Себестоимость продукции, ее способы анализа


Себестоимость продукции, ее способы анализа

Понятие себестоимости

Себестоимость продукции, работ или услуг – это стоимостная оценка ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и др.), которые используются для производства этих благ. То есть с помощью себестоимости характеризуются затраты организации, произведенные в текущем периоде и носящие производственный, некапитальный характер. Эти затраты необходимы для обеспечения простого воспроизводства в организации.

Замечание 1

В себестоимость продукции включают все затраты живого и овеществленного труда, которые понесло предприятие. Это и сырье, и амортизации основных фондов, и заработная плата сотрудников, и др.

В ее составе можно выделить как прямые, так и накладные расходы. Прямые связаны с затратами труда и материалов, а накладные – с расходами на управление, а также обслуживание производственной деятельности.

Уровень оснащенности производственной деятельности на предприятии определяет величину себестоимости.

Для того, чтобы рассчитать себестоимость одной единицы продукции (работы, услуги), используют калькулирование. Данный процесс предполагает сбор затрат по установленным заранее статьям.

Различают:

  • Плановую калькуляцию – планируемые затраты на предстоящий период;
  • Нормативную – затраты, которые исчисляются по установленным нормам и сметам;
  • Сметную – чаще всего связаны с разработкой нового вида продукции, которая выпускается на предприятии впервые и требует формирования соответствующей нормативной базы;
  • Фактическую – включает общую сумму фактически понесенных предприятием затрат.
Замечание 2

Разработка калькуляции на единицу продукции позволяет выделить прямые и косвенные затраты. Прямые – это те затраты, которые можно сразу отнести на себестоимость единицы продукции, а косвенные – затраты, определяемые пропорционально выбранной базе.

Методы расчета себестоимости

Существуют различные методы расчета себестоимости.

Например, метод прямого счета, который предполагает деление общей суммы затрат на производство продукции на ее количество. В основном данный метод применяют организации, осуществляющие производство однородной продукции. Но на практике довольно редко можно его встретить, так как не велико число монопродуктовых организаций.

Расчетно-аналитический метод представляет собой метод определения затрат, базирующийся на отнесение прямых затрат на единицу продукции путем использования норм расхода, а косвенных – пропорционально принятой в отрасли базе.

Нормативный метод калькулирования связан с использованием нормативов, установленных для использования различных ресурсов. Такие нормы должны быть научно обоснованными и направленными на рационализацию производственного процесса. Данный метод широко применяется на массовом производстве.

Существует также метод исключения. Он предполагает выделение основного вида продукции и побочных. То есть из общих затрат исключаются расходы, связанные с производством побочной продукции, а оставшаяся сумма относится на себестоимость основного вида.

Коэффициентный метод предполагает использование различных коэффициентов, которые позволяют более эффективно распределить комплексные затраты между видами продукции. То есть для одного из видов продукции устанавливается коэффициент, равный единице, а остальные сопоставляются с ним по выбранному признаку.

Сочетание двух методов (исключения и коэффициентного) происходит в комбинированном методе, в рамках которого происходит деление продукции на основную и побочную, исключение побочных затрат и распределение оставшихся сумм с помощью установленных коэффициентов.

Все эти методы могут применяться в совокупности на комплексных производствах, когда достаточно проблематично определить затраты только на один вид продукции.

Способы анализа себестоимости

Анализ себестоимости предполагает рассмотрение следующих показателей:

  • Полную себестоимость продукции в целом;
  • Затраты, приходящиеся на рубль продукции;
  • Себестоимость отдельных изделий;
  • Отдельные статьи затрат;
  • Затраты, распределенные по центрам ответственности.

Источником информации для анализа себестоимости выступают плановые и отчетные калькуляции, отчет о затратах, связанных с производством и реализацией продукции, данные бухгалтерского учета и др.

Анализ себестоимости осуществляется по элементам затрат, представленным на рисунке 1.

Элементы затрат

Рисунок 1. Элементы затрат

Материальные затраты включают сырье, материалы, покупные изделия, топливо, полуфабрикаты и т.д. А к прочим относится, например, амортизация нематериальных активов (деловая репутация, товарный знак и др.), процента по кредитам банков, налоговые отчисления, арендная плата и т.д.

Такая группировка затрат позволяет изучать материалоемкость, трудоемкость, фондоемкость, энергоемкость, а также устанавливать влияние научно-технического прогресса на производственную деятельность, а, следовательно, и структуру затрат. Так, например, если происходит увеличение доли амортизации и снижение заработной платы, можно говорить о том, что на предприятии повысился технический уровень или выросла производительность труда. Доля заработной платы может сокращаться и в случае увеличения уровня кооперации и специализации, то есть приобретении большего количество покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Группировка затрат по статьям калькуляции позволяет проанализировать на какие цели и в каком количество были использованы имеющиеся ресурсы. Также это позволяет вычислить себестоимость отдельных единиц продукции в случае ее номенклатурного производства. Помимо этого такая группировка может помочь установить центры сосредоточения затрат и найти резервы для их сокращения.

Чаще всего на предприятии наибольший удельный вес имеют материальные затраты, после них идет заработная плата и амортизация основных фондов.

Для того, чтобы проанализировать изменение себестоимости продукции используют:

  • Смету затрат на производство (используется чаще всего, так как отражает всю сумму расходов организации, понесенных в процессе осуществления производственной деятельности);
  • Себестоимость товарной и реализуемой продукции;
  • Затраты, приходящиеся на один рубль реализованной продукции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :