Конспект лекций по предмету "Статистика национальной экономики"


Методологические основы статистики науки и инноваций

Концепция статистического изучения научного и инновационного потенциала базируется на системном подходе к исследованию его сущности и структуры, обоснованию задач, направлений и методов статистического анализа. При этом следует исходить из оценки места и роли научных исследований и инноваций в процессе расширенного воспроизводства как элементов единого научно-инновационного цикла. Только комплексное, а не изолированное рассмотрение всех аспектов научной и инновационной деятельности и необходимых для ее осуществления ресурсов - трудовых, материальных, информационных, финансовых - во взаимосвязи с результатами их использования позволяет получить объективное представление о тенденциях научно-технического развития. Это даст возможность интегрировать показатели, характеризующие отдельные элементы научно-инновационного цикла, в целостную систему.
В составе системы показателей научного и инновационного потенциала выделяются характеристики ресурсов и результатов научных исследований и инновационной деятельности, а также их внутренних и внешних связей
Всю совокупность показателей научного и инновационного потенциала можно систематизировать следующим образом.
1. Показатели науки.
1.1. Показатели ресурсов науки.
1.1.1. Показатели кадров науки.
1.1.1.1. Численность и состав персонала, занятого исследованиями и разработками.
1.1.1.2. Показатели движения персонала, занятого исследованиями и разработками.
1.1.1.3. Показатели подготовки научных кадров.
1.1.2. Показатели материально-технической базы науки.
1.1.2.1. Показатели наличия и структуры основных фондов исследований и разработок.
1.1.2.2. Показатели движения основных фондов исследований и разработок.
1.1.2.3. Показатели использования основных фондов исследований и разработок.
1.1.2.4. Показатели объема, состава, динамики и использования оборотных средств исследований и разработок.
1.1.3. Показатели информационных ресурсов науки.
1.1.4. Показатели финансирования исследований и разработок.
1.1.4.1. Показатели объема и структуры затрат на исследования и разработки.
1.1.4.2. Показатели динамики затрат на исследования и разработки.
1.2. Показатели результатов научных исследований и разработок.
1.2.1. Показатели публикационной активности.
1.2.2. Показатели создания технологий (патенты, лицензии, производственные, информационные и биотехнологии и т. п.).
1.3. Показатели организационной структуры науки (числа и состава организаций, выполняющих исследования и разработки).
2. Показатели инноваций.
2.1. Показатели источников информации об инновациях.
2.2. Численность и состав персонала, занятого инновационной деятельностью.
2.3. Показатели объема и структуры производственных фондов, используемых в инновационной деятельности.
2.4. Показатели затрат на инновации.
2.4.1. Показатели объема и структуры затрат на инновации.
2.4.2. Показатели динамики затрат на инновации.
2.5. Показатели технологического обмена.
2.5.1. Показатели приобретения технологий.
2.5.2. Показатели передачи технологий.
2.6. Показатели результатов инновационной деятельности.
2.6.1. Показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции.
2.6.2. Показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятия.
2.6.2.1. Показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате внедрения инноваций.
2.6.2.2. Показатели прибыли от реализации инновационной продукции.
2.7. Показатели инновационной активности предприятий.
3. Показатели, характеризующие влияние науки и инноваций на экономику и общество.
3.1. Показатели технологической структуры экономики.
3.2. Показатели экспорта и импорта технологий (баланс платежей за технологии).
3.3. Оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость.
3.4. Интегрированная оценка вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта.
3.5. Индикаторы влияния науки на развитие общества.
3.5.1. Индикаторы общественного понимания роли науки и инноваций.
3.5.2. Индикаторы социального статуса науки.
3.5.3. Индикаторы научной грамотности населения.
Вышеуказанные группы показателей в своей совокупности обеспечивают комплексную оценку масштабов, состава и динамики научного и инновационного потенциала в их органическом единстве.
Для изучения научной и инновационной деятельности в различных аспектах статистика использует также различные классификации и группировки, отражающие многообразие внутренних и внешних взаимосвязей науки и инноваций. Центральное место среди них принадлежит многомерной классификации научных исследований и разработок по видам (фундаментальные, прикладные исследования, разработки), отраслям и секторам науки.
Отрасли науки - дисциплины, в которых осуществляются научные исследования и разработки. Они характеризуются наличием конкретного предмета исследований и сферы интересов ученых, организационных форм их кооперации, научной периодики и других изданий, системы подготовки кадров соответствующего профиля.
Классификация отраслей науки строится по их предметным, методологическим и функциональным признакам и имеет иерархическую структуру: области науки (первый уровень) - отрасли науки (второй уровень) - научные специальности (третий уровень).
Основой классификации отраслей науки в статистике являются рекомендации ЮНЕСКО. В соответствие с ними в составе общей совокупности научных дисциплин как в отечественной, так и в международной статистической практике выделяются шесть крупных областей науки: естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, гуманитарные, которые затем детализируются по конкретным отраслям и научным специальностям.
В качестве секторов науки в статистике рассматриваются секторы экономики, объединяющие значительное число организаций, осуществляющих научные исследования и разработки и характеризующихся однородностью своих основных функций и предоставляемых услуг, источников финансирования, правового статуса.
Такой подход к группировке научных организаций был рекомендован Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с целью идентификации тех областей экономики, в которых ведется научная деятельность, и основан на группировке общественных потребностей, удовлетворяемых ею.
Секторы науки
Секторы
Содержание
Государственный
Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы.
Бесприбыльные организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций
Предпринимательский
Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства.
Частные бесприбыльные организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации
Высшего образования
Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса.
научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями;
организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Рособразования)
Частный бесприбыльный (некоммерческий)
Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.
Частные индивидуальные организации.
Классификация предусматривает выделение четырех секторов науки:
государственного;
предпринимательского;
вузовского (высшего образования);
частного бесприбыльного.
Она базируется главным образом на системе национальных счетов; единственное различие, продиктованное самой спецификой функционирования науки и носящее общепринятый характер как в России, так и за рубежом, заключается в том, что высшие учебные заведения выделены в качестве отдельного сектора, а домашние хозяйства объединены с частным бесприбыльным сектором. Это позволяет сравнивать показатели научных исследований разработок с другими статистическими данными и оценить, прямо либо косвенно, место науки в экономике страны и ее вклад в экономический рост.
Указанные специфические классификации и группировки статистики науки и инноваций, как и некоторые другие из их числа (типов научных организаций, социально-экономических целей научных исследований и разработок, видов инновационной деятельности и др.), используются в практике статистического наблюдения в дополнение к общестатистическим классификациям (видов экономической деятельности, административно-территориальных образований, форм собственности и т. п.).
Они играют важнейшую роль в формировании системы сбора и разработки статистической информации и обеспечивают возможность детального анализа структуры научного и инновационного потенциала страны.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.