К основным философским категориям относят материю и форму. Они были предложены античными философами с целью разграничивать теоретические и эмпирические вопросы.
Понятие формы трактуется в зависимости каким образом и с чем она соотносится. Также именно вопрос о соотношении формы и материи привел к философскому разделению мыслителей на сторонников идеалистической и материалистической концепции. Во многом признание идеализма или материализма также определяет как трактуются эти философские категории.
В античной философии понятие формы, по Платону и Аристотелю, определялось как действующая сила, того, что действительно существует, в отличие от явления. Аристотель считал, что из формы создаются предметы. При этом сама форма является внутренним началом, которое делает предмет внутренне совершенным. Бог у Аристотеля тоже форма, чистая форма, как он его назвал. В философии Платона форма и материя это два противоположных понятия, так как вещи и идеи основы два противоположных мироздания. У Платона форма идеализируется, является совершенным образцом, в то время как материя является телесной природой. На основе формы демиург творит все материальное.
Подобную несколько наивно-реалистическую точку зрения решает Аристотель, приводя логическое построение определений формы и материи. Любая вещь состоит из материального проявления, то есть телесного, вещественного, и формы, как идеального, сущностного. Форма и материя не являются разрозненными и отделенными, они из одного состояние переходят в противоположное. На основе этой идеи Аристотель создал классическую родовидовую классификацию.
В философии определение формы и материи, которое предложил Аристотель, считалось в некоторой степени классическим, на основе этой теории философы разных эпох приводили свои дополнения, свое видение о соотношении материи и формы. Во многом на основании аристотелевских определений возникают философские противостояния между философами эмпирической направленности и философами рационалистической направленности, вопрос о форме и материи стал почвой для борьбы между материалистами и идеалистами, а также мыслителями, разделяющими теорию креационизма и ее противники.
Немецкий философ выделил две формы познавательной деятельности:
Согласно Канту, форма подразделяется на следующие виды:
Также существует номиналистическое понятие формы. Если Аристотель рассматривал форму как внутреннее начало, то представители номиналистической концепции считают, что форма это продукт рассудочной деятельности, который имеет значимость для мышленияя и не более. Представителями такой точки зрения являются: Антисфен в античности, в средневековой мысли эту идею отстаивали номиналисты, в современной философии — позитивисткое движение.
Например, для Декарта форма и материя независимы друг от друга, то есть они носят субстанциональный характер. Представители немецкой классической философии разделяли идею о диалектики формы и материи, придерживаясь мнения о том, что материя создана духом и им же управляется (И.Кант, Ф. Гегель, Ф. Шеллинг). П. Гольбах, Д. Дидро, Ф. Энгельс, Л. Фейербах — представители материалистической концепции — считали, что материя является высокоорганизованной субстанцией и все духовное является ее следствием.
В рамках религиозных направлений фундаментальная проблема заключается в вопросе создана ли материя Богом или она самоорганизуется.
В учении о материи выделяются атрибуты бытия материи: время, движение и пространство. К ее основным универсальным свойствам относят несотворимый и неуничтожимый характер материи, свойства причинности и отражения, вечности материи и постоянную изменчивость. Также одним из основных вопросов, связанных с материей, является вопрос о формах ее движения, под которым понимаются основные формы взаимодействия объектов между собой. Каждай вещи характерна совокупнсоть форма движений.
В современной философии вопрос о соотношении формы и материи становится все более гносеологической проблемой, то есть изучается все больше в рамках теории познания, все более заостряется акцент на языковой характер данной проблемы, а не онтологический.
Р. Рорти считает, что критерии формы и материи невозможно вывести логическим путем, эти понятия относительны к языку.
В постмодернисткой философии отказываются от этой проблемы, считая ее не значимой. Они рассматриваются ка производные дискурса. Такой подход однако не решил многие пробелы в учении о форме и материи, и не создал условий для единого научного мировоззрения.