходов консолидированного бюджета приведены в таблицы 2.

Таким образом, из данных таблицы видно, что наблюдается рост основных налоговых доходов, кроме налога на прибыль, который снизился на 14%.

Таблица 2. Темпы прироста налоговых доходов бюджета, млн. руб.

Налоги

Январь-сентябрь 2009г.

Январь-сентябрь 2008г.

Темп роста

Всего

117 429

117 462

100

Налог на прибыль организаций

46 939

54 848

86

НДФЛ

29 982

24 163

124

АКЦИЗЫ

2 371

1 471

161

НДПИ

22 747

24 240

94

Налог на имущество организаций

11 712

9 723

120

Остальные налоги

3 678

3 017

122



Исполнение федерального бюджета в первом полугодии 2009 года составило 41% к уточненной бюджетной росписи расходов на 2009 год, что выше, чем за аналогичный период прошлого года. Исполнение бюджета (в январе-июне) составило 41%, это больше, чем в прошлом году. Во многом это удалось благодаря стабильной работе министерств и ведомств. Благодаря поступлению дополнительных доходов многие регионы России смогли сократить задолженность за предыдущие годы, прежде всего по заработной плате, указал глава Минфина. По его словам, с дефицитом завершили исполнение бюджетов за первое полугодие только восемь субъектов Федерации.

Кассовое исполнение бюджета в первом полугодии 2009г. составило 41% от запланированной годовой росписи. Расходы на федеральном уровне за первое полугодие 2009г. увеличились на 40% по отношению к тому же периоду 2008г. Это больше, чем в прошлом году. Министерства во многом работают стабильно. В этот же период доходы субъектов РФ выросли на 39%, расходы — на 34%. Это позволило значительно сократить объем долговых обязательств регионов. При этом только 8 субъектов закончили первое полугодие с дефицитом местного бюджета.

2.3. Анализ взаимодействия финансов хозяйствующего субъекта в системе финансов государства на примере компании ООО «Стройсервис».

Основная доходная часть государственного бюджета с точки зрения финансов формируется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов – налогов. Государственный бюджет является основой для формирования расходов субъектов хозяйствования. Поэтому для того, чтобы дать характеристику взаимодействию системы финансов государства и финансов хозяйствующих субъектов необходимо провести анализ налогообложения предприятия. Проведем на примере компании ООО «Стройсервис». Компания «Стройсервис» занимается инвестиционной деятельностью. Фирма инвестирует собственные и привлеченные средства в строительство различных объектов недвижимости: жилые дома, офисные здания, объекты гаражного назначения. Основной целью ее деятельность является получение прибыли.

Фактические результаты деятельности ООО «Стройсервис» в 2008г. отражены в таблице 3.

Таблица 3.Результаты деятельности ООО «Стройсервис» в 2008году

Показатели хозяйственной деятельности предприятия

Сумма, млн. руб.

Выручка

1563380

В том числе:




Вознаграждение от посреднической деятельности

21150

Дивиденды по акциям

80320

НДС

260615,5

Затраты, всего

821690

В том числе:




ФОТ

171971,8

Отчисления в фонды социального страхования и обеспечения, всего:




Пенсионный фонд

48152,1

Фонд социального страхования

9286,5

Фонд медицинского страхования

6191

Фонд занятости

2579,6

Налог на пользователей автодорог

32569,1

Прибыль от реализации

481075

Операционные расходы:




Налог на имущество

1843,7

Налог на содержание ЖКС

19541,5

Сбор на нужды образования

1719,7

Сбор на содержание милиции

20,9

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности

457949,2

Внереализационные доходы

138770

Прибыль отчетного периода

596719,2







Расчеты на предприятии производились по ставке 30%. Таким образом налог на прибыль от основной деятельности составляет:

/>млн. руб.,

В системе налогообложения в РФ предусмотренные различные льготы.

Набор льгот для каждого предприятия строго индивидуален и зависит в значительной степени от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также реструктуризации деятельности организации. Значительные ограничения на использование льготного налогообложения накладывает часто жестко целевой характер использования средств полученных от их использования.
В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования будет использование льгот в сочетании с другими приемами, часто в большей степени организационными, чем финансовыми или бухгалтерскими.

В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды льгот:
-необлагаемый минимум объекта
— изъятия из обложения определенных элементов объекта
— освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков
— понижение налоговых ставок
— целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов)
— прочие налоговые льготы.
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
— финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
— малых форм предпринимательства;
— занятости инвалидов и пенсионеров;
— благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.

Исследуемое в работе предприятие ООО «Стройсервис» в отчетном периоде израсходовало на благотворительные цели, а точнее на ремонт Пионерской городской больницы 47 800 млн. руб. Эти средства, так как они перечислены учреждению здравоохранения, освобождаются от налога на прибыль на уровне 3%.

Также предприятием осуществлены капитальные вложения в собственное развитие в размере 298 000 млн. руб., то есть величина облагаемой налогом прибыли уменьшится на эту сумму.

Для расчета налога на прибыль с учетом льгот произведем уменьшение налогооблагаемой базы по основной ставке, которая первоначально равна 467 569,2 млн. руб.

