Виды рынков совершенной конкуренции


Виды рынков совершенной конкуренции

Характеристика различных типов рынка

От того, в условиях какого рынка осуществляет деятельность хозяйствующих субъект, зависит его поведение, установление цены на экономические блага, определение объема производства и т.д. Среди основных факторов, которые определяют условия осуществления деятельности на том или ином рынке, обычно выделяют уровень развития конкуренции и способность хозяйствующими субъекта оказывать влияние на цену экономических благ, производимых и реализуемых им.

Под рыночной конкуренцией понимают борьбу между хозяйствующими субъектами за ограниченный различными факторами потребительский спрос.

Для того, чтобы достигнуть собственных интересов в процессе конкурентной борьбы, необходимо учитывать не только собственные, но и интересы иных субъектов рынка, так как на нем могут быть реализованы только те экономические блага, которые требуются потребителям и реализуются по наиболее низкой цене.

Замечание 1

Экономическая власть хозяйствующими субъекта оказыаает влияние на развитие кокнкурентных отношений на рынке. Следовательно, чем сильнее конкуренция на рынке, тем слабее диктатура производителя. В иной ситуации потребители получают больше выбора при определении товара, способного удовлетворить их интересы.

Уровень конкуренции на рынке позволяет выделить:

  • Совершенную конкуренцию, в рамках которой на каждый хозяйствующих субъект приходится малая часть рынка;
  • Несовершенную конкуренцию, которая может быть представлена как одним хозяйствующим субъектом в отрасли, так и небольшим количеством фирм-продавцов, которые осуществляют взаимодействие с множеством покупателей.

Среди менее известных моделей рынка можно выделить:

  • Монопсонию - ситуация, когда существует лишь один покупатель услуги;
  • Олигопсонию - модель, в рамках которой небольшое количество хозяйствующих субъектов осуществляет найм абсолютного большинства рабочей силы;

Виды конкуренции

Основные виды конкурентной борьбы:

  • По методам осуществления: ценовая и неценовая;
  • По отраслевой принадлежности: внутриотраслевая и межотраслевая;
  • По степени свободы: совершенная и несовершенство:

Рассмотрим более подробно каждый случай.

Определение 1

Под ценовой конкуренцией понимают реализацию экономических благ по самым низким ценам.

Это возможно с помощью сокращения издержек производственной деятельности, либо посредством уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция связана с использованием экономических благ, имеющих более высокое качество, надежность и срок службы. Также к методам неценовой конкуренции относится реклама и иные способы стимулирования сбыта продукции.

Определение 2

Внутриотраслевая конкуренция существует между хозяйствующими субьектами, производящими однородннвекономические блага.

Они "воюют" за наиболее лучшие условия производственной деятельности, сбыта, полученк максимальной прибыли. Межотраслевая конкуренция существует между хозяйствующими субъектами различных отрасли производства и связана с желанием наиболее выгодного приложения капитала, перераспределения доходов и т.д.

Также можно выделить совершенную и несовершенную конкуренцию. Разница между ниси состоит в доступе к факторам производственной деятельности, свободном ценообразовании и т.д. Так при совершенной конкуренции никто не из продавцов не имеет влияния на условия реализации экономических благ. Несовершенная конкуренция отличается тем, что в ее рамках продавцы могут оказывать влияние на условия реализации экономических благ.

Среди основных видов несовершенной конкуренции выделяют монополию (очень маленькое количество субъектов на рынке осуществляют его регулирование) и олигополию, которая может проявляться в форме картеля (объединения нескольких хозяйствующих субъектов для установления единых правил поведения на рынке) и картелеподобной структуры.

Характеристика совершенной конкуренции

На рынке, функционирующем в условиях совершенной конкуренции, закономерности рыночного механизма проявляются в наиболее чистом виде. Иными словами, это идеализированное состояние рынка.

Среди основных характеристик совершенной конкуренции можно выделить:

  • Все хозяйствующие субъекты осуществляют производство и реализацию однородной продукции, что приводит к отсутствию существенных отличий между продукцией разных производителей;
  • Количество хозяйствующих субъектов в отрасли сравнительно мало, а их доля не позволяет им в случае увеличения (уменьшения) объемов реализации оказывать существенное влияние на ценообразование;
  • Не существует барьеров входа (выхода) на рынок. Иными словами, происходит свободное образование в отрасли новых хозяйствующих субъектов.

Так как хозяйствующих субъекты не могут оказывать влияния на цены, они вынуждены принимать их как заданные извне. Иными словами, рыночная цена не зависит от решения отдельного субъекта увеличить или уменьшить свой объем реализации. Это обьясняет наличие в условиях совершенной конкуренции горизонтальной линии спроса (то есть абсолютной эластичности).

Как таковых не существует разновидностей рынков совершенной конкуренции. Это можно объяснить тем, что идеальное состояние если и существует, то по всем показателям. В случае отклонения какого-то из них от заданного значения, можно говорить о существовании какой-то разновидности несовершенной конкуренции.

В реальности лишь в ограниченном числе отраслей хозяйства можно говорить о возможном существовании совершенной конкуренции, то есть мало кто из хоязйствующих субъектов сталкивается с горизонтальной кривой спроса и сложно представить свободный вход на рынок и выход с него. В качестве примеров можно отменить рынок ценных бумаг и продукции сельского ххозяйства.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :