Экзистенциализм - одно из самых популярных философских направлений XX века и современности, в основе которого лежат идеи об уникальности индивидуального человеческого существования.
Если до экзистенциалистов человек был прежде всего объектом, то начиная с них, философия обратилась к самому человеку, его бытию, проблемам и особенностям. Для них человек не просто предмет, а наделенный уникальным сознанием индивид со своим способом мышления и миропониманием. Вот в эту внутреннюю жизнь и стремились познать экзистенциалисты. Их идеи были достаточно разнообразны, в некоторых моментах едва ли не противоречивы, но использование одной терминологии и верность главной идее объединяет их в одно философское течение.
Принято считать, что экзистенциализм зародился в 30-х гг. XX века в Германии, иногда, ссылаясь на Бердяева и Шестова, указывают на 10-е годы XX века, некоторые философы находят его еще раньше. Однако именно с 30-ых гг. экзистенциализм приобретает известность и начинает быстро распространяться уже после Второй мировой войны. Особенным успехом он пользовался во Франции, откуда вышло много уникальных экзистенциалистов.
Выделяют два направления к экзистенциализме:
Делению положил начало сам Сартр, который в своей работе «Экзистенциализм как гуманизм» разделил известных ему философов-экзистенциалистов на два данных лагеря, пояснив, что между ними общее только представление о том, что существование предшествует сущности.
Разница между двумя направлениями заключается в том, в чем ищут первооснову мира и истоки бытия философы. У представителей религиозного направления сущность человека, как и бытие, оказываются связаны с верой и религией, а у атеистических философов человек является главным и единственным субъектом, который определяет смысл бытия.
Однако с точки зрения ряда философов такое деление чисто условно, т. к. «чистых» атеистов среди философов нет. В их философии усматривают влияние религиозной мистики, а также идей таких теологов, как Августин, и несмотря на то, что официальная религия не может их принять, по своей сути они все равно религиозны.
С точки зрения С. В. Бессмертновой экзистенциальная философия не может делиться ни на религиозную, ни на атеистическую, т.к. в ней присутствует установка на познание в границах чистого опыта, который, однако, не может дать определенного ответа, несмотря на желание разума его получить. Познание может постигать только осколки, в результате чего возникает абсурд. А вот как его называть - Богом или нет - вопрос уже только терминологии.
К числу философов данного направления принято относить К. Ясперса и Г. Марселя. Марсель был католиком, выступавшим против академической философии. Он обвинял философов в невнимании и пренебрежении по отношению к человеческой мысли, а значит, и подлинной реальностью. Марсель выделял два вида философствования:
Человек для Марселя - это путник, чей взгляд устремлен на непрерывно меняющиеся картины своего собственного «Я», таким образом его дорога - это путь самосознания. Его жизнь - это динамический процесс, постоянное обновление. Однако на его пути возникает много преград, искусы от дьявола, который пытается увезти человека с пути познания, в результате чего человек может потерять собственную личность, а главное, неповторимое ощущение внутреннего субъективного переживания бытия.
Ясперс много внимания уделил исторической философии. Он считал, что история - это не набор случайных событий, а единый взаимосвязанный всемирно-исторический процесс. Он считал, что задачей философии является постижение именно смысла истории, поиск ее единства, постижение структуры мировой истории, а это можно сделать только постигая человека.
В вопросе источника единства мирового развития Ясперс приходит к выводу, что такой основой может стать «философская вера». Традиционная религия и наука дискредитировали себя, потому не могут служить таким основанием, в то время как «философская вера», лежащая в основе на истинах библейской религии, лишена многих их недостатков.
Христианство очернило себя своей нетерпимостью по отношению к инакомыслящим, она оказалась неспособна на диалог с другими. Библейская религия объединяет в себе то, что лежит в основе не только христианства, но и иудаизма и ислама, предстает в виде проповеди единства человеческого рода. Библейская религия обладает открытостью и незавершенностью, т.к. ставит вопросы, но не дает ответа и не представляет учение в целом. Библейская религия воплощается в философской вере, которая и может послужить источником единства или осью. Время, когда она сформировалась, он называет осевым временем или осевой эпохой. Это период одухотворенности, когда человек осознает конечность своего существования, а значит, открыт для постижения тайн бытия.
Главным представителем данного направления являлся Ж.-П. Сартр. Он, как и Ницше, исходил из главной установки «Бог умер!». В мире, где отсутствует Бог, человек оказывается абсолютно одинок, у него нет ориентиров, на которые он мог бы опереться, в том числе отсутствуют какие-либо моральные нормы. «Раз Бога нет, то все позволено». В таких условиях человек оказывается обречен на свободу. Это означает, что только человек создает себя из пустоты, ибо в начале человек - ничто. Он сам наполняет свое существование и сознание сущностью, совершая тот или иной выбор. Человек обречен постоянно совершать выбор, даже отказ от самого выбора является по сути им же.
Свобода не имеет причин и оснований, никакие внешние силы не могут помешать человеку быть свободным в выборе, т.к. человек выбирает не реальные возможности, а свое отношение к ним. Таким образом, свобода субъективна, неизбежна и мучительна в необходимости совершения выбора.
Сартр отвергал представления об упорядоченности мира и наличии в нем смысла. Он считал, что реальность состоит из череды случайностей, свободы. Именно в таком мире может существовать человек, наделенный свободой выбора, в котором он творит и созидает сам себя.