Экзистенциализм и его представители


Экзистенциализм и его представители

Философия экзистенциализма

Определение 1

Экзистенциальная философия, или философия экзистенциализма, или философия существования – крупное и влиятельное направлении в философской мысли 20-го столетия.

В философии экзистенциализма принято выделить две ключевых ветви:

  • Религиозный экзистенциализм;
  • Атеистический экзистенциализм.

Среди основных фигур религиозного экзистенциализма нужно выделить следующих:

  • Карл Ясперс;
  • Габриэль Марсель;
  • Мартин Бубер;
  • Николай Бердяев;
  • Лев Шестов.

Среди основных представителей атеистического экзистенциализма необходимо отметить следующих:

  • Мартин Хайдеггер;
  • Жан-Поль Сартр;
  • Альбер Камю.

Также можно условно разделять философов-экзистенциалистов по странам, к которым они принадлежали, например, немецкий, французский, или русский экзистенциализм.

Представители немецкого экзистенциализма

Ключевыми фигурами в немецком экзистенциализме являются М. Хайдеггер и К. Ясперс.

Мартин Хайдеггер (1889 - 1976 гг.). Центральное положение всех философских построений немецкого мыслителя Мартина Хайдеггера состоит в том, что только через понимание человеческого бытия раскрывается сущность бытия вообще. В этом смысле онтологическое учение Хайдеггера взаимосвязано с экзистенциальной составляющей его философии. Бытие человека Хайдеггер определяет через понятие «экзистенция». По мнению Хайдеггера, сущность человеческого существа заключена в его экзистенции, которую нельзя свести к наличному существованию человека. Отличие бытия человека от бытия сущего заключается в том, что экзистенция несубстанциальна, иными словами экзистенция не может быть сведена к какой-то материальной или духовной субстанции. Особенность экзистенции состоит в отношении человеческого индивида к своему бытию как к возможности. Экзистенции проявляет себя в возможности человека управлять своей жизнью, изменять её, делать выбор. Человек, согласно Хайдеггера, является тем, чем он может стать.

Карл Ясперс (1883 - 1969 гг.). В экзистенциальной философии немецкого философа Карла Ясперса центральным понятием выступает «экзистенция». Экзистенция, согласно Ясперсу, обнаруживается в «пограничных ситуациях», иными словами, когда человеческий индивид оказывается перед лицом смерти, или например, в моменты нравственного или интеллектуального кризиса. Экзистенцию, полагает Ясперс, невозможно изучить и познать, нельзя выразить в знании, экзистенцию можно только высветлить. «Высвечивание» экзистенции возможно лишь в мышлении, её постижение невозможно свести к эмоциональной сфере человека, при этом соотношение одной экзистенции с другой является своеобразной коммуникацией. Согласно философским взглядам Ясперса, коммуникация предстаёт как конституирующий момент экзистенции, самобытия человека. Коммуникация – центр всего миропонимания в философских взглядах Карла Ясперса, это своего рода критерий философской истины. Спасение отдельного индивида и всего человечества Карл Ясперс видит в единстве и коммуникации, в более глубоком осмыслении истории. Ясперс считает, что принципиальная незавершенность исторического процесса вызывает в человеке потребность выйти за пределы исторического бытия, при этом оставив в стороне трудности, противоречия и опасности, неразрывно связанные с реалиями истории. Однако вознесение над историей, согласно воззрениями Ясперса, оказывается заблуждением. Карл Ясперс подчеркивает невозможность «объективирующей» позиции внешнего наблюдателя по отношении к истории.

Представители французского экзистенциализма

Главными представителями французского экзистенциализма являются Ж.П. Сартр и А. Камю.

Ж.П. Сартр (1905 - 1980 гг.). Ключевыми категориями в экзистенциализме французского мыслителя Жан-Поля Сартра являются понятия свободы и отчуждения. Жан-Поль Сартр считал, что свобода – это нечто абсолютное, раз и навсегда данное человеку. Свобода, в философском мировоззрении Сартра, предшествует сущности человеческого существа. Сартр понимает и объясняет свободу не как свободу человеческого духа, которая ведёт к бездействию. Свобода в философии Сартра предстаёт, в первую очередь, как свобода выбора человеческого индивида, и эту свободу выбора у человека никто не имеет права отнять. Поясняя данное понимание свободы, Жан-Поль Сартр приводит пример с узником, который несвободен физически, но свободен принять решение – смириться со своей участью или бороться за свою свободу. В своей экзистенциальных построениях Сартр создаёт учение свободы воли, которое развертывается в теории «проекта». Согласно теории «проекта» человек как существо индивидуальное и неповторимое не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. «Экзистенция», по мнению Сартру, – это постоянно живой момент деятельности человека, и этот момент взят субъективно. Согласно философским взглядам Сартра, только деятельность человека придаёт смысл окружающего его мира. Вещи – это смыслы, которыми человек эти вещи наделил. Вне смыслового поля, предметы материального мира представляют собой лишь пассивные и инертные обстоятельства. Наделяя вещи своими уникальными значениями и смыслами, человек создаёт себя в качестве индивидуальности, очерченной тем или иным способом. В противовес «тошноте», которую у человека вызывают вещи, Сартр утверждает особенные, непосредственные, цельные человеческие отношения.

Альбер Камю (1913 - 1960 гг.). Экзистенциальная философия французского философа Альбера Камю построена на отчаянии, которое вызвано мыслью о величии индивида, который не может найти связь с равнодушным, однако прекрасным миром. Ключевое понятие экзистенциализма Камю – это понятие Абсурда. Абсурд, согласно взглядам Камю, возникает из конфликта между «серьезным», целенаправленным характером деятельности человека и ощущением бессмысленности всей этой деятельности, так как человек в конечном итоге умрёт. Данный конфликт личности является издевательством над человеком, и в качестве ответной реакции на этот конфликт, это противоречие, человека посещает мысль о суициде. Интересно отметить, что абсурдизм философского мировоззрения французского мыслителя несовместим с позицией социальной справедливости, на которой стоял Камю. И именно это мучило Альбера Камю. Камю, развивавшего тему абсурдизма в философии, беспокоила мысль о том, что традиционные нравственные установки оказываются под ударом. Отмена моральных норм, согласно Камю, неизбежна, но это констатируется не с радостью, но чувством горького сожаления. Абсурд не рекомендует преступления, однако абсурд обнаруживает ненужность моральных угрызений. Камю считал, что если все пути безразличны, то путь долга одинаково законен, как и любой другой. Камю говорил, что человек может быть добродетельным по капризу.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :