Медиаэкономика

Медиаэкономика как наука

В настоящее время для развития экономического потенциала отдельного хозяйствующего субъекта и даже государства в целом необходимо понимать основные принципы организации, финансирования и особенности медиаиндустрии.

Определение 1

Под термином «медиаэкономика» рассматривают дисциплину, которая занимается изучением основ средств массовой информации.

При чем может изучаться как отдельная отрасль рыночного хозяйства, так и условия и элементы медиапроизводства в целом.

Замечание 1

В рамках медиаэкономики рассматривают конкретные индустрии и рынки, а также поведение хозяйствующих субъектов, являющихся производителями и потребителями на этих рынках. Следует отметить, что все это является микроэкономическими факторами, которые находятся под влиянием элементов макроэкономического характера. Для средств массовой информации это утверждение является особенно важным, так как вся деятельность медиаиндустрии напрямую связана с общественной жизнью

Особенности рынка средств массовой информации, отличающие его от иных отраслей народного хозяйства, заключаются в следующем:

  • Тип рынка, в рамках которого и функционируют различные средства информации;
  • Природа и степень конкурентной борьбы на данных рынках;
  • Уникальность уровня концентрации хозяйствующих субъектов в этой отрасли;
  • Монополизм.

Таким образом, под медиэкономикой понимают экономическую дисциплину, которая рассматривает проблемы максимального использования того, чем располагают хозяйствующие субъекты, функционирующие на рынке средств массовой информации.

Элементы медиаэкономики

Объектами изучения данной дисциплины являются как материальные, так и нематериальные ресурсы, которые помогают достигать эффективность деятельности на данном рынке. Так среди материальных объектов можно выделить здания, оборудование и финансы, а к нематериальным относится информация, журналисты, менеджеры, творческие профессионалы, обслуживающий персонал и т.д.

Географическим рынком средств массовой информации является вся территория, на которую распространяется деятельность хозяйствующих субъектов – медиафирм. Примечательным является тот факт, что именно географическое расположение является одним из ключевых понятий данной дисциплины и с которым связано ее содержание.

В целом под рынком средств массовой информации понимают взаимоотношения, складывающиеся между различными медиаконцернами с определенной аудиторией, либо иными общественными институтами (например, правительством, судом, антимонопольными органами, профессиональными союзами и т.д.). Иными словами, это отношения между медиаконцернами и хозяйствующими субъектами, оказывающими влияние на их экономическую деятельность.

Под товаром рынка средств массовой информации рассматривают различные новости, мнения, идеи, развлечения, знания, а также место под рекламу. Иными словами, рынок средств массовой информации – это тот же рынок товаров и услуг, на котором продается рекламодателями не площадь в газете или секунды в телепрограмме, а, прежде всего, доступ к аудитории.

Важность рекламы в настоящее время проявляется в том, что она оказывает воздействие даже на тех хозяйствующих субъектов, которые практически не взаимодействуют на рынке информации. Они могут испытывать косвенное влияние, выраженное в конкуренции на рынке товаров и услуг.

Таким образом, главной особенностью медиаиндустрии является сдвоенность рынка товаров и услуг. Именно эта характеристика и представляет собой главную отличительную особенность этой отрасли от иных отраслей современной экономики.

Основные тенденции медиаэкономики

В настоящее время годовой оборот медиаиндустрии по всему миру превышает 1 триллион долларов в год, а в Российской Федерации он составляет больше сотни миллиардов рублей. Доля валового внутреннего продукта, которая приходится на данную отрасль в разных государствах, составляет порядка 1-3 процентов.

Активное развитие новых медиа и интернет-ресурсов начинается с 2012 года, когда эта индустрия двигается по направлению к интерактивному мобильному миру, а бизнес-модели хозяйствующих субъектов призваны отвечать новым реалиям экономической жизни. Так в настоящее время потребителям нужен доставлять контент на правильном устройстве в правильное время, что достигается благодаря высокоскоростному Интернету и универсальным мобильным устройствам.

По прогнозам аналитиков потенциальные потребители проводят все больше времени в сети, в связи с чем ожидается, что спрос на интернет-рекламу повысится. Например, сейчас на «Яндексе» рекламу видит больше потенциальных клиентов, чем на «Первом канале».

Замечание 2

В современном мире контроль над средствами массовой информации осуществляется мировыми информационными агентствами и международными пресс-монополиями. Появляется все больше хозяйствующих субъектов, в которых основная роль принадлежит западному капиталу.

Поскольку средства массовой информации являются элементом действующей финансово-экономической системы того или иного государства, они заинтересованы в стабильности и развитии этой системы. Это можно заметить в содержании тех материалов, которые публикуются или транслируются ими.

Пример 1

Например, во многих государствах Запада, нередко можно увидеть материалы, в которых критикуются действия государственных органов власти, но при этом практически невозможно встретить публикации, которые критикуют институт частной собственности – основу основ современных финансово-экономических и социальных систем Запада.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :