Реферат по предмету "Искусство"


Право и культура

Содержание Введение 1. Понятие права 1. Правопонимание как способ восприятия права 2. Подходы к рассмотрению права 2. Понятие культуры 1. Развитие культуры 3. Изучение культуры 3. Культура и право – взаимодействие. 1. Правовая культура 2. Право на участие в культурной жизни 18 Заключение 20 Список литературы 21 Введение В ходе исторического развития были созданы культурные ценности,


многообразные как по форме, так и по содержанию. Передаваясь из поколения в поколение, они накапливались, переосмысливались человечеством. Культурные ценности и духовные богатства, запечатленные в произведениях искусства, науки и творчества, могут порождать живой непосредственный отклик в душах людей. Все эти плоды развития человеческой цивилизации включены в сложную систему, объединенную общим понятием "культура". Однако, единства в понимании того, что такое культура, у ученых нет.


Одни видят в культуре совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Другие подразумевают только духовную жизнь общества. Третьи рассматривают культуру как универсальный посредник между людьми. В центре культуры стоит человек, находящийся в тесной связи с внешним миром, природой, где он живет, с обществом, в котором он действует и реализует себя как личность, и той духовной средой, которая его


питает и которую он, в свою очередь, творит. Культура предстает перед нами как часть общеисторического процесса. И в рамках этого процесса в культуре можно наметить ряд сменяющих друг друга этапов или параллельных линий её развития. Но как фундаментальная наука, культура взаимодействует с разными дисциплинами и знаниями. Данная работа будет посвящена взаимодействию и взаимопроникновению двух старейших знаний, наук, дисциплин –права и культуры. В первых двух главах работы проведем обзор понятий и составляющих права и культуры,


а третья глава будет посвящена рассмотрению точек пересечения двух дисциплин. Данная тема представляет безусловную актуальность, поскольку при рассмотрении взаимодействия феномена культуры и права можно наиболее глубоко понять их сущность и смысл. 1. Понятие права Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает.


Вопросы правопонимания принадлежат к числу “вечных” уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.


1. Правопонимание как способ восприятия права Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслитель ной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблема ми права вообще; б) юрист-профессионал, имеющий достаточный


запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и совремённых знаний, способный к интерпретации не только норм но и принципов права владеющий определенной методологиёй исследования. 1] правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя .представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев классов . Объектом правопонимания могут быть право в плане тарном масштабе, право


конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления. Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым.


В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным. Объективный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограниченно рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти правопонимание исчезает совсем.


Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков. 2. Подходы к рассмотрению права При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать


следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал “исследователь”; во-вторых, то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологи ческой позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется. в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек,


Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других. Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определенных критериев.


Уже само отношение к праву, его судьбе, тот факт, положительное значение имеет оно для общества или отрицательное, выступает оно в качестве самостоятельного социального явления или как элемент иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения. В частности, представители ряда философских течений рассматривали право как час нравственности (Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (Л. Толстой, Вл.


Соловьев) Негативное отношение к праву высказывали анархисты; проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории. 2. Понятие культуры Возрастание в 20 веке роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство,


образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории. Оно играет такую же ключевую роль в социальном знании как «организм» в биологии и «вещество» в химии. Пытаясь отразить сущность культуры исследователи предложили много определений, но во всех вариантах


культура предстает как отличительный признак, разделяющий человека и животный мир, как противопоставление природному, естественному состоянию человека, как его внебиологический организм, т.к. она не наследуется, а предполагает обучение и воспитание. Немецкий философ Гегель назвал культуру второй природой, второй реальностью, надстроенной над естественным мирозданием. Это определение выражает действительную суть культуры, ее человеческое начало, которое предполагает


неразрывное единство природы, человека и его деятельности по целенаправленному преобразованию естественного порядка в природных объектах и в состоянии самого человека. При этом обратное природное воздействие на возникновение и развитие культуры можно проследить начиная от воздействия на производства простых орудий труда и саму технологию трудовой деятельности до особенностей духовной жизни народов. Человек и его культура несут в себе природу земли, свою биологическую предысторию.


Культура – природное продолжение и преобразованное человеческой деятельностью. Только в такой связи она надприродна и внебиологична. Осмысление культуры с т. зрения ее противопоставления природе как исключительной сферы обитания человека в среде ест. предполагает учет их взаимной обусловленности, взаимовлияния и сл. связи. При первом рассмотрении мир культуры видится совокупным результатом материальных и духовных достижений


общества, имеющих ценностную окраску. Но главная составляющая и ценность культуры – сам человек. Вне рамок культуры не существует человек и в мировом смысле человек и есть культура. Как биологическая особь он всего лишь один из представителей мира животных. Человеческая сущность в том, что это существо мыслящее, нравственное, обладающее эстетическим чувством, т.е. культурное. Отсюда становится ясно, что содержание культуры и ее главная характеристика имеют


измерением гуманизм. Культура – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным субъектом и главным объектом культуры. Значит, понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и себя. Но самовоспроизводство человека идет на творческой основе. Человек, действуя непрерывно, меняет мир и себя, реализуя свои потенциальные возможности, к созданию


принципиально новых форм. Поэтому творчество есть способ развития культуры, а каждая культура – способ творческой самореализации человека. В силу этого постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Многогранность аспектов человеческого творчества выливается в культурное многообразие, и культурный процесс разворачивается во времени и пространстве как единство многообразного. В истории этот принцип демонстрируют культурные эпохи, проблема границ которых и есть


поиск культурного единства. В поисках основ этого единства культуру анализируют как смысловой мир человека. Ведь отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл следует отличать от значения, т.е. предметно выраженного образа или понятия.


Смысл не всегда осознается человеком: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но смысл может стать общезначимым, объединяя многих людей, и выступая основой их мысли и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру. Человек наделяет этими смыслами весь мир, вносит свои оценки, создает коллективными творческими усилиями и сохраняет некую идеальную реальность и мир выступает для человека в своей человеческой значимости. Таким образом, культуру можно определить также через понятие


смысла. В этом случае она – универсальный способ смысловой самореализации человека, стремление скрыть и утвердить смысл человеческой жизни. Как производство смысла культура вдохновляет людей и сплачивает их в некоторые сообщества – нация, религиозная группа и др. В смысловом плане культуру следует понимать как средство превращения мира в дом человеческого бытия. Поэтому постижение, изучение культуры приближает человека к истине о себе самом.


Еще Сократ определил человека существом, которое постоянно ищет самого себя. 2.1. Развитие культуры Развитие культуры сопровождается становлением ее самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление понять и оценить культуру как единый процесс. Эти догадки и учения не только регистрировали те или иные достижения в культурном развитии человека, они были частью культурного процесса и не могли не оказывать


на него влияние. Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии. Становление культурологии включает три этапа. донаучный (предыстория культурологического знания от древности до момента возникновения науки) Нового времени. Познание собственно культуры приводило к сбору информации о разных народах, обычаях и образе жизни,


ее описанию. В этом периоде сложились стихийные представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. 2. Ученые стремятся понять как целостное явление, построить единственную картину культурного развития людей, найти общие основания истории. 3. Научно-философский этап (середина 19 века до настоящего времени). Исторический подход к культуре сохраняется и усугубляется, но становится очевидным различие между историческим


и культурным развитием. В целом это различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы людей совпадают с результатами. Культура – совпадение человеческих замыслов и достижений. В общем, мировом плане под культурологией понимают всю совокупность знаний о культуре, накопленных в отраслях гуманитарного, социального и естественного научного знания. Но в узком и строго определенном смысле «культурология» понимается как наука о культуре.


Термин введен в оборот Уайтом. Попытки создания науки о культуре в 19 веке наблюдались в Англии, Германии, Франции. Следуя обычной схеме возникновения науки, культурология рождалась из обобщения эмпирического знания в области археологии, этнографии, искусства. Позже – социологии. Одной из первых работ посвященных культуре стала книга Тайлора «Первобытная культура». Наиболее значительных результатов достигли в социальной и культурной


антропологии. В становлении этого знания выделяют: этнографический (1800-1860), эволюционистский (1860-1895), исторический (1895-1925). Они стали временем формирования представлений о предмете исследования, выделения основных категорий и исходных оснований культурологии. Но решающие изменения в становлении культурологии были сделаны в 20 веке, что и определило ее как мировоззренческую науку и теорию культуры. Эти изменения были обусловлены следующими факторами:


1. Очевидностью того, что разнообразие культур определяется их своеобразием, а не отставанием в развитии. Обнаружением признаков глобального культурного кризиса. Выявление несовпадения исторического и культурного процессов. Приданием знаниям по культуре практической ценности и их востребованностью к применению в дипломатии, военном деле, практике массовых коммуникаций. Сегодня культурологию можно рассматривать как интегративную


научную общность знания, рожденную потребностями эпохи на самом стыке культурфилософии, культурпсихологии, социологии, культурологии, этнологии, антропологии, социологии культуры, теологии культуры. 2.2. Культурология как наука Культурология – вид социально-гуманитарного знания в котором часто используются методы естественных и технических наук. От естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам, от социологии – акцент на содержание совместной жизни и деятельности людей.


Если социальная философия занята смыслом индивидуального и общественного бытия, а история – теория о событийно-деятельном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретно историческими формами общественного бытия, рассматривая его в совокупности элементов культурно-исторического типа и содержания систем ценностей, регулирующих эти типы. Как относительно новая научная дисциплина культурология переживает трудности становления.


Сегодня отсутствует единая теория культуры, их количество определяется числом крупных исследований культуры. Все множество учений и концепций объединяются в различные научные направления разделенные по видам к-кого знания: • Философия культуры, которую определяют как теория культуры в смысле осознания ее сущности и значения; • История культуры, предполагающая конкретные знания о культурах; • социология культуры, которую интересует реальное функционирование культуры в целом, сдвиги и изменения в ней, их


динамика и реакция на это общества; • психология культуры, изучает индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культурного поля. На основе социально-психологических исследований выделяют культурно-исторические типы личностей. В западных странах широкое распространение получили: этнология культурология, филология и структурно-семиотические концепции культуры. В самом же общем плане культурологическое знание по структуре делится


на: • культурфилософию; • культурную антропологию. 2.3. Изучение культуры Изучением культуры занимались и продолжают заниматься большое количество науки. Приблизительно до середины 19 века культура исследовалась главным образом философией, историей государства и права, этикой, эстетикой, теологией. Затем к ним подключились этнография, филология и т.д. Каждая из этих наук имеет свой предмет исследования.


Культурология выступает систематизирующим фактором всего комплекса наук о культуре. При этом ставятся цели: Выведение на более высокую ступень достижений человека как творца с присущими его творчеству значениями; Постижение духа культуры; Понимание культуры как своей, так и иной; Восстановление целостных представлений о мире, картины мира как единого процесса. Создание единой и самоценной теории культуры.


Утверждение общей методологии исследования для всех дисциплин, изучающих культуру. В соответствии с этими ценностями культурология вычленяет свой предмет исследования, имея объектом изучения культуру. Культурология в качестве предмета берет: содержание общественной жизни, совокупность идей, ценностей, принятых сообществом и обеспечивающих существование и поддержание традиций, особенности рождения, становления, развития и возможной гибели культуры.


Культурология имеет дело с конкретными многообразными культурами и их проявлениями, выявляя их генезис и развитие. В этой связи среди первоочередных задач культурологического исследования выделяют следующие: анализ культуры как системы конкретных феноменов; выявление типов связей между элементами культуры; исследование ментального содержания культуры; исследование типологии культуры и культурных единиц; разрешением проблем социокультурной динамики; исследование культурных кодов и коммуникаций.


Обретая собственный предмет исследования, культурология вырабатывается соответствующие ему методами. Отметим, что проблема метода культурологии остается открытой. Ситуация осложняется тем, что в сфере теоретического знания наблюдается научный скептицизм, плюрализм мышления и признание в равноценном качестве различных истин знания. К тому же наука о культуре (культурология) – один из видов социогуманитарного знания, где исследователь


никогда не может дистанционироваться от объекта в такой мере, чтобы стало возможно строгое использование экспериментального метода. Это знание считается рефлексивным (знание о самих знаниях), а это предполагает адекватную интерпретацию и понимание таких текстов. Речь при этом часто идет не просто о действии психологической установки на понимание, а о диалоге, столкновении, конфликте исследователя и объекта. В настоящее время культурология широко интегрирует


методы эмпирического описания, сравнительного анализа, наблюдений и реконструкций с методами логического обоснования, психоанализа, созерцания и мистического погружения. Большое распространение получил метод структурной лингвистики и культурно-мифологический. Все это многообразие методов реализуется в рамках в основном в 3-х подходах: философском, антропологическом, социологическом. При философском подходе анализ культуры сосредоточен на поиске тех черт, закономерностей,


которые понимаются в качестве основания культуры или причины ее развития. Суть антропологического подхода в признании самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе развития он не находился и признании равноценности всех культур на земле. Социологический подход старается выявить специфические признаки, выступающие в роли фактора образования общества и его организации. 3. Культура и право – взаимодействие.


3.1. Правовая культура Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания. Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой


пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового государства. Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные придатки» права – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных


интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное. Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества. Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей


природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в себе одни и те же правила поведения. Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации


отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей одно из специфических


отличий человеческого общества. Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.


Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь правом.


