Философская антропология – предмет философии, занимающийся рассмотрением человеческой сущности (философия человека), что издревле (начиная с древневосточной и античной философии) интересовала всех видных мыслителей.
Само наличие предмета подтверждает то, что нельзя полностью и объективно охарактеризовать природу человека, ее по праву считали “чудом мироздания”. Именно в этом соединяются две противоположных области: “область души” и “область тела” (духовное и материальное). Таким образом, именно мироздание есть объект понимания мира, стремящийся определить его внутреннюю логику, и в тоже время пытающийся понять смысл своего собственного бытия.
И. Кант, занимаясь рассмотрением подобных философских вопросов, сформулировал вывод о том, что философия как научный предмет призвана отвечать на три важнейших человеческих вопроса:
Все три вопроса основываются на одном, более общем вопросе: “что есть человек?”. Ряд французских философов, биологов, палеонтологов и антропологов, в их числе и П. Тейяр де Шарден утверждали, что человек определяется некой “осью и конечным этапом эволюции” и “определить (узнать) человека, значит, в сущности, попытаться понять, как появился окружающий мир и как он должен продолжать образовываться и развиваться дальше”.
Таким образом, сегодня существует определение о философской антропологии - наука о сущности и сущностной структуры бытия человека, его первостепенных отношений к факторам внешнего мира.
К основным факторам относят:
Философия античности длительное время рассматривала человека как образ Космоса, как “особый малый мир”, микрокосм. Человеческая духовная сущность часто отождествлялись с природной сущностью, полагая что человек есть важнейший неразрывный с природой субъект. Только со времен философа Сократа стали разделять в человеке материальное и духовное на две. Сократ утверждал, что каждый отдельно взятый человек имеет тело (дом для души) и душу, состоящую из разума и нравственности.
Первостепенная миссия человека – всегда стремиться к нравственному совершенствованию на фундаменте собственного познания истины бытия.
Демокрит, будучи представителем материалистического монизма в учении о сущности человека, в противовес Сократу, определял, что человек – всего лишь часть природы и, как вся природа, состоит из атомов (а значит, является материальным). Демокрит считал также что и душа состоит из атомов, поэтому и со смертью телесного наступает смерть душевная.
Платон, ученик Сократа, твердо позиционировал себя с точки зрения антропологического дуализма, которая трактует основные положения на духовной и телесной сферах.
По определению Платона: душа – является субстанция, которая и определяет человека человеком; тело - противоположная и враждебная душе материя; душа стремится к трансцендентному миру идей, является вечной; тело не вечно, а смертно; в гармонии единства и борьбы духа с телом и состоит вечный трагизм бытия и сущности человека; телесное характеризует человека как животный мир; душа возвышает человека над миром.
В философии средневековых мыслителей и философов человек оценивался как образ и подобие Бога. Душа является дуновением самого Бога, а сам человек рассматривается не с точки зрения разума и ума, а относительно сердца и души. Человек определен сам по себе великой троицей: разум, сердце и воля.
Это три составляющих его потенциала и внутреннего мира, которые играют роль в определении сущности и будущности личности. Главное характерное размежевание в данный период проходит не столько между телом и душой, сколько между “плотским человеком” и “духовным человеком”.
В социальном понимании человек является пассивным участником божественного устройства, существо которое несопоставимо и не соизмеримо с Божественным существом.
Важнейшая и первостепенная задача существования человека - приобщиться к Божественному мире и обрести спасение, которое спасет его от Страшного суда.
Наибольшие понятия и выводы по поводу философского устройства человека и общества дал Августин Блаженный, который в своих учениях опирался на философию Платона и его последователей.
Августин Блаженный утверждал, что человек есть прямая противоположность души и тела, которые являются независимыми друг от друга. Человек - нравственная и разумная душа, которая наделена земным телом. Человек - свободная личность, неразрывно связанная с Богом. Свобода человека заключается в выборе добра и зла. Зло глубоко коренится в природе человеческого бытия, а Бог - творец всей гармонии в мире, добра, благодати, любви и т.д.
Каждый человек, независимо ни от чего, ответственен за все свои деяния и поступки. Каждый человек, даже если это и ребенок, в первую очередь понимается как уникальная личность, наделенная неповторимыми качествами.
В эпоху Возрождения разные мыслители ставили человека на земную основу, отмечая его естественное стремление к свету, любви, счастью, добру и гармонии. Единство души и тела определялись больше как преимущество человека над остальными живыми существами, нежели как порок (как это было характерно для античной эпохи).
Философская концепция человека все больше и больше проникалась пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его неограниченность возможностей, а человек понимался чувствующем телом с характерными для него многочисленными эстетическими качествами и чертами.
Пико делла Мирандола утверждала, что человек занимает главное и первостепенное место в процессе мироздания, так как является причастным ко всему земному и небесному; человек и является творцом своего собственного счастья или несчастья, что обусловлено свободой выбора и его уникальными творческими способностями.
Философская антропология Нового времени формировалась под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научных знаний, новых открытий и новой культуры (эпоха гуманизма).
Т. Гоббс (1588-1679) противопоставлял понятия человека и общества. В противоположность Аристотелю, он утверждает, что человек - существо не общественное, а сугубо индивидуальное. Более этого, философ считал естественным состоянием общества, в котором ведется вражда на определенном уровне. Коренная основа такого состояния общества обусловлена конкуренцией между людьми в условиях новых экономических и социальных отношений.
Русская философия рассматривает проблематику философской концепции человека сугубо по двум направлениям: материалистическое и теологическое. Считается, что человеческая проблема обусловлена сложностью его философской составляющей, которая включает в себя пять основных концепций.
Первая концепция характеризуется на почве религиозной веры, подразумевающей сотворение человека Богом, его грехопадении и спасении Иисусом Христом (Богочеловеком), о бессмертии духовного, воскресение плотского, Страшном суде и т. д. Данная идея в определенные периоды являлась даже более могущественной, чем научные концепции. Умом до конца понять библейские понимания философии человека все еще сложно (отчасти невозможно), однако многие возвращаются к этим положениям и сегодня на уровне чувственных и эмоциональных ощущений.
Вторая концепция, определенная греками - homo sapiens, что заключается в определении человеческого рода, которому присуще уникальное и особенное деятельное начало - разум. При помощи разума и ума человек способен познать сущий мир, бытие и самого себя. Разум есть частица Божественное мира, которая всячески порождает миропорядок и гармонии в нем.
Третья концепция проблемы человека вообще отрицает какую-либо специфическую особенность и склонность человека к разуму. Она определяет Человеческий дух как высшее развитие всех его психических способностей, которые также отмечаются и у высокоорганизованных животных. Поэтому данное философское положение трактует, что и человек есть специфический вид животного и, в первую очередь, не умное существо, а определяемое собственными потребностями и влечениями.
Четвертая утверждает, что тысячелетняя история человека является путем упадка, а не развития. Последователи такой теории полагают, что человек наихудшем образом (среди други животных) приспособлен к внешнему окружающему миру. Ему даны чувства и особые ощущения, которые мешают выживать и властвовать над другими видами. Человек являет собой не только тупик развития, но и тупик всей жизни вообще. Большая часть всей энергии потребляется разумом, потому что он не наделен инстинктами и от этого не знает, как управлять данным ресурсом. Из-за собственной биологической слабости и собственного бессилия (неприспособленности) он создает цивилизации, государства, права, производство и т. д. Духовная сфера человека - есть демон, паразит, который внедряется в жизнь и в душу человека, чтоб разорвать их между друг другом. Человеческая история также рассматривается как естественный процесс вымирания, вымирание обреченного на эту учесть вида.
Пятая концепция - атеистическая антропология, которая полагает, что Бог как отдельное существо не может существовать по причине ответственности, свободы, предназначения и самого смысла человеческого бытия. Человек остается величайшей тайной для своего собственного “Я”. Считается, что нельзя рассматривать отдельный образ человека как его объективную сущность, так как человек - это совокупность различных образов, составляющих его общую сущность (личность). Так, человек может и опуститься на последнюю ступень животного мира, а может и подняться до вершин духовного творчества. В человеке заложен зародыш к любой деятельности, потому его творческий потенциал не ограничен.