Гуманизм как мировоззренческая система возникает в эпоху Возрождения. Ее основными мотивами является защита достоинства человеческой личности, ее самоценности, утверждение свобод личности и право быть счастливым. Гуманисты являются борцами с любыми формами человеканенавистничества.
Понятие «гуманизм» имеет несколько значений:
Основные черты гуманизма как этической концепции:
В работе Ю. Черного «Современный гуманизм» отражена классификация гуманистических направлений, автор которой Уоррен Аллен Смит.
Древний гуманизм античных и восточных философов, таких как Аристотель, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Перикл, Протагор, Конфуций.
Классический гуманизм — в эпоху Возрождения идеи гуманизма древности переосмысливаются в трудах таких мыслителей как Бэкон, Бокаччо, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Петрарка, в результате чего гуманизм получает новый виток развития.
Теистический гуманизм — особое направление, которое включает в себя идеи христианских теологов и христианских экзистенциалистов, о том, что человеку необходимо трудиться ради Спасения.
Атеистический гуманизм — движение, основанное на философии экзистенциалистов.
Коммунистический гуманизм — движение передовых умов, считающее, что Карл Маркс является последовательным гуманистом.
Научный гуманизм — совокупность взглядов, возникших в научную эпоху, основополагающим принципом здесь является вера в высшую ценность личности человека и его самосовершенствование.
Нормативный гуманизм — концепция, согласно которой обществу следует признавать, что у человека есть ряда потребностей, которые должны быть удовлетворены, и забота об этом должна лежать на плечах этого общества.
Гуманизм как особое движение возникает в эпоху Возрождения. Не смотря на то, что гуманисты этого времени обращались к античным философам, в этот исторический период возникает новая культура, которая особняком стояла против средневековой теологической культуры. Человек здесь начинает занимать «срединную» позицию между Богом и природой. Гуманитарное знание рассматривалось как ведущее. Один из первых итальянских гуманистов Петрарка говорил следующее: «к чему знать свойства зверей, птиц, рыб и змей, если не знать или не желать узнать природу человека, ради чего мы рождены, откуда приходим и куда идем».
Идеалистические представления о личности как о свободной, творческой силе, легло в основу для появления первых утопических утопий Т. Мора, Т. Кампанеллы и др.
в XIX – XX веках возникает кризис гуманизма, причиной которого становятся сомнения о возможности человека жить как свободная и творческая личность в современных условиях.
В XX веке возникает точка зрения, что гуманизм привел к снижению духовной культуры, положил конец с средневековыми религиозными традициями. Происходит «омассовление» культуры. Х. Ортега-и-Гассет считал, что необходима дегуманизация искусства. Н.А. Бердяев также считал, что гуманизм утверждает «человекобожество» и отдаляет человека от богочеловечества. Это, по мнению философа приведет к увяданию творческих способностей и истреблению человечества, а также философ видел в гуманизме, результат возникновения нигилизма и социализма.
Для различных сторонников неомарксизма характерна критика капиталистического общества за то, что оно игнорирует автономность человека. Эти идеи характерны для Франкфуртской школы, М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе.
В экзистенциализме М. Хайдеггера звучит идея о необходимости человека прислушиваться к «истине бытия», отказа от покорения внешнего мира при помощи техники и науки. Ж.П. Сартр, напротив, считал, что экзистенциализм — это гуманизм, человек свободен поступать так, как желает, и за счет только его действий и формируется его судьба.
В 20-30-е годы прошлого столетия в Германии вводится понятие "третьего гуманизма". И. Йегер стремился приобщить идеи греческой культуры и смоделировать их в современную немецкую культуру и сферу образования.
Сторонники «теоретического гуманизма» в структурализме и постструктурализме считали, что человек растворяется в различных структурах. К. Леви-Стросс отказывался от рассмотрение гуманистических начал, утверждая первенство обезличенных структур. Такой принцип привел к идее «смерти человека» в постструктурализме (М. Фуко, Ж. Деррида), которая игнорировала ценностно-мировоззренческие установки.
Гуманизм в соверемнную эпоху представляет совокупность различных идей и концепций, возникающие в период между мировыми войнами и получающие интенсивное развитие в наши дни. Термин гуманизм сегодня употребляют агностики, рационалисты, атеисты, свободомыслящие с целью секуляризовать свои идеи от религиозных идеалов, метафизических систем, этический теорий, а также придать гуманистическим идеям независимость и силу.