Философия начала свое развитие как конкурент мифологии, стремясь решать все жизненные проблемы на основе разума. Причина этому кроется в усложнении отношений между людьми и повышением уровня знаний об окружающем мире. В своем развитии философия прошла ряд этапов:
Возникновение философии относится к VII - VI вв. до н.э. в трех регионах Древнего мира - Индии, Греции и Китае. На развитие философии оказали влияние местные особенности хозяйственного уклада, социальных отношений, в результате чего были сформулированы специфические личностные и общественные ценности, предложен свой путь осмысления действительности. В итоге родились западная и восточная философские традиции, которые основываются на разных социокультурных фундаментах.
Западная философия стала на путь активной деятельностной личности, преобразовывающей действительность при помощи техники и науки. Философия развивалась по пути «метанауки», стремясь стать универсальной теоретической схемой, из которой исходит вся методологическая баз науки. Философия отделяется от мифа и религии.
Восточная традиция в больше степени ориентирована на приспособление человека к ситуации, для чего активно применяются различные психотехники и придается большое значение традиции. Восточная философия основывается на стремлении к гармонии человека как с собой, так и с внешним миром, поэтому в ней большое внимание уделяется невмешательству человека в ход естественных природных процессов, тем самым подчеркивается не его созидательный характер, а созерцательный, духовный путь. Восточная философия - это философия Пути, который проходит человек в стремлении к совершенству. Практически все философские школы Востока представляли собой религиозные секты, либо позднее становились ими.
На протяжении некоторого пути философия Востока и Запада развивалась как одно целое, расхождение между двумя направлениями обычно связывают с именем Сократа и методом поиска истины при помощи диалога. В данном случае установление истины производится с помощью рациональных методов, что противоречит восточной традиции.
Во времена античности происходило развитие философии западного типа, которая легла в основу европейского интеллекта и его способа взаимодействия с окружающим миром.
Этому способствовало несколько причин:
Для античной философии характерен космоцентризм.
Космоцентризм - направление в философии античности, которое представляло мир как гармоничный, единый и прекрасный космос, в противоположность хаосу.
Для этого этапа развития философии свойственна опора на скудный эмпирический опыт, поэтому философские взгляды имели умозрительный и произвольный характер, часто кажущийся наивным и фантастическим. Однако это обстоятельство объясняет существование в античности многочисленных философских школ и отдельных личностей со своими концепциями.
С приходом и распространением христианства заканчивается период античности и начинается новая эпоха в развитии философии, которая в Средние века была тесным образом связана с религией. При этом одним из столпов средневековой философии оставались взгляды античных философов.
Теоцентризм - философское направление, которое представляет Бога как абсолютное, наивысшее бытие, источник любой жизни и блага.
Исходя из теоцентризма считалось, что мир можно познать только через познание Бога. Это в свою очередь возможно только через откровение - толкование Библии, в качестве главной черты человека выступала вера. Воззрения на историю общества раскрывались через провиденциализм, согласно которому Бог уже предопределил судьбу мира, поэтому история разворачивается в соответствии с божественным предначертанием. Для человека главным смыслом жизни предстает подготовка к спасению собственной души во имя последующего бессмертия.
В эпоху Возрождения в качестве главной философской концепции фигурировал антропоцентризм, который поставил человека в центр Вселенной, в учениях философов на первое место выходит человек с его уникальностью и неповторимой индивидуальностью. Совершается поворот в сторону обращения к природе.
Новое время, с его упором на механику, в качестве главных философских принципов выдвинуло эмпиризм, как признание чувственного опыта единственным источником знания, а также рационализм, признающей разум как единственную основу познания. Большая роль в становлении данных методов философии принадлежит Ф. Бэкону и Р. Декарту.
В XVIII - 40-х гг. XIX вв. складывается немецкая классическая философия, под которой понимают концепции Канта, Фихте, Гегеля и Шеллинга. Их взгляды резко отличались от всего предшествовавшего периода, что послужило основанием для их выделения. В качестве основной задачи философии они видели открытие новых горизонтов мышления, а также становление в качестве «квинтэссенции» духовной культуры. В немецкой классической философии произошло два важнейших открытия: признание активности субъекта в познании и диалектики как методологии познания.
Так, И. Кант считал, что субъект не столько отражает свойства объекта, сколько конструирует в мышлении его образ. Он отрицал существование «врожденных» идей и полагал, что все знания исходят из ощущений. Любой объект предстает как явление, т.е. те стороны, которые можно постичь с помощью опыта, а также как «вещь в себе», это те стороны, которые выходят за границу опыта, то, что непознаваемо.