Реферат по предмету "Психология"


Развитие психики в филогенезе

МОРДОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. М.Е. ЕВСЕВЬЕВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
«РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ВФИЛОГЕНЕЗЕ»
Саранск 2008

Содержание
 
Введение
1. Возникновение психики
2. Стадии развития психики
3. Развитие высших форм психики у человека
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
 
Человек –высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формойпсихического отражения.
Многие векалюди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителейживотного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции?Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор. Большинство современных ученыхпринимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов и считают, чточеловек произошел, выделился от животных.
В психологииэта проблема рассматривается в аспекте возникновения и развития психики в филогенезе.Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) иозначает постепенное изменение различных форм органического мира в процессеэволюции, а применительно к психике – ее изучение как продукта эволюции.
Существоваломножество точек зрения относительно того, когда и на каком этапе эволюции жизнивозникла психика.
Согласноодной из них психика присуща всей природе, делая ее «одухотворенной» (Ж.Робине, Г. Фехнер). Данная теория получила название панпсихизм.
Другие ученыесвязывали психику только с появлением человека – антропопсихизм (Р.Декарт).
Распространеннымбыло и мнение, что психика является свойством всякой живой материи – биопсихизм(Э. Геккель, В. Вундт).
Эти взглядыне получили ни теоретического обоснования, ни должного экспериментальногоподтверждения.
Вотечественной психологии учение о развитии психики в филогенезе разработал А.Н.Леонтьев. Он считал неправомерной ни одну из приведенных точек зрения нарешение проблемы возникновения психики. Его гипотеза заключалась в том, чтопсихика возникает лишь на высших ступенях органической живой материи. Живаяматерия даже в начальных простейших формах существенно отличается от неживойприроды характером взаимодействия с ней.
В неживойприроде взаимодействие одного объекта с другими (обмен веществ) способствуетего разрушению или превращению в нечто другое. Взаимодействие воды с воздухомпри соответствующей температуре приводит к ее испарению, взаимодействиеметаллов с кислородом – к их окислению.
 

1. Возникновениепсихики
С появлениемживой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился.Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохраненияжизни.
В процессеэволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающейсреды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активнымв процессе обмена веществ.
Активностьпроявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости.Раздражимость – это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаясяв реагировании на вещества, необходимые для поддержания существованияорганизма.
Условия жизнина этапе допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости вособой ориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальноморгане, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность котражению только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит егосуществование. Такие воздействия называются биотическими.
Ответнаяреакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическоеотражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни,промежуточных между растительным и животным миром.
На этапедопсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений,которые именуются тропизмами. Тропизмы – это движения в определенномнаправлении под влиянием биологически значимых раздражителей.
Примерамитропизмов являются:
ü   движениерастений к солнцу (фитотропизм);
ü   движениекорней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни(геотропизм);
ü   движениек теплу (термотропизм).
Тропизмымогут быть положительными – движения к условиям, необходимым для жизни, илиотрицательными – движения от вредных для организма условий.
Организмы,обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть всенеобходимые для жизни условия.
Но вокружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способывзаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинаетнедоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либовымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой.
Эволюцияпсихики и поведения представляет собой череду подобных изменений.
Усложнениеусловий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов ит.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения,расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к болеесложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важныхдля жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не толькобиотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являютсяиндифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологическизначимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции вжизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность.У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различногорода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другимивещами. Так возникло новое свойство органической материи – психическоеотражение, характерное для животной формы жизни. Возникла психика какособое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности исаморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организмоказался способным воспринимать, существенно расширился, что повысилоадекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения –активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализируетабиотический раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность кзакреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствиик их изменению и формированию новых связей.
Появлениечувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отраженияобъективной действительности и выступает как объективный критерий возникновенияпсихики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение сталипричиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенныхформ.
2. Стадииразвития психики
Гипотезу остадиях и уровнях развития психики у животных, начиная от простейших изаканчивая человекообразными обезьянами, предложил А.Н. Леонтьев. Далее онабыла уточнена и доработана К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологическихданных. Фабри также добавил к описанию психического отражения, сделанного А.Н.Леонтьевым, характеристику эволюции поведения и органов манипулирования уживотных, находящихся на разных стадиях и уровнях психического развития.
Согласногипотезе Леонтьева, уточненной Фабри, развитие психики животных прошло черезтри стадии и шесть уровней (табл. 1).

Таблица 1. –Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э.Фабри)Стадии и уровень развития психики Характеристика психики и поведения Виды живых существ, находящихся на данной стадии (данном уровне) развития Стадия элементарной сенсорной психики
А. Низший уровень.
Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость
Б. Высший уровень.
Наличие ощущений. Появление челюстей как важнейшего органа манипулирования. Способность к формированию элементарных условных рефлексов
А. Наличие раздражимости: четкие реакции на биологически значимые раздражители через изменение направления и скорости движений. Отсутствие сформированной способности реагировать на биологически нейтральные раздражители (чувствительности). Слабая, нецеленаправленная двигательная активность
Б. Развитая чувствительность: наличие четких реакций на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность: ползание, рытье в грунте, плавание с выходом на сушу. Способность избегать вредные воздействия среды, вести активный поиск положительных биологически значимых раздражителей. Главное значение имеют жесткие, врожденные программы поведения, а индивидуальный опыт, приобретаемый в процессе жизни, играет несущественную роль
А. Простейшие одноклеточные организмы. Многие низшие многоклеточные организмы, обитающие в водной среде
Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные Стадия перцептивной психики
А. Низший уровень.
Отражение внешней действительности в форме образов предметов
Б. Высший уровень.
Складывание определенной «картины мира»
А. Образование двигательных навыков. В поведении преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные навыки сложны и разнообразны: ныряние, ползание, ходьба, бег, лазание, прыжки, полет и др. Активный поиск положительных раздражителей в окружающей среде и умелое избегание вредных воздействий. Развитое защитное поведение
Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Наличие способности к научению
А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые
Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие) Стадия интеллекта
А. Низший уровень.
Способность решать задачи, ориентируясь на отношения, существующие между предметами. Хорошо развитая способность к научению. Перенос вновь приобретенного опыта в новые условия и ситуации
Б. Высший уровень.
Наличие двухфазного интеллекта. Выделение в интеллектуальной деятельности особой, ориентировочно-исследовательской фазы
А. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенного опыта. Выделение специализированных органов манипулирования предметами: лап, рук
Б. Способность решать задачи разными способами. Создание и исползование в своей деятельности примитивных орудий. Непосредственное усмотрение причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями (инсайт). Наличие хорошо развитого языка как средства внутривидового общения
А. Высшие млекопитающие. Хищники (кошки, собаки). Низшие обезьяны
Б. Высшие, человекообразные обезьяны. Дельфины
Стадияинтеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развитияпсихики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развитияпсихики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homo sapiens, или «Человекаразумного».
3. Развитиевысших форм психики у человека
Развитиепсихики на уровне человека касается прежде всего совершенствованияпознавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления иречи, а также превращения человека из биологического существа в личность.
Улучшениепсихических процессов, говоря словами Л.С. Выготского, превращает эти процессыиз низших в высшие психические функции. Становление человека как личностиприводит к формированию у него сознания, воли, разума, способностей, характера,высших человеческих чувств, культурно обусловленных мотивов поведения ипотребностей.
Ускоренномуразвитию познавательных процессов людей способствовали три фактора развитиячеловеческой культуры: изобретение языка и развитие речи, изготовление ииспользование орудий труда, производство предметов материальной и духовнойкультуры.
С помощью орудийтруда человек получил возможность шире и глубже изучать окружающий мир,воздействовать на природу, изменяя ее.
Такие орудия,как копье, топор, нож и молоток, одновременно служили и той и другой цели.
Совершенствованиеорудий труда и познания, а также выполняемых с их помощью действий и операций всвою очередь привело к преобразованию функций человеческой руки. Благодаряэтому рука, поначалу выполнявшая двойную роль: передвижения в пространстве иманипулирования предметами, – со временем превратилась в самое тонкое и точноеиз всех человеческих орудий. Ею были созданы практически все предметыматериальной культуры.
На примереруки глаз человека «научился» точно познавать окружающий мир, а мозг –оценивать его.
С расширениемзнаний о мире возросли возможности человека, и он приобрел способность бытьотносительно независимым в своей жизни и деятельности от случайных капризовприроды, научился умело использовать ее законы и изобрел средства защиты отнепогоды: жилище и одежду.
Наконец,человек научился по своему разумению изменять природу, приспосабливая ее ксвоим нуждам, и в конечном счете изменился и сам.
Предметыматериальной и духовной культуры, создаваемые и совершенствуемые многимипоколениями, передавались из поколение в поколение, каждое из которых вносилосвой вклад в их расширение и улучшение.
Опыт,накопленный предыдущими поколениями, не утрачивался, а сохранялся людьми,передаваясь от человека к человеку за счет совершенствования средств связи изнаковых систем. Наряду с естественными языками, на которых говорили люди впроцессе повседневного общения друг с другом, появились и искусственные языки,которые использовались в отдельных, специализированных видах деятельности.Данных языков оказалось достаточно для того, чтобы записывать и сохранять практическивесь ценный человеческий опыт. Благодаря этому каждому новому поколению людейуже не приходилось, как вновь родившемуся поколению животных, всему учитьсязаново; достаточно было с помощью системы образования, пользуясь языками исоответствующими записями, воспроизвести и освоить опыт предшествующихпоколений людей.
Со временемизменился и механизм передачи опыта: знаний, способностей, умений и навыков –по наследству. Теперь человеку не нужно было изменять генетический аппарат,анатомию и физиологию собственного организма для того, чтобы подняться на новуюступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имеяпластичный мозг, способный к научению, подходящий анатомо-физиологическийаппарат, воспользоваться достижениями человеческой материальной и духовнойкультуры, созданными предшествующими поколениями людей.
В орудияхтруда, в предметах материальной и духовной культуры через механизм социальногонаследования стали передаваться и совершенствоваться следующими поколениямиспособности людей, причем все это происходило уже без изменения генотипачеловека.
Антропология,сравнительная анатомия, физиология и генетика показывают, что этот процессактивизировался со времени появления неандертальского человека, т.е. примерно300 тыс. лет назад. Он радикально ускорился и пошел еще более быстрыми темпамив исторический период существования людей, приблизительно 50-60 тыс. лет назад.
Со временемчеловек создал и усовершенствовал множество вещей, не имеющих аналогов вприроде. Такие вещи стали ему служить средством удовлетворения собственныхматериальных и духовных потребностей, порождая в свою очередь новыепотребности.
Одновременнос этим шел непрерывный процесс развития способностей, как специальных, так иобщих. Не случайно завершившийся XX в. продемонстрировал систематическоеповышение за каждые десять лет уровня общего интеллектуального развитиячеловечества примерно на 3%, а за одно столетие – почти на треть, причем этопроизошло за время жизни всего лишь двух-трех поколений современных людей.
Одним изсамых значительных изобретений человечества, оказавшим ни с чем не сравнимоевоздействие на психологическое развитие людей, стало изобретение иусовершенствование языков (если говорить шире – знаковых систем,предназначенных для отображения, записи и сохранения информации).
Они далитолчок к развитию наук и искусств, всех без исключения областей человеческойдеятельности.
Появлениеписьменной символики позволило записывать, сохранять и воспроизводить изпоколения в поколения полезную информацию. Отпала необходимость ее полногосохранения в голове человека.
Память людейчрезвычайно расширилась за счет использования разнообразных знаковых систем исредств записи, исчезла опасность безвозвратной утраты информации в случае еезабывания отдельными людьми.
Особозначимые, выдающиеся достижения в совершенствовании способов записи, средствхранения, воспроизведения и передачи информации, которые пришлись на последниедесятилетия XX в., привели к началу новой научно-технической революции, котораяпродолжается и в наше время. Это изобретение радиотелефона, средств электроннойсвязи и Интернета.
В связи сэтим человечество сейчас, вероятно, находится на пороге нового подъема в своемпсихическом развитии, связанного с освобождением человека от рутинных дел инаправлением его интеллекта и энергии на решение таких задач, как раннеепредупреждение и лечение болезней, увеличение продолжительности жизни, болееглубокое проникновение в тайны мира, в том числе и за пределами земнойцивилизации.

