Сущность и основные черты рынка совершенной конкуренции
Говорить о совершенной конкуренции можно в том случае, когда ни один из субъектов рыночной структуры не оказывает воздействия на ценообразование, а также на объем спроса и предложения. Иными словами, это идеализированное состояние рынка, при котором удовлетворяются интересы как продавцов, так и покупателей.
В литературе можно встретить такое название конкуренции, как полипония (наличие множества продавцов) и полипсония (существование множества покупателей). Все эти понятия относятся к рынку совершенной конкуренции.
Среди основных характеристик рынка совершенной конкуренции можно выделить следующие:
- Отсутствие ограничений на количество продавцов и покупателей;
- Абсолютная однородность продукции конкретной отрасли. Иными словами, все товары, произведенные в одной отрасли, обладают одинаковыми стандартными свойствами;
- Отсутствие барьеров входа на рынок для новых хозяйствующих субъектов, а также выход с него для функционирующих;
- Свободное перемещение между хозяйствующими субъектами различных факторов производства, что обеспечивает отсутствие лишних ресурсов (или привлечение дополнительных в случае необходимости);
- Прозрачность информации на рынке;
- Одинаковые условия конкурентной борьбы для всех хозяйствующих субъектов, которые осуществляют деятельность на рынке совершенной конкуренции.
Преимущества рынка совершенной конкуренции
Каждая рыночная структура обладает определенными преимуществами, которые отличают ее от иных моделей. К преимуществам рынка совершенной конкуренции можно отнести:
- Оптимальность процесса ценообразования, то есть только законы спроса и предложения определяют цену на рынке, а не отдельные хозяйствующие субъекты;
- Равновесная цена устанавливается только в случае координирования действий нескольких субъектов, которые функционируют на рынке;
- Предельная полезность и предельные издержки экономического блага достигаются только в случае установления равновесной цены. Иными словами, любое экономическое благо будет потребляться до того момента, пока предельная полезность не станет меньше рыночной цены. При этом если потребитель стремится к тому, чтобы увеличить получаемую от экономического блага полезность, производитель заинтересован в сокращении предельных издержек. В связи с чем на рынке совершенной конкуренции удовлетворяются как интересы потребителя, так и интересы производителя;
- Достижение эффективности производственной деятельности, что обуславливается использованием наиболее эффективных способов производства со стороны производителя для уравнивания цена и минимальных издержек. Потребители получают ряд преимуществ от этого, так как конкурентная борьба на рынке заставляет производителей искать все новые способы производства для того, чтобы не быть вытесненным с рынка;
- Ограниченные ресурсы распределяют наиболее оптимальным способом. Это можно объяснить тем, что производственная деятельность на рынке совершенной конкуренции осуществляется как без излишков, так и без дефицита, то есть все ресурсы, которые были вовлечены в производственный процесс, используются в полном объеме;
- Саморегуляция рынка, которая позволяет достигать эффективности в использовании ограниченных ресурсов самостоятельно в случае нарушения равновесия под влиянием динамических изменений в экономической системе. Иными словами, в рамках совершенной конкуренции экономика автоматически функционирует в состоянии оптимума, а ее регулирование происходит посредством перемещения факторов производства между различными хозяйствующими субъектами. Следовательно, отсутствует необходимость государственного вмешательства в хозяйственную жизнь общества, что позволяет сэкономить на общественных издержках управления;
Замечание 1
Перечисленные преимущества позволяют говорить о том, что рынок в условиях совершенной конкуренции является одной из наиболее эффективных моделей рыночных структур.
Недостатки рынка совершенной конкуренции
Как известно, помимо преимуществ любая рыночная структура обладает и определенными недостатками, связанными со спецификой ее функционирования. Среди основных недостатков рынка совершенной конкуренции можно выделить:
- Наличие равенства в возможностях производителей и потребителей не означает достижения равенства результатов. Иными словами, возможно образование ситуации, когда эффективность распределения ресурсов производителей и степень удовлетворения потребностей покупателей в рамках рынка совершенной конкуренции будут зависеть от того, насколько платежеспособны потребности последних;
- В рамках рынках совершенной конкуренции не учитываются издержки, которые связаны с производством общественных благ (например, национальной обороны, пожарной безопасности, охраны общественного порядка и т.д.). Эта задача возложена на государство, а хозяйствующие субъекты участвуют только в той деятельности, которая позволит им окупить их издержки;
- Существование экологической проблемы, которая возникает в связи со стремлением субъектов к получению максимальной прибыли и минимизации издержек производственной деятельности. Они могут осуществлять загрязнение окружающей среды и истощать невоспроизводимые естественные ресурсы. Также важным является тот факт, что в рамках совершенной конкуренции интересы третьих лиц игнорируются. То есть не удовлетворяются интересы участников рынка, которые не являются ни продавцами, ни покупателями экономического блага;
- Маленькие хозяйствующие субъекты, являющиеся наиболее характерными представителями для такого типа рыночной структуры, чаще всего не могут использовать наиболее эффективную современную технику. Это объясняется тем, что только большие хозяйствующие субъекты могут достичь экономии на масштабах производственной деятельности. Небольшим хозяйствующим субъектам, как правило, не хватает средств на финансирование длительных и дорогостоящих научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.