Виды рынков несовершенной конкуренции


Виды рынков несовершенной конкуренции

Характеристика рынков несовершенной конкуренции

Определение 1

Под рынком несовершенной конкуренции понимают рынок, на котором механизмы саморегулирования (спрос и предложение, цена, конкуренция) блокированы в меньшей или большей мере.

Предпосылки несовершенной конкуренции:

  • Ограниченное количество продавцов;
  • Продукция – дифференцированная/недифференцированная;
  • Барьеры выхода на рынок;
  • Несовершенная информация.

Рассмотрим основные виды рынков несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, предпосылки:

  • Наличие большого количество фирм сравнительно малых размеров;
  • Сравнительно невысокие барьеры для вступления в отрасль;
  • Продукция однородная по функциональному назначению, но отличающаяся своими потребительскими характеристиками;
  • Неполная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка.

Дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части – сегменты рынка. Она обеспечивает фирмам известные монополистические преимущества: фирмы сознательно работают над новыми потребительскими характеристиками выпускаемой продукции с целью получения дополнительных прибылей.

К факторам дифференциации продуктов относится качество, сервис, реклама.

Рост цен на рынке монополистической конкуренции имеет ограничение. Это объясняется высокой перекрестной эластичностью: даже незначительное повышение цены на один вид продукции вызывает сокращение спроса на него и рост спроса на другой вид этой же продукции. Например, повышение цен на шоколад «Красного Октября» приведет к переключению спроса на какой-то другой вид шоколада.

Олигополия

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами. Предпосылки рынка олигополии:

  • Немногочисленность фирм в отрасли (от 3-х до 8), их крупные размеры и, соответственно, власть над рынком (изменение цены или выпуска одной из фирм оказывает влияние на положение во всей отрасли). Примеры олигополистических рынков: рынок авиационных перевозок, рынок автомобилестроения; рынок сотовой связи, рынок стройматериалов и др.
  • Продукция недифференцированная (нефть, цемент, зерно) и дифференцированная (автомобилестроение, самолетостроение, транспортные перевозки и др., услуги сотовой связи).
  • Высокие барьеры выхода на рынок и ухода с рынка, в числе причин того: высокая капиталоемкость производства, емкость рынка, эффект масштаба, патентная монополия (фирмы «Ксерокс», «Кодак», «IBM»), высокие расходы на рекламу.
  • Несовершенная информация.

Уникальная особенность олигополистического рынка - характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами, их взаимозависимость: только на олигополистическом рынке решение каждой из фирм прямо сказывается на экономическом положении всех остальных фирм и на отрасли в целом.

Виды олигополии:

  • Нескоординированная олигополия;
  • Картель (или сговор) фирм;
  • Картелеподобная структура рынка.

При нескоординированной олигополии каждое изменение объема производства (или, цен) конкурентами ведет к формированию новой кривой спроса для другой фирмы. В результате того, максимизация прибыли, ради чего и начиналось понижение цен, становится невозможной.

Возможные варианты поведения фирмы-олигополиста, их эффективность на рынке нескоординированной олигополии:

Вариант 1: фирма – олигополист упорно понижает цены. Это непременно вызовет ответные меры конкурентов, которые также снизят цену на свою продукцию. Итог снижения цен - снижение спроса на продукцию фирмы-олигополиста и, соответственно, уменьшение прибыли.

Вариант 2: фирма-олигополист повышает цену.

В том случае, если конкуренты ее поддержат, вероятность потери этой фирмой своих клиентов будет невелика: клиенты не найдут более выгодных предложений и сохранят верность товарам фирмы.

В случае же, когда конкуренты не захотят поднять цены на свою продукцию, предпочитая за счет сравнительно низкого уровня цен увеличить свою долю рынка, потеря популярности товаров, вздорожавших, по сравнению с аналогами, окажется значительной, фирма потеряет часть своей доли рынка. Итог повышения цен – снижение спроса на продукцию фирмы-олигополиста, поднявшей цену и, соответственно, уменьшение прибыли.

Определение 2

Картель – объединение, или сговор нескольких фирм-олигополистов. Цель создания картеля - установление объема производства и цен на уровне, который обеспечивал бы получение максимально возможной прибыли каждым из его участников.

Классический картель предполагает установление между фирмами соглашения о единых ценах; о размерах (квотах) производства или разделе рынков; о единой политике по отношению к поставщикам ресурсов, чаще всего, по отношению к профсоюзам.

Картели запрещены законом.

Картелеподобная структура рынка представляет собой своеобразный компромисс между нескоординированной монополией и картельным сговором: фирмы не вступают друг с другом в какие-либо соглашения, но при этом их поведение подчинено определенным неписаным правилам, основным содержанием которых является порядок установления цен.

Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции функционирует ограниченное количество продавцов, продукция которых может быть как дифференцированной, так и недифференцированной. Они устанавливают различные барьеры входа на рынок. Господствует несовершенная информация.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :