Структура рынка совершенной конкуренции


Структура рынка совершенной конкуренции

Характеристика рыночной структуры

Прежде чем говорить о структуре рынка совершенной конкуренции, следует дать определение термину «рыночная структура».

Определение 1

Под рыночной структурой понимают условиях, в которых функционирует рыночная конкуренция.

Можно выделить следующие ее основные черты:

  • Число и размер хозяйствующих субъектов;
  • Тип (или характер) предлагаемых экономических благ;
  • Степень контроля над ценообразованием;
  • Условия входа на рынок и выхода из него;
  • Доступность информации и т.д.

Существует большое разнообразие рыночных структур, но можно выделить основные, к которым относятся следующие типы:

  • Совершенная конкуренция (идеализированное состояние рынка);
  • Монополистическая конкуренция (существует большое количество фирм сравнительно малых размеров, имеются невысокие барьеры для вступления в отрасль, продукция однородная по функциональному назначению, но отличается своими потребительским характеристиками, неполная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка);
  • Чистая монополия;
  • Олигополия (рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами);
  • Монопсония (ситуация, когда имеется только один покупатель данной услуги труда) и т.д.

Таким образом, перечисленные структуры отличаются друг от друга тем, насколько развита конкуренция на рынке. Иными словами, насколько хозяйствующие субъекты способны оказывать воздействие на рынок (в первую очередь, на цены на нем). Меньшая степень влияния говорит о том, что рынок является более конкурентным. Также необходимо отметить, что достаточно сложно встретить монополию и совершенную конкуренцию в реальной жизни.

Структура совершенной конкуренции

О существовании рынков совершенной конкуренции можно говорить только там, где существует огромное количество продавцов, которые реализуют похожие (однородные) экономические блага, и множество покупателей, которые желают их приобрести. На таких рынках никто не обладает правом диктовать свои условия или оказывать влияние на цены.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки совершенной конкуренции:

  1. Наличие множества продавцов и покупателей, которые конкурируют между собой;
  2. Объемы реализации хозяйствующего субъекта столь малы по сравнению со всем рынком, что он не может оказывать заметного влияния на ценообразование;
  3. Каждый из хозяйствующих субъектом стремится к производству и предложению покупателям стандартной (однородной, идентичной) продукции, которая мало чем отличается от товаров иных производителей;
  4. Не существует ограничений на вход на рынок и выход из него, то есть любой хозяйствующий субъект может как беспрепятственно начать производить конкретную продукцию, так и легко покинуть рынок;
  5. Объемы спроса, предложения и уровень цены устанавливают без ограничений посредством взаимодействия продавцов и покупателей на рынке;
  6. Свободный доступ к рыночной информации, которая дает понимание о ценах, технологиях производственной деятельности, возможных доходах для продавцов и о ценах и изменениях в них для покупателей.
Замечание 1

Существование рынка совершенной конкуренции относится к периоду, когда господствовали небольшие хозяйствующие субъекты, которые использовали примерно одинаковые технологии и имели равные издержки производственной деятельности. Капитал мог свободно перемещаться между отраслями экономики, как и иные факторы производства (труд, земля). Это объясняет наличие такие направлений и форм конкуренции, как внутриотраслевая и межотраслевая, конкуренция за снижение издержек производства, за лучший рынок сбыта и т.д.

Совершенная конкуренция представляет собой идеальный способ достижения равновесия на рынке. Это обуславливается тем, что ни хозяйствующие субъекты, ни покупатели экономических благ не могут по отдельности оказывать влияние на ценообразование. Cоблюдаются общие правила рыночного поведения.

В случае с совершенной конкуренцией, кривая совокупного спроса будет иметь наклон, близкий к горизонтальному, как и кривая предложения. Оба показателя будут уравновешивать друг друга.

Замечание 2

В основе механизма саморегуляции рынка совершенной конкуренции лежит свобода в экономическом выборе как для производителей, так и для покупателей. Причем последний не рассматривается как пассивный элемент в этом случае. Величина предложения товаров со стороны продавцов будет зависеть от конкуренции между ними. В случае сильной конкуренции, предложение с большей вероятностью будет превышать спрос со стороны покупателей.

В реальности достаточно сложно встретить совершенную конкуренцию. Но можно выделить некоторые отрасли, в которых в большей степени проявляется именно эта структура. К ним относится рынок ценных бумаг и продукции сельского хозяйства. На данных рынках функционирует большое число независимых продавцов, которые предлагают стандартизированную (однородную) продукцию, цена на которую определяется соотношением спроса и предложения.

Также рыночное равновесие может зависеть от государственного влияния и спекулятивного бизнеса. Первое проявляется в форме налогов, которые часто могут взиматься для того, чтобы ограничить производство и потребление определенной продукции. А последний связан с существованием торговцев и перекупщиков, которые покупают товар по более дешевой цене и перепродают его по более дорогой с целью получения дохода.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :