Человек в христианской философии


Человек в христианской философии

Определение 1

В учении о человеке в христианской философии важное место занимает такое понятие как «образ Божий». Под ним понимают то, что отличает человека от животных. Согласно Библии только человек был создан по образу и подобию Божьему. Этим фактом обусловлено отношение к человеку в христианстве как к высшей духовной ценности. В образе Божьем выделяют три основных черты истинного христианина — свободу, разум и любовь.

Свобода человека

Одна из центральных идей христианской философии, касающаяся человека, это его свобода. Отцы церкви считали свободу одной их главных характеристик образа Божия в человеке.

Согласно христианским философам свободу подразделяют на три следующих вида:

  1. Природная свобода, которая свойственна всем людям, предполагает решение элементарных рутинных вопросов. Но вместе с тем, сюда относится и выбор между добрым или плохим действием, между Богом и дьяволом. Этой свободой не наделены животные.
  2. Свобода в сферах политики, экономики и социальных условий. Эту свободу согласно христианскому учению «придумывают» философы в Новом времени.
  3. Духовная свобода предполагает положительное применение человеком «природной свободы». Свобода заключается в выборе Христа, соблюдение его заповедей и борьбу со страстями. Подобная благочестивая жизнь подарит человеку свободу от греха. Духовная свобода позволяет человеку приблизиться к первым людям до совершения первородного греха. Потому что грехи и страсти — бремя человеческое, искажающее его истинную чистую природу.

Человек в христианстве понимается как личность, которая в той или иной степени обрела свободу от греха, и приобщается к Иисусу Христу. Все евангельские притчи так или иначе связаны с духовной свободой человека. Вспомним купца, который продал все свое имущество, отказавшись от всего. Этот человек нашел путь к духовной свободе и теряет интерес к «греховному богатству». Человек, подобно зерну горчичному был когда-то посажен Богом и, прорастая, он должен превратиться в огромное дерево, так и человеческая личность должна развиться на пути к свободе от греха, через духовный рост стать духовным деревом, в ветвях которого найдут пристанище птицы — человеческие способности и другие люди.

Разум и вера

Замечание 1

Разум — еще одна основная черта христианской личности. Многими учеными признается, что человек самое разумное существо, даже самый изощренный муравейник, создаваемый насекомыми, будет ниже по уровню интеллектуальных способностей человека, который осознанно создает постройки.

Несмотря на то, что разум в постсредневековую эпоху стал рассматриваться как нечто отдельное от религии, в христианском учении ум всегда воспевался, но, как и свобода, он понимался несколько иначе.

Здесь также можно выделить два вида разума:

  1. Природный разум — свойственный человеку по природе.
  2. Духовный разум — являющийся духовный опытом человека.

Христианину также нужен разум, как и вера, потому что он всю свою жизнь познает Бога, Божией воли, себя самого. «Светский» разум расстрачивает силы человека, он направлен в никуда, приводит к перманентному поиску и цинизму, потому что он не способен дать человеку непоколебимый смысл жизни.

Вопрос о соотношении разума и веры пытались решить многие философы. Христианский философ Фома Аквинский говорил, что все суждения, идущие вразрез с верой, являются ошибочными. Утверждался примат веры над разумом.

Все противоречивые и необъяснимые вопросы, Фома Аквинский решает путем выдвижения двух видов веры:

  • положения, постижимые разумным путем, например, положение о бессмертии души.
  • все то, что находится за границей разумного постижения, например, идея о первородном грехе. Однако эти христианские положения все равно остаются истинными.
Замечание 2

В современной философии изучается на ряду с рациональным познанием иррациональное. Вера, интуиция, бессознательное и другие формы бессознательного имеют такой же вес в научной сфере как и классические представления о рациональности.

Любовь к ближнему

Определение 2

Любовь, как духовная, всепрощающая, без проявления эгоистических порывов и корысти — одна из черт образа Божия в человеке. Любовь в христианском учении понятие не этическое, а онтологическое, оно определяет всю жизнь человека. Эта любовь не имеет ничего общего к земной любви, Христос заповедовал человеку любовь безусловную, универсальную. В ней каждый человек вокруг — брат, сестра, отец и мать, в ней нет понятия «чужой».

Также, человек, как образ и подобие Бога, христианскими философами рассматривается в трех следующих аспектах:

  1. Человек до совершения первого греха и потери рая, то есть человек в первозданном состоянии, таком как его создал Бог.
  2. После изгнания из рая условия человека как и он сам существенно меняются.
  3. Человек как часть Церкви.

О том, каков был человек в первозданном состоянии известно из библейских текстов. Человек, исходя из них, был создан как царь природы, всего живого на земле, ему дано нарекать каждое живое существо и повелевать ими. Он находится в самом центре бытия на земле. Поддавшись искушению, и вкусив плод от дерева добра и зла, первые люди теряют свое уникальное положение на земле, превращаясь из хозяина в раба. После этого события на протяжении всей истории человек стремится вернуть свое положение, пытаясь овладеть всем живым на земле, а также избавиться от бремени телесного бытия — болезней, эпидемий и т.д. и подчиненности природным стихиям.

Таким образом, человек, приобретая греховность своей души, как основное ее свойство, имеет два начала своей природы:

  • с одной стороны, человек — образ и подобие Бога,
  • с другой, человек — это источник греха, и эта склонность паразитирует на всем светлом, что имеется у человека.

Эта двойственность души человека является основным качеством человеческой природы в нынешнем состоянии.

Человек приближается к Богу, удаляясь от всего, что его отвергает. Григорий Нисский говорит, как и насколько человек способен познать Бога зависит только от него самого. Августин занимался изучением личности, как результата возникающих противоречий между волей человека и Божественной волей. При этом, он разделял мысль Платона, о душе и теле, как оболочке для души. Но для Августина тело — это не простая оболочка. Тело, так же как и душа, рассматриваются через концепцию творения и воскресения Христа. Согласно Августину, в его труде «В граде Божьем», в человеке есть нечто более глубокое, чем он сам. Богослов находит целую серию триад, свойственных человеку, проводя параллель с Богом, у которого три лица, при их единстве. Он дополняет сократовское утверждение «познай самого себя», которое для него означает познай себя через образ и подобие Божие.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :