Школы античной философии


Школы античной философии

Милетская школа

В Ионии, где находился город Милет, корни культуры были очень глубокими. Уже во II тысячелетии до н. е. здесь имел место высокий уровень развития техники и искусства, отличавшегося значительное влияние Египта, Ассирии и Вавилона. В микенской эпохе произошла колонизация Малой Азии, развивались мореходство и торговля. Средиземное море стало известным до Гибралтара.

Общение со многими народами, с их обычаями, религиями, знаниями проявляло условность, относительность всех человеческих переводов и религий, открывало путь к свободным исследованиям и к рационалистической критике. Все это способствовало разнообразию общественной жизни, разлагаются его старые формы, возникают новые. Возникает потребность в законодательстве, которое обеспечило бы крепкий государственный строй. Среди известных видов древних искусств появляется выше - искусство политики, которым славились первые греческие мудрецы (Солон, Питтак, Биант и др.) Был среди них и Фалес, основатель древнегреческой философии.

Фалес (640-562 гг. до н. э.) - не только первый философ Греции, но и первый ученый (математик, астроном). Путешествуя по миру в качестве купца, он приобрел много знаний в Египте, Вавилоне и в других странах. Говорят, что на основе расчетов он предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э. е. Фалес был неплохим советником по делам государства и в практических делах. Желая показать, что ему разбогатеть совсем нетрудно, лишь бы было его хотение, он как раз, ожидая большого урожая масел, арендовал все масличные и тем самым приобрел много денег.

Что касается самой философии Фалеса, то она дошла до нас всего в двух положениях:

  1. все возникло из воды;
  2. все наполнено богами [демонами, духами].

Согласно Гегелю, философия появляется с постановкой вопроса о сущности, которое не только сформулирован, но и решен вне методологии и терминологии мифологического мышления (без аллегорий и персонификаций). Если согласиться с гегелевским критерием философии, то эти два вывода, которые достался Фалес, и были за своими качествами первыми собственно философскими выводами. Вторым представителем милетской школы был Анаксимандр (611-546 гг. до н. э.). Ему приписывают составление первой географической карты, сооружения глобуса, изготовление некоторых приборов, среди которых называют гньмон, указывающим на солнцестояния и равноденствия, и солнечные часы.

Анаксимандр первым поднялся к идее о множестве миров, Земля – только доля мира, метеор, окруженный бескрайним мировым пространством. То физическое начало, из которого все возникает и в которое все превращается в процессе вечного движения (Анаксимандр дал ему терминологическое название αρχε - принцип, начало) является несколько "безгранично" (апейрон - άπειρον) и "божественное", которое всем управляет. Слово апейрон, как считают некоторые исследователи, характеризуя одну из извечных свойств первоначала, не является водой, воздухом, огнем и т.п., но все же оно является началом предметным, телесным.

Возможно, это первоначало было смесью многих элементов. Возникновение мира Анаксимандр объяснял борьбой и отделением противоположностей (прежде всего холода и тепла). В недрах "безграничного" сначала возникает зародыш мира, в котором влажное и холодное ядро окружено огненной оболочкой. Под влиянием жара ядро высыхает, а его паров раздувает внешнюю оболочку к ее разрушению. Оболочка распадается на несколько колец. Где-то после этого возникает цилиндрическая Земля, которая висит неподвижно в центре сферического Вселенной. Эти процессы, по Анаксимандру, периодически повторяются: через некоторое время мир снова поглощается окружающим "безграничным" началом.

Третьим известным милетским философом был Анаксимен (585-524 г. до н. э.), ученик Анаксимандра и последний представитель этой школы. Началом всего Анаксимен считал не то неопределенное, как об этом думал его учитель, а воздух. С воздуха все возникает и к нему все возвращается. Разрежения воздуха приводит к возгоранию, когда же воздух сгущается это ведет к появлению ветра, облаков, воды, земли, камней и тому подобное. Процесс возникновения Земли с воздуха Анаксимен сравнивает с процессом валяния шерсти к образованию войлока, из которой делаются валенки.

"Войлочная" Земля на вид похожа на стол и, в отличие от мнения Анаксимандра, не довлеет неподвижно в центре мира, а поддерживается снизу воздухом. В целом учение Анаксимена мало больше собственно греческих мотивов, чем учение его милетских предшественников, и оно сыграло большую роль в формировании взглядов Анаксагора, Левкиппа и Демокрита.

Пифагор и пифагорейский союз

Лицо Пифагора, основателя одной из древнейших философских школ, уже в V в. до н. е. была окружена легендами и точных сведений о его жизни и учения очень мало. Жил он около 584-500 гг. до н. е. сначала на острове Самос, а позже отправился в Южную Италию (г. Кротон), где и основал со своими сторонниками союз. Совокупность учений под общим названием "пифагорейская философия" существовала с VI в. до н. е. до III в. н. е., однако уже с IV в. до н. е.

Определение 1

Пифагорейский союз известный как мистическая, религиозная секта. Сам Пифагор - один из величайших греческих мыслителей и ученых. Он установил, что высота тона зависит от длины струны, дал математические соотношения в скульптуре, архитектуре ("золотое сечение", правильные количественные соотношения различными частями сооружений).

Замечание 1

Исходя из идеи о совершенной фигуре, сделал вывод о шарообразности Земли. К этому следует добавить, что Пифагор является создателем научной геометрии, теории чисел оригинального философского мировоззрения, согласно которому во вселенной царят математические законы. Как политический деятель Пифагор пытался создать новую аристократию, основать государство, какой бы господствовали лучшие из людей с помощью религиозного союза и воспитания в философской школе. И ему действительно удалось объединить многочисленных представителей умственной аристократии.

Гераклит Эфесский (540-480)

Свою философию Гераклит изложил в сочинении под принятой в те времена названием "О природе" ("Περι φυσεως"), которая состояла из трех частей: все, о государстве, о божестве. Важнейшим понятием в философской системе Гераклита есть логос. Смысл его многозначен. Это и некоторое закон, руководит вселенной, но это и слово, даже речь самого Гераклита.

Он сетует, сетует на людей, люди не понимают этого логоса, ибо логос у него есть одновременно и истина: "Хоть этот логос существует извечно, люди не понимают его - ни раньше, чем услышат о нем, ни услышав впервые. Ведь все осуществляется поэтому логосом». Большинство людей не понимают логос, поскольку имеют нечувствительны, варварские души.

Вторым фундаментальным понятием философии Гераклита является "огонь". Огонь - это первооснова всего, что существует, архе. Он отождествляется с космосом, то есть упорядоченной, организованной Вселенной: "Этот космос, один и тот же для всего существует, не создал никакой бог и никакой человек, но он всегда был, есть и будет пожизненно живым огнем, мерами вспыхивает, мерами угасает».

Замечание 2

Что касается идей Гераклита, то самая и самая важная из них – идея единства и борьбы противоположностей.

Элеаты

Название этой философской школы происходит от города Элея, что находился на юге Италии. Однако основателем ее был гражданин. Колофон Ксенофан (565-470). Свои мысли он изложил в поэтической форме и это унаследовал его ученик Парменид (540-470). Ксенофан решительно выступил против мифологического политеизма, против мифологического мировоззрения вообще. Восстал и против Гомера и Гесиода за то, что они приписывали богам человеческие недостатки.

Считал также, что высшее существо, то есть бог, может быть только другой. Учение Ксенофана пантеистическое, ведь "все - единое" и "единое есть бог": "Богом наполнено все". Эмпедокл и Анаксагор

Среди физиков-философов, хотя и не оставили после себя продолжалось существовавших школ, однако имели мощное воздействие на современников и позднейших античных философов, были Эмпедокл и Анаксагор.

Атомистика

Основателем атомизма считается Левкипп из Милета, который был учеником или Парменида, то Зенона. Жил около 500-540 г. до н. э. е. Однако самым блестящим и плодотворным представителем атомизма признается Демокрит из Абдеры (его иногда так и называют - Абдерит). Годы его жизни около 460-370 до н. э. Начало V в. до н. е. в истории античной Греции принято считать переходом к классическому периоду. В философском отношении этот период характеризуется антропологическим поворотом, то есть преобладанием проблематики, связанной с человеком. Предвестниками этого поворота были софисты, однако наиболее отчетливо его представил Сократ.

В истории античности период от начала азиатских завоеваний Александра Македонского (334 г. до н. э.) Принято называть началом эпохи эллинизма. Понятие «эллинизм» было введено в XIX в. немецким историком Г. Дройзеном (1808-1884) в его «Истории эллинизма». Оно должно обозначить отрезок времени с возникновения отдельных государств после распада созданной Александром империи и до следующего покорения их Римом.

Историю эллинизма делят на три периода:

  • Возникновение эллинистических государств (конец IV – начало III в. до н. е.)
  • Расцвет эллинистических государств (III - начало II в. до н. е.)
  • Упадок и подчинение их Римом (середина II - конец I в. до н. е.).

Скептицизм

Основателем скептицизма считается Пиррон (ок. 360-275 г. до н. э.), ученик Анаксарха. Вместе со своим учителем он был участником индийского похода А. Македонского и уже там практиковал поведение, исходящую от основ его учения. Произведений не писал, а излагал свои мысли устно.

Стоицизм

Стоицизм формируется с конца IV в. до н. е. в Греции (Афины) и становится наиболее распространенной школой, охватывает Рим как республиканских, так и императорских времен и существует до II в. н. е. Название школы происходит от греческого слова ςτοά - портик, крытая колоннада, часто украшенная фресками.

Неоплатонизм

Эта последнее философское течение античности развивается в III-V вв. новой эры. Это было время рождения и утверждения христианства, проникновения с Востока на Запад новых религиозных учений, культов, мистерий. В эту пору и философия становится религиозной. Школа неоплатонизма была именно такой. Начинается она с Плотина (205-270), а завершается Проклом (412-485). Однако, прежде чем обратиться к Плотина, следует напомнить кое-что из истории платоновской школы – Академии.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :