Конспект лекций по предмету "Экономика культуры"


Динамика сети организаций культуры и искусства в 2001-2009 гг1.

Учреждения









Рост(+)
Убыль(-)
Рост/
убыль в % к 2001г.
Культурно-досуговые
учреждения









-6348
-12
Библиотеки









-4186
-8
Музеи









+382
+18
Цирки (Министерства Культуры РФ)









+4
+6
Концертные организации и самостоятельные коллективы









+54
+20
Театры









+32
+6
Киноустановки (в тысячах)2
17,4
15,4
14,6
12,9
11,4
9,1
7,1
-
-
-10,3
-40
Парки культуры и отдыха (Министерства Культуры РФ)
-
-
-
-





-
-
Зоопарки (Министерства Культуры РФ)
-
-
-


-



-
-


темпам рост. Так, за период 1994-2004 гг. их число возросло с 26,8 тыс. до 70 тыс.1, т.е. в 2,6 раза.
На основе этих данных, а также данных таблицы 1, можно составить представление об общем числе организаций культуры2: оно приближается к 180 тысячам. При этом число работников культуры равняется 1,2 млн. человек3, что составляет 2%4 от занятых в народном хозяйстве.
Во всех сетях организации культуры продолжается процесс муниципализации – расширения числа местных организаций и сокращения федерального присутствия. Так, в 2008 г. из общего числа библиотек ведомства Министерства культуры РФ муниципальные библиотеки составили 99,4%, субъектов федерации 0,5%, а федерального уровня – 0,02% (9 федеральных библиотек). Из общего числа театров ведения Министерства культуры РФ 96% - местные организации, а 24 театра федерального ведения составляют 4% в общей численности. Концертные организации и самостоятельные коллективы федерального уровня составляют 7,6% общего количества.
Обеспеченность населения организациями культуры характеризуют следующие цифры5: на 1 млн. жителей в России приходится 4 театра (для сравнения: в Австрии – 24, Швеции – 13,6, Франции – 9,6, Великобритании – 8,9), 329 библиотек (в Финляндии – 2500, Чехии – 708), 17 музеев (в Нидерландах – 35, Швеции – 34, Германии – 32, Чехии – 33).

Выводы
1. Отрасль экономики представляет собой совокупность производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид экономической деятельности, который приводит к получению однородного набора продукции (товаров или услуг).
2. Отрасли формируются объективно, на основе функций, выполняемых ими в системе общественного разделения труда.
3. Классификация отраслей как результат субъективных процессов редко бывает четкой и всегда в чем-то условна и произвольна.
4. Для классификации отраслей используют классификационные признаки, в частности: характер основной производимой продукции, вид ее использования, организация и технология производства, вид сырья, материалов.
5. Совокупность общих для процесса производства и потребления продукции свойств позволяет объединить организации искусства и культурного просвещения в одну отрасль – отрасль культуры.
6. Используемый для определения границ отраслей инструмент – общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) – введен в практику в 2005 г. и построен по аналогии и с учетом международных отраслевых классификаторов.
7. В ОКВЭД организации культуры представлены в нескольких группах и не объединены в один подраздел.
8. Технологические связи между организациями различных отраслей закрепляет ведомство – совокупность организаций, объединенных единой системой управления. Образование ведомств свойственно прежде всего отраслям социально-культурной сферы.
9. Федеральное ведомство культуры возглавляет Министерство культуры РФ.
10. За время экономических преобразований организационная система управления культурой претерпела существенные изменения в направлении децентрализации управленческих функций, создания в значительной мере самостоятельных территориальных ведомств региональной культуры.
11. Рост сети организаций культуры, происходящий, прежде всего за счет увеличения числа коммерческих организаций новых организационно-правовых форм и видов, свидетельствует об экономической эффективности ведения хозяйственной деятельности в культуре и перспективах отрасли культуры и ее организаций.
Тесты по теме «Отраслевая и организационная структура культуры»
1. Отрасль – это:
1) вид трудовой деятельности;
2) совокупность организаций, продающих на рынке схожие блага; 3) совокупность организаций, руководимых единым органом управления;
4) сфера действия рыночных отношений в экономике.

2. Ведомство – это:
1) совокупность учреждений, реализующих какую-либо функцию государственного управления;
2) совокупность организаций, технологически и административно связанных между собой;
3) совокупность организаций, объединенных единым органом управления;
4) все определения верны.

3. На основании Общероссийского отраслевого классификатора видов экономической деятельности к деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта относится:
1) прокат видеокассет;
2) обучение в школе искусств;
3) реконструкция здания;
4) реставрация зданий;
5) реставрация картин;
6) деятельность театральных и артистических агентств по подбору актеров на роли в кино, на ТВ, в театре.

4. На основании Общероссийского отраслевого классификатора видов экономической деятельности к деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта не относится:
1) дублирование и монтаж фильмов;
2) реставрация произведений искусства;
3) деятельность агентств по продаже билетов;
4) деятельность планетариев;
5) деятельность художников-оформителей.

5. Какого ведомства культуры никогда не было в новой российской истории:
1) Народного комиссариата просвещения;
2) Министерства культуры и туризма;
3) Министерства культурой политики.

Глава 3. Отношения собственности в отрасли культуры
Отношения собственности как сложная система, определяющая характер и содержание всех других форм экономических отношений, в отрасли культуры имеют значительные особенности. И если в недавнем прошлом отрасли эти отношения не обнаруживали себя, а экономические изменения касались в основном производных экономических связей и взаимодействий, то современные экономические преобразования зависят прежде всего от последовательности и масштабности трансформаций в сфере собственности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.