Заключение
 
Психика – этосущность, где внеположность и многообразие природы сбирается к своему единству,это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях иотношениях.
Развитиепсихики у животных проходит ряд этапов:
1.        Стадияэлементарной сенсорной психики.
2.        Стадияперцептивной психики.
3.        Стадияинтеллекта.
С появлениемчеловека начинается история новой ступени психики – история развитиячеловеческого сознания.
Переход отпсихики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великимпереломом в истории развития психического отражения. Первый перелом был связанс переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей этосвойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формыпсихического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человекасо средой. Сознание человека в отличие от психики животных – это отражение,выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности,формирование общих для всех людей знаний о мире.
В данныймомент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие,по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпаминаучного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать наосновании того, что все процессы, описанные выше в основных направленияхпреобразования сознания, существуют и усиливаются.
 

Списокиспользованной литературы
 
1.        Выготский,Л.С. Психология. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. – (серия «Мирпсихологии»)
2.        Немов,Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639 с. – (Основынаук)
3.        Нуркова,В.В., Березанская, Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. –484 с.
4.        Общаяпсихология: Учебник / Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: ИздательствоЭксмо, 2006. – 560 с. – (Образовательный стандарт XXI)
5.        Психология:Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.:Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
6.        Тихомиров,О.К. Психология: Учебник / Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование,2006. – 538 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.