Один из наиболее продолжительных периодов в истории становления человеческой мысли является средневековая философия, важным этапом которой была схоластика.
Схоластика – это вторая ключевая фаза развития древней философии: период рациональной разработки новой христианской философии (VIII-XVI вв.).
Данное направление отличается от других огромным наличием философских школ, выражающих огромный интерес к формально-логической стороне общественных проблем. Её характеризует высочайшее развитие понятийного аппарата самой центральной части философии.
Само по себе понятие первостепенно указывало на обязательное обучение в школе. Точнее, схоластика имела прямое отношение к учебным заведениям, которые открывались исключительно на деньги открытого церковного бюджета.
Учителей, которые преподавали в них, называли схоластами.
Приобретение знаний в те времена базировалось только на зубрежке изучаемого материала и поддерживалось стабильной системой грубых наказаний детей в школах. Кроме того, данные организации были направлены в религиозную сферу, именно по этой причине огромное количество школ было открыто при церквях.
Производным определением от греческого слова «школа» через несколько столетий стали называть комплексную систему.
Ранняя схоластика тесно связана с организацией местной и городской школы, которая в своих целях использовала только постоянные помещения для необходимого обучения и проживания учащихся в вне монастырей и церквей.
Обучение носило такой характер:
В период становления указанного периода возникает множество разнообразных школ, институтов и, соответственно, самих учащихся в них. Второй период схоластики многие ученые характеризуют как «золотой век в древнегреческой науке». Этот этап начинается 13 столетия а известный он стал благодаря активной деятельности ряда выдающихся исследователей и философов, среди которых Фома Аквинский, Альберт Великий и Бонавентура.
После «золотого этапа» наступил период внезапного и стремительного упадка, когда интеллектуальная активность всех древних мыслителей католической Церкви резко сошла на нет. С приходом эпохи великого Возрождения наступил важный четвертый этап. Яркими представителями в тот период были: Луис Молина, Франциск Сильвестр и Доминго Баньес которые продолжили развивать образование в школах, включая в систему новые интересные предметы.
Однако с распространением противоречивых идей Декарта и его последователей этот этап стал постепенно увядать. Новый и ключевой толчок к развитию школьного образования произошел уже в середине девятнадцатого века - с тех пор начался пятый период схоластической философии, который длится по сей день.
Самыми известными школами средневековой схоластики считаются школы реалистов и номиналистов, разошедшиеся из-за возникших проблем универсалий.
Университеты – специальные корпорация и научные центры, которые прославились своей уникальной «ученостью» в Западной Европе и притягивали молодежь со всего мира.
Средневековый университет были настоящей гордостью города, в котором он функционировал, так как в течение многих столетий «считался крепким оплотом свободы и убежищем для талантливых молодых людей». Все преподаватели в университетах были официально объединены в факультеты и имели высшие ученые степени докторов или магистров.
Руководил факультетом декан, а студенты имели своих наставников, которые обязаны были наблюдать за их учебой и успеваемостью. Должность ректора в те времена была избирательная, однако занимало ее в обязательном порядке лицо духовное.
Процесс обучения в указанных учреждениях начинался с поступления на начальный факультет «искусств», где изучали «семь важных свободных искусств».
Имея степень бакалавра, появлялась возможность обучаться на старших факультетах:
Обучение на вышеуказанных кафедрах происходило в течение 8-10 лет, а результатом хорошего обучения являлось получение высшей степени доктора. Стоит отметить, что в Древней Греции процесс обучения происходил в определенные период, а именно с 20 октября по 7 сентября. В течение всего учебного года от студентов требовалось обязательное посещение всех лекций, так как за пропуск учащиеся должны были платить хороший денежный штраф.
Лекция считалась основной формой обучения, где преподаватель делал собственные комментарии и выделял интонацией главные моменты, а студенты просто следили за ним по тексту. После завершения лекций ученики кратко воспроизводили их содержание, а затем проводились еженедельные диспуты.
Церковь, власти, государство, учреждая школы и университеты, смогли принять компромисс между научной философией и религией. Хартия об очередном открытии университета официально утверждалась королем и папой. Известно, что в XIII в. было открыто 19 университетов, в XIV в. — 25, в XV в. — 30, что послужило хорошим основанием для возникновения необычного для тех времен гуманистического течения в педагогике, что предоставило возможность заложить в обществе крепкую основу обучения наукам и религией.
Однако науки продолжали и дальше находиться в установленных местными властями рамках христианской и европейской педагогической традиции. Детство для средневековой философии больше не имело никакой ценности, так как ребенок рассматривался только как невинное существо, устами которого глаголет истина.
В таком взгляде нет искреннего признания необходимого для становления человека как личности качественного своеобразия детства, однако ребенку придавалось сакральное таинственное значение.
В результате, правильный гуманистический взгляд на «невинное существо» уже представила нам эпоха Возрождения.
Хочется отметить, что реализм и умеренный реализм в период схоластики укрепили систему образования и иерархию Римской Церкви, так как акцентировали особое внимание на универсалиях, понятия которых подчинили человека реальности конкретной группе или организации. Номинализм смог возродить интерес к знаниям человека, утверждая, что каждая личность является более реальным, чем организация.
Этот интерес во многом содействовал развитию материализму Ренессанса, когда люди начали считать человека абсолютно независимым, а вскоре и вовсе привел к утверждению экспериментального способа познания мира как основного метода достижения таинственной истины.