Сумма, которая будет вычитаться из облагаемой налогом прибыли, как поощрение благотворительности, равна:

/>млн. руб.

Таким образом, налогооблагаемая база для расчета налога по основной ставке с учетом льгот это:

/>млн. руб.

Как было отмечено в начале, предприятие осуществляет свою деятельность третий год. Поскольку 90% выручки предприятие получает от основной деятельности. Следовательно, ООО «Стройсервис» уплачивает налог в размере 25% от установленной ставки налога на прибыль. При ставке 30%, соответственно, 7,5%. Налог на прибыль составит:

/>

Дальнейшие расчеты производятся аналогично расчетам без учета льгот.


Таблица 4.
Сравнительная таблица показателей налоговой нагрузки (млн. руб.)

Показатели

Без учета льгот

С учетом льгот

Ставка 30%

Ставка 7,5%

Сумма налога на прибыль

140 270, 8

11665,6

Общая сумма налогов

562 590,9

433 985,6

Доля налога на прибыль в общей сумме налогов

32%

11,9%

Налоговая нагрузка по всем налогам

35,9%

27,7%

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль

30,2%

18%

Из приведенных в таблице данных видно, что применение льгот значительно снижают налоговую нагрузку как отдельно по налогу на прибыль, так и общую налоговую нагрузку. Это связано с тем, налог на прибыль составляет существенную часть всех налоговых выплат. Результаты расчетов дают повод еще раз задуматься о целесообразности исключения льгот.

На вопрос какой должна быть оптимальная налоговая нагрузка единый ответ еще не найден. Налогоплательщик обычно считает справедливой налоговую нагрузку до 30%, тяжело воспринимает нагрузку в 40% и не приемлет ее, когда она больше 50%, то есть в описанном выше примере предприятие несет еще довольно сносное бремя.

Чрезмерная же налоговая нагрузка подрывает саму налоговую базу, снижает общую сумму налоговых поступлений. В ситуации, когда сумма налоговых выплат очень высока, предприятия предпочитают отсрочить свое возможное банкротство из-за неплатежей в бюджет против вполне реальной перспективы немедленного прекращения деятельности при переключении скудеющих денежных потоков на расчеты с бюджетом.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: руководителям предприятий необходимо досконально знать налоговую систему и в частности ее раздел касающийся льгот для максимального снижения суммы налогов, а значит и налоговой нагрузки. В свою очередь государству, ради своей же выгоды, следует принять все возможные меры по снижению налоговой нагрузки на предприятия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Написав данную курсовую работу можно сделать следующие выводы.

1) Финансы хозяйствующих субъектов образуют финансовый базис, обеспечивающий непрерывность производственного процесса, нацеленного на удовлетворение спроса на товары и услуги. Часть сформированных предприятием финансовых ресурсов направляется на цели потребления, таким образов, с помощью финансов предприятий децентрализовано реализуются социальные задачи развития общества. Они могут служить главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление. Финансы предприятий используются для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономики, созданию новых производств и современных технологий. Финансы предприятий представляют возможность использовать денежные накопления граждан на инвестирование в доходные финансовые инструменты, эмитируемые отдельными предприятиями. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства являются исходной основой всей финансовой системы страны. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в стране, а именно: финансовые отношения в сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и национальный доход, — основные источники финансовых ресурсов страны. Поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового состояния страны.

2) Финансы хозяйствующих субъектов – относительно самостоятельная сфера системны финансов государства, охватывающая круг денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий на основе управления их денежными потоками. Функции финансов предприятий реализуются на микроэкономическом уровне, они непосредственно связаны с формированием и использование капитала и денежных фондов предприятий в условия их экономического обособления и удовлетворением частных благ на возмездной эквивалентной основе. Финансовые ресурсы предприятий – это денежные средства и поступления, которые находятся в распоряжении предприятий, предназначены для осуществления ими своих финансовых обязательств и осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию. Финансы организаций можно классифицировать по различным признакам, отражающим влияние на их организацию организационно-правой формы, отраслевой принадлежности, отношения с субъектом права собственности, размеров и цели деятельности.



Список литературы:

Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика. 2008. — 112 с.

Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: Финансы и статистика. 2008. — 224 с.

Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация. – М.: Финансы и статистика. 2008. — 624 с.

Финансы предприятий: Учебник/Под ред. М.В.Романовского. – Спб: «Бизнес-пресса», 2007. – 432

Финансы предприятий: Учеб. пособие/Под ред. Поповой Р.Г., Самоновой И.Н., Добросердовой И.И. – Спб: Питер, 2009. – 489 с.

Песина А.М., Рябинина Э.Н. Толстов Л.Н. Финансовый учет, анализ и управление: Руководство по комплексному финансовому анализу. – Чебоксары. Изд-во ЧГУ. 2008. — 172 с.

Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие /Под ред. Мазурина Т.Ю. – М.: Издательство РИОР, 2008. – 621

ФЗ «О федеральномбюджетена2009 годи на плановый период 2010 от 24 ноября 2009года

Ефимова О.В. Годовая отчетность для целей финансового анализа. // Бухгалтерский учет. 2008. № 2. С. 66-72

Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: Высшая школа. 2009. — 192 с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.