Христианский гуманизм


Христианский гуманизм

Общая характеристика идей христианского гуманизма

Христианский гуманизм по-другому называется религиозной социальной философией. Он восходит к философским идеям выдающихся русских мыслителей – Константина Леонтьева, Владимира Соловьева и Николая Бердяева. Для этих философов главным объектом философского знания являлась религиозная мысль. При этом стоит отметить, что их не устраивала существовавшая религиозная мысль в рамках Русской Православной Церкви. Поэтому они выступали за создание новой формы религиозного сознания. Такое стремление этих выдающихся философов объясняется многими кризисными явлениями, получившими своё развитие на рубеже 19–20 веков, и прежде всего, растерянностью людей умственно труда (интеллигенции) вследствие бурных событий общественной жизни.

Владимир Соловьев (годы жизни: 1853–1900) и Николай Бердяев (годы жизни:1874–1948) выдвинули идею целостности духовно-душевного мира. Эти философы сознавали, что социология не должна быть исключительно теоретической наукой. Напротив, она должна заниматься насущными проблемами реальной жизни, а именно она должна разрабатывать такие понятия как «национальная идея» и «общественный идеал».

Три силы, определяющие историческое развитие человечества

Вл.Соловьев считал, что три силы влияли на человеческое историческое развитие. Эти силы суть следующие:

  • Мусульманский Восток,
  • Западная цивилизация,
  • Славянский мир.
Замечание 1

Всё, что находится вне этих сил, не имеет общемирового значения, и, следовательно, не оказывает непосредственного или определяющего влияния на историю.

Далее Вл.Соловьёв развивает свою мысль.

Мусульманский Восток стремится подчинить человека на всех уровнях его жизни, а также подавить его самостоятельность и свободу. Он отрицает прогресс, т.е. восходящее развитие человечества к светлому будущему.

Западная цивилизация – прямой антагонист Мусульманскому Востоку. Она стремится предоставить свободу личным формам жизни человека. Западная цивилизация отрицает всеобщее единство, но, в целом, выступает за прогрессивное развитие истории.

Славянский мир есть та сила, которая объединяет и сглаживает противоречия Мусульманского Востока и Западной цивилизации. А полным олицетворением Славянского мира является русский народ.

На основе этих умозаключений Вл.Соловьев строит свою концепцию Русской идеи, чей смысл сводится к вопросу о причинах существования России в мировом историческом процессе. Свою концепцию Вл.Соловьев строит исключительно в религиозном плане. Он рассматривает Русскую идею как провиденциальное, божественное предназначение России установить на Земле Царствие Божие. А Царствие Божие состоит в религиозно-мистическом единстве трёх составляющих элементов: церкви, государства и общества. Идеи Вл.Соловьева о Русской идеи подхватил и дополнил Н.Бердяев. Он доказывал, что Русская идея сама по себе является русским национальным духовным стержнем.

Концепция Вл.Соловьёва с её бытийно-сущностными характеристиками стала основой Русского Ренессанса (по-другому, Возрождения) начала 20 века. Вл.Соловьёв считал, что нельзя говорить о противоположности христианства идеям гуманизма, потому что именно христианство выразило идею устремлении личности к божественному началу (прежде всего, путём его постижения в самом себе через внутреннее совершенствование сознания и воли). Таким образом, христианство утвердило идею духовной открытости личности земному миру, в котором Бог открывает себя в вере, любви и кооперации с другими людьми.

Роль гуманизма и христианства в построении идеального общественного порядка

К разделению христианства и гуманизма привели церковный раскол и и усложнение социальной организации христианского общества. В результате, христианство забыло о том, что Бог един и принадлежит всем людям. Для христианства определяющую роль стал играть на сам Бог, а догматы официозной религии. Гуманизм же без христианства приобрел чуждый ему по природе антиклерикальный характер.

Нерелигиозный, антиклерикальный гуманизм стал рассматривать религию как разновидность культуры. Однако в этом и заключается ошибка, потому что культура приобретает смысл только в системе религиозных ценностей.

И Вл.Соловьёв делает вывод о необходимости преодоления разрыва христианства и гуманизма. В преодолении этого разрыва заключается возможность их сплав в единую веру. Это единение приведёт к тому, что религия придаст человеку цель и смысл его деятельности, а гуманизм через культуру даст средства для осуществления этого. Христианство и гуманизм не противостоят, а дополняют друг друга.

Замечание 2

Христианство Вл.Соловьёва принципиально стоит над какой бы то ни было конфессией, оно не имеет неразрывной связи с догматами, таинствами или обрядами. Его суть – любовь и сострадание к ближним людям. Поэтому христианство есть источник всеобщей морали и обновления единого человечества.

Таким образом, христианский гуманизм проявляется в едином процессе духовного и культурно-социального изменения мира.

  • В духовном измерении христианский гуманизм есть высшее единение сугубо религиозной и гуманистической интерпретации божественных начал земной жизни.
  • В социальном измерении христианский гуманизм есть переход от человека каким он есть к человеку каким он должен быть. А человек должен быть способным к личному самоотрицанию в деятельной христианской любви к людям и человечеству.

Достижение духовного и культурно-социального единения мира станет моментом перехода к христианскому обществу общего блага. Это будет такое общество, в котором эгоистические интересы людей и народов будут подчинены идеи нравственного порядка.

Критика идей христианского гуманизма

Основные недостатки концепции христианского гуманизма состоят в том, что

  • не учтён факт относительной самостоятельности разных сфер общественной жизни.
  • не учтена возможность нелинейность хода развития истории.
  • концепция христианского гуманизма исходит из того, что все люди обладают высшими христианскими добродетелями
  • не представлены исторические или логические доказательства возможности рассмотрение христианской церкви в качестве связующей силы всего человечества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :