Определение понятия "христианская философия" достаточно размыто. Христианская философия — это философия, вытекающая из веры. Ее следует отличать от догматики, которая является философией веры. Под христианской философией понимается мировоззрение, основанное на отрицании автономности человеческой мудрости и философии по отношению к вере. Это мировоззрение как учение об истине требует христианской веры, дающее философам максимум творческой свободы.
В христианской философии выходят на передний план такие вопросы, на которые философы посредством чистого разума не могли бы дать четких ответов. В рамках же христианской философии ответы на эти вопросы выводятся откровением: понятие творения; природа, как реальное и содержательное, завершенное сверхъестественным порядком.
Следует отметить, что для философии, как системы, (которая затрагивает все формы ментальной деятельности, и все области духовной жизни) зародившись в античности была характерна и богословская сторона, которая соответствовала религиозному сознанию античности. Ранняя христианскаая мысль не воспринимала идеи античной философии. И только в процессе развития христианской философии в Средневековье отцами церкви стали адаптироваться идеи античных философов. Принято считать, что зарождается христианская философия в III веке. В это время Климентом Александрийским и Оригеном закладываются основные проблемы христианской философии.
Наибольшую актуальность среди философов христианская философия приобрела в Средние века. Именно в Средневековье выделяются два основных периода христианской философии: патристика и схоластика.
Патристика — это философские и теологические воззрения религиозных представителей христианства в послеапостольские времена.
Патристика зарождается во II-III веках, когда образованные представители христианских убеждений стали выступать в защиту своей веры, применяя способы аргументирования, которые были сформированы античными философами. Защита, оправдание христианами убеждений гонимой церкви получила название апологетики.
Вторая задача патристики — экзегеза, то есть объяснение. Патристика предполагает учение отцов церкви. Труды отцов церкви писались как на латинском, так и на греческом, существует деление христианских средневековых философов по этому принципу. Представителем латинской патристики является Тертулиан, которому приписывается максима «верую, ибо абсурдно». Его знаменитый вопрос «Что общего у Афин и Иерусалимы, у Академии и церкви?» положил начало растущей контраверзы знания и веры.
Афанасий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Василий Великий занимались решением тринитарной проблемы (о единосущности Троицы), путь спасения они видели в обретении духовности. Задача экзегезы решалась при помощи отрицательной теологии, или апофатической теологии. Она предполагает поиск ответов, на вопрос "Что не есть Бог?" «Ареопагитики» - труд, соединивший в себе апофатическую и катафатическую (положительную) теологию. К восточной патристике также относят Иоанна Дамаскина.
Схоластика — это систематизированная философия средневековья, основанная на соединении христианских идей и философии Аристотеля.
Схоластический период также разделен на три этапа:
Схоластика зарождается в XI веке. Возможность систематизирования христианской философии появляется с появлением различных школ и развитием городов. Представители этого направления были убеждены, что Бога можно доказать при помощи формальной логики, возможности рационального познания сущего.
Значительной фигурой этого периода является Ансельм Кентерберийский. В своих трактатах философ создает естественное объяснение Бога, а также доказывает существование Бога только в самом понятии Бога. Согласно его трактатам даже безумец, утверждающий не существование Бога, тем не менее понимает смысл этого понятия. Наличие идеи Бога в сознании человека, таким образом, является доказательством объективного существования Бога.
Аврелий Августин — представитель латинской патристики, который соединил идеи неоплатонизма и христианства. Важнейшими идеями были идеи о не существовании зла, зло есть следствие отсутствия добра, при том, что добро абсолютно, а зло относительно.
Золотым веком схоластики становится XIII столетие. В это время сформировал свои основные идеи Фома Аквинский, который занимался христианизацией философских идей. К этому времени попытки соединить идеи Аристотеля с христианским учением стали исчерпывать себя. Адаптированием его идей и занялся Фома Аквинский. Его учение легло в основу ведущего католического направления — томизма.
Философ выделяет пять доказательств существования Бога:
Вместе с развитием христианской философии усиливается тенденция разделения, секуляризма, философии от богословия. Так например, Фома Аквинат считает, что с философской точки зрения невозможно сохранить идею о «начале» мира.
В этом случае речь идет не о примирении чистого разума с откровением, а о полном разделении одного от другого. Эта тенденция в итоге имела сильнейшее влияние на ход развития всей западной философии, в которой философия полностью отделена от духовного познания. Философия, для которой характерна внерелигиозная установка, что по мнению представителей христианской философии ошибочно. Так как познание невозможно только на основе чистого разума.