При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли институонализироваться лишь личностные (не общественные!) связи. Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно


к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно часть культуры, ее сторона, «момент». Единого подхода к трактовке категории «правовая культура и ее структурных компонентов, содержания,


функций не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно. Насчитывается более 250 ее определений. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. «Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем, качественное состояния


правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека»2. «Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом


общества».3 Под правовой культурой мы понимаем «определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности», а также «надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета». Правовая культура включает в себя «специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)», законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовой деятельности.


Изобретение законов тоже следует понимать как правовую ценность. Некоторые учёные уподобляют этот процесс по своей значительности появлению колеса. «Закон как инструмент организации общественных отношений — пока непревзойдённое и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля». Правовая культура может быть рассмотрена с двух сторон: личной, когда акценты смещаются на личностные свойства и качества, и общественной, когда обращается внимание на функционирование социального


организма в его целостности. «В правовой культуре индивида присутствуют элементы её логической структуры — нормативные суждения или деонтические модальности, включающие «запрещено». Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности». Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но правовая культура шире правосознания, т.к. включает в себя не только идеологические и психологические


элементы, но и юридически значимое поведение. Правовая культура является сферой общечеловеческой культуры и, подобно тому как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций. Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку


она по своей природе нормативна, следовательно культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т.е. они могут заключать в себе одни и те же правила поведения. Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации


отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей одно из специфических


отличий человеческого общества. Нормы культуры институционализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. Чтобы понять сущность правовой культуры необходимо рассмотреть ее структуру. Первым компонентом можно выделить нравственные взгляды, убеждения. От них зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться; характер отношения к закону (чувство


уважения к нему, чувство законности); готовность исполнять правовые нормы. Вторым структурным компонентом является правовая деятельность, которая содействует укреплению законности и правопорядка, а также осуществляет контроль над исполнением правовых норм. Правовая культура третьего уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений.


Рассмотрим каждый из этих уровней отдельно. Правовая культура формируется постепенно. Под влиянием окружающей среды формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколько


информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми


явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения. Однако, было бы ошибкой рассматривать правовую культуру на обыденном уровне.


Это становится понятным при изучении его специфики, которая заключается в том, что «правовая культура, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения». Правовая культура во многом определяется такими факторами как деятельность граждан по реализации права


и обязанности его исполнения (например, заполнение налоговой декларации о совокупном годовом доходе). Уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры.


Они должны обладать системой правовых знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению сложных ситуаций. Правовая культура общества во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательной основы общества. Правотворчество и правоприменение компетентными органами требуют высокий теоретический уровень правовой культуры, которая в свою очередь вырабатывается усилиями учёных-философов, социологов, юристов, общественным


опытом практических работников. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом отношении лица с соблюдением демократических принципов. Правоприменение, «властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации», является важным фактором формирования правовой культуры общества. Качество правоприменительной деятельности зависит от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношений


его органов, а также от профессионализма и культуры правоприменителя. Заметим, что совершенствование структуры нужно начинать с повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости, внедрения новых принципов деятельности правоприменительных органов, кардинального возвышения третьей ветви власти в России — правосудия. Профессор Корельский обозначил ещё один, высший на его взгляд, уровень правовой культуры — уровень


развития всей системы юридических актов, «т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества». Закон должен быть непротиворечивым, понятным для населения, по возможности кратким и обязательно опубликован в доступном для населения источнике. Система законодательства, основой которой является конституция государства, имеет большое значение для оценки правовой культуры общества. На основе её анализа можно сделать вывод об уровне развития не


только правовой культуры общества, но и всей его культуры в целом. Укажем важную правовую тонкость, понимание которой повышает нашу правовую культуру. Правовые нормы, законы могут устареть (частично или полностью), отстать от требований жизни. Поэтому законодательство постоянно совершенствуется (заметим, не изменяется коренным образом). И «пока нормы не преобразованы, они всё равно остаются законами, обязательными для исполнения.


Совершенно недопустимо в этих случаях пытаться решать дела, ссылаясь на «совесть», «полезность», «практическую целесообразность и т. д.»10. Нарушение закона никогда не бывает целесообразным. На данном уровне правовой культуры существует масса проблем, рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовом отношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть его недостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеет


права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его нарушению. Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Правовые акты и другие тексты правового характера, подкреплённые научными знаниями, используют в своей работе лица, занимающиеся правовой деятельностью. Они доводят их до сведения основной массы людей, которые в свою очередь соблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.


Структуру правовой культуры личности можно разбить также на такие элементы, как: психологический (правовая психология) идеологический (правовая идеология) поведенческий (юридически значимое поведение). Но как отмечает А.П. Семитко, «Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, правосознание может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах – правовых актах.»11


Правовая культура личности означает правовую образованность человека. Включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Говоря о функциях правовой культуры, мы можем выделить такие функции, как познавательно - преобразовательная, регулятивная, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая. Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организационной деятельностью по


формированию правового государства и гражданского общества. Ценностно-нормативная функция правовой культуры выра¬жается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают цен¬ностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами


оценки. Регулятивная функция направлена на обеспечение устойчиво-динамичного развития правовой системы и общества в целом. Под коммуникативной функцией понимается установление связи между гражданами в правовой сфере (через общение в сфере права). Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она сущест¬вует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или


с нашими современниками, с которы¬ми мы незнакомы, или которые отделены от нас расстоя¬нием и временем. Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма меж субъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права. Правовая культура призвана аккумули¬ровать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур


как нынешних, так и прошлых эпох. Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, харак¬терных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например в законодательной деятельности, усиливаются, хотя логика и последова¬тельность разработки и принятия законодательных актов еще оставляют желать лучшего.


Истинная функция предвидения в правовой области заключа¬ется не только в определении наиболее подходящих средств для достижения культурных правовых целей, но и в предсказании воз¬можных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей. Профессор В.В.Лазарев в своих работах по правовой культуре отмечает невозможность сделать каждого гражданина юристом, «Но, пишет Лазарев преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – это одно из


условий развития правовой культуры». В этой связи хочется привести и высказывание известного русского философа И.А. Ильина: «народ, не знающий законов своей страны, ведет вне правовую жизнь, или довольствуется неустойчивыми зачатками права. Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни, по этому нам и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права. Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права ».


Правовая культура взаимодействует с другими сферами общественной культуры: политической, нравственной, религиозной, эстетической и т.д. при этом, в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. По мнению профессора В.В.Лазарева «обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры – магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка».


3.2. Право на участие в культурной жизни Согласно ч.2 ст.44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в значи¬тельной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приоб¬щение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, ар¬хивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной


деятельности. Гарантией такой доступности является, в частности, установление правила о том, что ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования уста¬навливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды. Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами,


музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. В этом отношении важное значение имеет законодательный запрет на то, чтобы проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов велось без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения. Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библио¬течными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.


В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере куль¬туры, устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военно¬служащих срочной службы ( ст.12, 48, 52 Основ законодательства о культуре ). Особенно важно приобщать детей к культурной жизни, к занятию любительским искусст¬вом и др. Развитые государства имеют широкую сеть музыкальных и художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей.


Для этого государственными и муниципальными органами проводиться политика финансовой поддержки учреждений культуры, т.е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая на¬циональную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общест¬венных объединений. Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции говориться о правах, то в ч.3 речь идет об обязанности каждого гражданина


заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-куль¬турные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию ( ст.1 и 6


Закона РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры 2002 г. ) Заключение Действительно, проанализировав источники литературы и рассмотрев данную тему, можно сделать небольшие выводы. 1. Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу “вечных” уже потому, что человек на каждом из витков своего


индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. 2. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право. 3. Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от


того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. 4. Правовая культура личности означает правовую образованность человека. Включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. 5. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых.


В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории. Оно играет такую же ключевую роль в социальном знании как «организм» в биологии и «вещество» в химии.


Пытаясь отразить сущность культуры исследователи предложили много определений, но во всех вариантах культура предстает как отличительный признак, разделяющий человека и животный мир, как противопоставление природному, естественному состоянию человека, как его внебиологический организм, т.к. она не наследуется, а предполагает обучение и воспитание. 6. Значит, сходство между культурой и правом еще и в том, что овладение и тем, и другим предполагает обучение и воспитание!


Список литературы 1. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира М 2003 С.110. 2. Киселева М.С. Две судьбы одного изобретения (роль куль¬турного контекста)//Вопросы философии 1999 № 9 С.12 3. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура М 1991 С.43. 4. Конев В.А. О сущности освоения культуры //


Методологические проблемы освоения культуры Куйбышев 2003 С.7. 5. Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки : история, теория, методология М 2000 Вып. 1 С. 38-46 6. Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки : история, теория, методология


М 2000 Вып. 1 С. 38-46 7. Л.И. Спиридонов. Теория государства и права (курс лекций) – С Пб. 1998. 8. В.Н. Хропанюк. Теория государства и права: Хрестоматия; под ред. Радько Т.Н. – М. 1999. 9. В.Н. Хропанюк. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов; под ред. В.Г. Стрекозова – М: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1999. 10.


А.Б. Венгеров. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: «Новый Юрист».1999. 11. Алексеев С.С. Теория права. – М 1995



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.