Примеры рынков совершенной конкуренции


Примеры рынков совершенной конкуренции

Характеристика рынков совершенной конкуренции

Рынки совершенной конкуренции дают понимание того, насколько эффективно могут работать рыночные отношения, где ключевым понятием является свобода в выборе.

Можно говорить о существовании рынков совершенной конкуренции там, где существует огромное количество продавцов, которые реализуют похожие (идентичные) экономические блага, и множество покупателей, которые желают их приобрести. На таких рынках никто не обладает правом диктовать свои условия или оказывать влияние на цены.

Замечание 1

Встречаются рынки совершенной конкуренции не часто, так как являются идеальным представлением о том, что должно получится в результате рыночных отношений. Зачастую происходят ситуации, когда решение о том, сколько будет стоить то или иное экономическое благо, принимается только со стороны продавца. Но в случае увеличения количества рыночных игроков, реализующих идентичную продукцию, необоснованное завышение стоимости становится невозможным. Зависимость цены от одного конкретного торговца или небольшой группы продавцов снижается, а в случае серьезного увеличения конкуренции, наоборот, уже покупатели начинают диктовать свои условия.

Признаки совершенной конкуренции

К признакам совершенной конкуренции можно отнести:

  • Наличие одинаковой стоимости экономических благ для всех покупателей и продавцов рынка;
  • Идентичность благ;
  • Прозрачность информации об экономических благах для всех участников рынка;
  • Существование множества продавцов и покупателей;
  • Отсутствие влияние на ценообразования со стороны отдельных субъектов рынка;
  • Свобода входа на рынок и выхода из него;

Перечисленные признаки в совокупности крайне редко существуют в реальности в какой-либо отрасли.

Примеры рынка совершенной конкуренции

Рассмотрим один из примеров рынков совершенной конкуренции.

Пример 1

В Соединенных Штатах в 80-х годах XX века произошло резкое падение цен на продукцию сельского хозяйства. Фермеры обвинили во всем государственную власть, которая, по их мнению, использовала какой-то инструмент влияния на цены этой продукции. Они посчитали, что государство искусственно снизило цены на 15 процентов для того, чтобы сэкономить на обязательных закупках. Тогда фермеры решили удостовериться в собственной правоте и отправились на крупнейшую товарную биржу в Чикаго. Однако оказалось, что данная биржа соединяет множество продавцов и покупателей продукции сельского хозяйства и ни один из них не может оказать влияния на уровень цен на какой-то товар.

Данный пример объясняет то, что при наличии множества продавцов с одной стороны, и множества покупателей с другой просто невозможно осуществлять недобросовестную конкуренцию. Те фермеры смогли лично убедиться в этом, а также в том, что именно рынок диктует условия осуществления отношений между покупателями и продавцами, так как цены на экономические блага устанавливаются без учета влияния одного конкретного человека или государства.

Таким образом, окончательная стоимость экономических благ на рынке формируется под влиянием баланса продавцов и покупателей.

Также к примерам рынка совершенной конкуренции можно отнести рынок зерна, где именно спрос на продукцию формирует цены в этой отрасли.

Главным преимуществом такого рынка является то, что в условиях ограниченных ресурсов распределение идет более справедливо, так как именно спрос на экономические блага формирует цену. Но также рост предложения не создает возможностей для ее завышения.

Совершенная конкуренция имеет ряд недостатков, к которым относится:

  • Торможение научно-технического прогресса, связанное с тем, что реализация товаров при высоком предложении осуществляется чуть выше себестоимости с минимальной прибылью;
  • Отсутствие накопления больших инвестиционных резервов, которые в дальнейшем можно было бы отправить на развитие производства;
  • Стандартизированность товаров;
  • Отсутствие уникальности и изысканности;
  • Отсутствие понимания разницы вкусов и запросов различных людей;
  • Именно рынки совершенной конкуренции смогли показать потребителям, что однородность продуктов приводит к отсутствию возможности развиваться и совершенствоваться;
  • Предельность выручки;
  • Отсутствие расширения хозяйственных предприятий и т.д.

Антиподом совершенной конкуренции является недобросовестная конкуренция, которая возникает в случае, если на рынке существует ограниченное количество продавцов, а спрос на их продукцию постоянен. В таких условиях предприятиям намного проще договориться между собой, диктуя свои цены на рынке.

Замечание 2

Недобросовестная конкуренция не всегда является сговором или аферой. Зачастую предприниматели объединяются для того, чтобы выработать единицы правила осуществления деятельности на рынки, сформировать квоты на выпускаемую продукцию для более грамотного и эффективного роста и развития. Такие хозяйствующие субъекты знают и заранее просчитывают свою прибыль, а также у них отсутствует такое понятие, как «предельная выручка», так как никто из конкурентов неожиданно не выбрасывает на рынок огромный объем экономических благ.

Ее высшей формой является монополия, когда несколько крупных игроков объединяются для уничтожения конкуренции. В этом случае эта группа сможет устанавливать завышенную, необоснованную цену и получать сверхприбыль.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :